Пересказываем истории из книг серии «Respectus»
Удивительные открытия и обскурантизм, смелые решения и операции, основанные на заблуждениях прошлого: история медицины удивительна, многогранна и неоднозначна. О тернистом пути к современным стерильным кабинетам и высоким технологиям рассказывает наша серия «Respectus». Мы же решили немного вас испугать — и собрали несколько интересных и леденящих душу фактов о юности науки врачевания. Заранее предлагаем порадоваться тому, что мы живем в XXI веке.
Сегодня учебники по коммуникации с пациентами уделяют много внимания первичному осмотру и диагностике. Опытные терапевты советуют поговорить с человеком, дать ему не менее минуты, чтобы высказаться, и только потом задавать вопросы и принимать какие-либо решения.
Увы, совсем недавно все было не так радужно. Вплоть до XX века для женщин у врачей имелись лишь два «диагноза»: истерия и блуждающая матка. А в более ранние периоды мало кто слушал даже мужчин:
«Недостаток понимания причин диагностированных заболеваний веками скрывался за нелепой историей о четырех телесных соках: крови, слизи, желтой желчи и черной желчи. Однако, основываясь на том, что причина заболевания или другого недуга кроется в дисбалансе между этими соками, хирург ничего не мог предпринять. Фактически ни одну из этих четырех жидкостей нельзя пополнить или вывести из организма (если, конечно, не брать в расчет кровопускание). Между прочим, никто даже не был уверен в том, что это принесет благоприятный результат. То было простым измышлением не оперирующих врачей!»
«Разрез! История хирургии в 28 операциях», Арнольд ван де Лаар
Конечно, результатов это не приносило, и сегодня даже страшно подумать, сколько пациентов погибло по вине теоретиков и их безумных идей.
Не менее интересной темой может стать и фармацевтика. Скажем сразу: среди старинных «препаратов» были и вполне действенные. Так, в Древнем Египте и Индии люди прикладывали к ранам заплесневелый хлеб, но целебные свойства пенициллина, который содержится в продуктах жизнедеятельности бактерий, были описаны только в XX веке.
Но часто наши предки пользовались крайне нетривиальными методами лечения. Одним из них является симпатический порошок, распространенный в эпоху Ренессанса. «Симпатическим» он назывался потому, что накладывался не на больное место, а на предмет, которым наносили удар или ранение. Считалось, что только так, при помощи звезд и магнитных импульсов, лекарство может передать свои свойства пациенту. Уже смешно? Тогда посмотрите на состав!
«Порошок был разработан для очень специфической цели — лечения ран от рапиры (разновидность шпаги). В его составе было множество причудливых ингредиентов, включая дождевых червей, мозги свиней, оксид железа и порошок мумии. В то время использование порошкообразной мумии в медицине было довольно распространенным явлением. Врачи веками прописывали их от всевозможных недугов — эта практика появилась в XII веке, когда люди заметили, что мумифицированные трупы чрезвычайно хорошо сохранились».
«Дикая медицина», Дэвид Хэвиленд
Способы экстренного оживления организма тоже были своеобразными, как и представления о способностях человеческого тела. Только взгляните на «Инструкцию по оказанию помощи утопленникам» от знаменитого швейцарского врача XVIII века Самюэля Огюста Андрэ Давида Тиссо:
«Если человек провел под водой четверть часа, не остается практически никаких надежд, что он придет в себя: иногда всего двух или трех минут в такой ситуации достаточно, чтобы умереть. Тем не менее, поскольку существуют обстоятельства, способные продлить жизнь дольше установленного времени, нам не следует сдаваться слишком скоро. Известны случаи об утопленниках, которые оживали даже после двух или трех часов под водой».
«Безумная медицина», Томас Моррис
Ох, и польстил Тиссо роду человеческому! Современная медицина утверждает, что за 4 минуты без кислорода мозг получает серьезное повреждение, а уже через 7 минут неизбежны кома и смерть.
Не менее интересными кажутся и методы спасения. Врач советует не только растирание и кровопускание, но и искусственное дыхание. Ну, слава Богу, подумаете вы, хоть один нормальный способ помочь. Не тут-то было! «Спасателям» во время работы с пациентом хорошо бы... курить!
«Сильный и здоровый человек должен впустить свое теплое дыхание в легкие пациента; табачный дым, если табак есть под рукой, необходимо ввести в рот с помощью трубки».
«Безумная медицина», Томас Моррис
И еще немного черного исторического юмора: два отверстия, по мнению Тиссо, гораздо лучше, чем одно:
«Табачный дым необходимо как можно быстрее вдуть в кишечник через задний проход. Две трубки нужно хорошо раскурить и применить: конец одной следует поместить в задний проход, а дым от второй вдувать в легкие».
«Безумная медицина», Томас Моррис
Кстати, клизмы (в том числе и дымовые), растирания и кровопускания были универсальными средствами. Их применяли и для спасения утопленников, и для воскрешения людей с сердечными приступами или инсультами. Врачи видели слабый КПД такой терапии — и продолжали искать новые методы помощи пациентам.
Ну, и напоследок еще одна медицинская страшилка. Долгое время переломы и легкие травмы без повреждений внутренних органов могли обернуться смертью. У врачей просто не было эффективных средств для обеззараживания тканей, необходимых знаний об ампутации и лечении огнестрельных ранений, например.
«Однажды ночью, после очередного долгого дня сражения за Турин в 1537 году, молодого военного хирурга из Франции Амбруаза Паре терзали тревожные мысли. Территория, на которой происходило сражение, была усеяна жертвами стрельбы из арбалетов и ружей, но Амбруаз никогда прежде не сталкивался с огнестрельными ранениями. В какой-то книге он прочитал, что через рану в организм может попасть „пороховой яд“ и, чтобы это предотвратить, в нее нужно заливать горячее масло: врач зачерпывал половником кипящий жир и обрабатывал им раны. Однако пострадавших было так много, что масло заканчивалось, едва он успевал пересечь половину поля битвы. Особенно беспокоили его судьбы оставшихся солдат, лечение которых ограничивалось лишь нанесением на раны мази из розового масла и яичных желтков».
«Разрез! История хирургии в 28 операциях», Арнольд ван де Лаар
В итоге небезразличный Паре стал первым, кто предложил проводить ампутации не раскаленным ножом, чтобы остановить кровотечение (этот метод приводил к гангрене), а только после перевязки крупных сосудов шелковой нитью. Он же усовершенствовал хирургические инструменты и протезы, а также начал активно экспериментировать со средствами дезинфекции. Увы, найти эффективный метод промывания ран удалось только в XIX веке знаменитому хирург Джозефу Листеру.
Больше интересных историй вы найдете в книгах серии «Respectus», а по промокоду ЖУРНАЛ вы сможете купить их со скидкой 20%.