Рассказываем о современных персонажах, похожих на знаменитого сыщика
Работая над первыми рассказами о мастере дедукции, Артур Конан Дойл даже не представлял, насколько известным станет его персонаж. Прошло больше века, но книги о приключениях Шерлока до сих пор любимы читателями, новые фильмы и игры про Холмса выходят едва ли не каждый год, а современные писатели вдохновляются его образом при создании собственных неординарных героев.
Сегодня мы вспоминаем персонажей фантастики, прообразом для которых в той или иной степени послужил великий Шерлок Холмс.
Самый необычный и обаятельный злодей вселенной «Звездных войн» впервые появился в книгах Тимоти Зана на заре 90-х. Благодаря харизме и уму он моментально стал популярным. Рациональность и стратегическое мышление позволили Трауну выйти за рамки привычного образа «очень плохого парня». Тимоти Зан признался, что у его персонажа было несколько литературных и исторических прототипов, и наряду с великими полководцами там фигурирует Шерлок Холмс.
Траун рассудителен и подмечает куда больше, чем говорит. Одной из отличительных особенностей гранд-адмирала стала привычка скрупулезно изучать культуру народов, с которыми ему предстоит столкнуться, что позволяет ему понять своих врагов, найти и использовать их слабости. Такая вот «интеллектуальная разведка».
Интересно, что в романе «Союзники» Траун действует вместе с Дартом Вейдером (а в параллельной сюжетной линии — с Энакином Скайуокером), и тот, не отличаясь проницательностью напарника, выступает в роли эдакого доктора Ватсона.
В этом романе Великий Детектив не просто вдохновлен Шерлоком Холмсом, он буквально перенесен из мира Артура Конан Дойла, где призрачная собака на болоте обязательно окажется обманом, во вселенную, пронизанную тонкой и грустной осенней мистикой.
Повадки, манера речи и стиль расследования Великого Детектива легко узнаваемы, поскольку Желязны никогда не скрывал прообраз персонажа. В каком-то смысле автор воспользовался фигурой Шерлока Холмса как архетипического детектива. Того самого, великого и неповторимого. И у Желязны фигура сыщика играет новыми красками.
Он всегда немного «над» сюжетом, как будто уже просчитал все заранее. Этот герой достаточно умен, чтобы стать чем-то большим, нежели еще одна фигурка на шахматном поле, и из «a great detective» со временем превращается в «the Great Detective».
И еще немного об «отрицательном Шерлоке», который оказался на высоком военном посту в космической империи. Не то чтобы прямо злой империи, но... почти (только не говорите об этом тем, кто в ней живет). Мир, созданный математиком Юн Ха Ли, вообще не делится на черное и белое, здесь важнее расчеты и цифры. А персонаж, вдохновленный Холмсом, считается безумным. Познакомьтесь: «немертвый» генерал Шуос Джедао, не проигравший ни одного сражения в своей жизни.
Джедао — гений. Он происходит из касты Шуос, члены которой склонны жить в сложном мире высоких политических интриг. Но сам он предпочел военную карьеру и был успешен в ней, как никто другой, пока однажды не истребил собственную армию вместе с войсками противника. Тогда Джедао убили, признав его сошедшим с ума архипредателем. Но полностью отказаться от его «услуг» власти не смогли: сознание генерала, его «призрак», сохранили, чтобы затем использовать в сложных ситуациях. И вот в романе «Гамбит девятихвостого лиса» Джедао предстоит помочь талантливой военной Кел Черис захватить неприступную Крепость Игл. «Немертвый» генерал подмечает детали, которые остаются невидимыми для других, и, очевидно, ведет свою игру.
В чем же сходство с великим детективом, кроме выдающегося интеллекта? По крайней мере в том, что вместе с Кел Черис они образуют тандем персонажей, которые «слишком умны для системы». Каста Кел — простые военные, обязанные подчиняться приказам, и мыслить широко не входит в их задачу. Но главная героиня выбивается из установленных рамок, и Джедао всячески поощряет ее в этом. Перед нами драматичная история двух людей, слишком одаренных, чтобы быть понятыми и признанными. В каком-то смысле Джедао — это образ Шерлока Холмса, у которого никогда не было такого друга, как доктор Ватсон, и чья человечность потерялась в бушующем потоке гения.