19 октября, 2023

Вредные советы для правителя: о чем на самом деле «Государь» Никколо Макиавелли

Перечитываем самый известный философско-политический трактат

В середине XVI века с легкой руки участников Тридентского собора «Государь» Никколо Макиавелли превратился в трактат, написанный «рукой Сатаны». Через десять лет после этого все сочинения этого автора были включены в «Индекс запрещенных книг». А в середине XVIII столетия сам Фридрих Великий, король Пруссии, попытался опровергнуть тезисы итальянского мыслителя в трактате «Анти-Макиавелли».

«Я дерзаю ныне выступить на защиту человечества от чудовища, которое желает его уничтожить», — писал Фридрих.

-22% Макиавелли. Государь. История Флоренции. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия Никколо Макиавелли 594 ₽ 762 ₽ -22% Купить

Удивительно, что среди философов, а позже и политологов «Государь» столетиями считался фундаментальным трудом, объединяющим знания о политике и экономике, а для правителей этот трактат был костью в горле. Хотя должно быть наоборот. Что-то явно пошло не так или мир неправильно понял Макиавелли? Давайте разбираться.

Государь может делать с подданными все, что пожелает

Но лучше подумать о последствиях

«Колонии не требуют больших издержек, <...> и разоряют они лишь тех жителей, чьи поля и жилища отходят новым поселенцам».

«Тратить можно либо свое, либо чужое. В первом случае полезна бережливость, во втором — как можно большая щедрость».

«Что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись. <...> Любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх».

Итак, Макиавелли вроде бы предлагает новому правителю не церемониться с народом. Но почему так откровенно? Ведь «Государь» только посвящен представителям дома Медичи Николло Макиавелли сделал два посвящения. Сначала трактат был адресован Джулиано Медичи, а затем его отцу — Лоренцо Медичи. , но был написан для широкой аудитории, и читали его в том числе и те, кто мог попасть под горячую руку власть имущего. Создается ощущение, что Макиавелли повлиял не только на политологию, но и на жанр «вредных советов», подсветив пороки правителей и тем самым предупредив сограждан о коварстве и алчности государей.

Кроме этого, в самом трактате Макиавелли развенчивает миф об аморфности и покорности народа, хотя будто бы продолжает отстаивать единовластие:

«Государю надлежит быть в дружбе с народом, иначе в трудное время он будет свергнут. <...> И пусть мне не возражают на это расхожей поговоркой, что, мол, на народ надеяться — что на песке строить. Поговорка верна, когда речь идет о простом гражданине, который, опираясь на народ, тешит себя надеждой, что народ его вызволит, если он попадет в руки врагов или магистрата. <...> Но если в народе ищет опоры государь, который не просит, а приказывает, к тому же бесстрашен, не падает духом в несчастье, не упускает нужных приготовлений для обороны и умеет распоряжениями своими и мужеством вселить бодрость в тех, кто его окружает, он никогда не обманется в народе и убедится в прочности подобной опоры».

Цель оправдывает любые средства

Но... не все так однозначно

Термин «макиавеллизм», обозначает государственную политику, основанную на культе грубой силы и пренебрежении нормами морали. А появился он, как вы понимаете, благодаря автору «Государя». Но был ли сам Макиавелли макиавеллистом — большой вопрос, хотя, судя по трактату, он не видит ничего плохого в жестокости и лицемерии:

«Александр VI всю жизнь изощрялся в обманах, но каждый раз находились люди, готовые ему верить. Во всем свете не было человека, который так клятвенно уверял, так убедительно обещал и так мало заботился об исполнении своих обещаний. Тем не менее обманы всегда удавались ему, как он желал, ибо он знал толк в этом деле. Отсюда следует, что государю нет необходимости обладать всеми названными добродетелями, но есть прямая необходимость выглядеть обладающим ими».

Большинство исследователей Макиавелли подчеркивают, что автор и сам был дипломатом, близко знакомым с политической кухней. А значит, на опыте убедился, что политика — дело грязное. Отрицать наличие антигуманных и аморальных рекомендаций в тексте «Государя» бесполезно, но и не видеть за ними насмешки и опровержения — тоже.

Лоренцо Медичи, портрет кисти Джорджо Вазари. Джулиано Медичи, портрет кисти Рафаэля Санти

Макиавелли был одним из первых, кто развенчал миф о правителе как о «помазаннике Божьем» (и, возможно, именно из-за этого «Государя» холодно встретили адресаты текста — Джулиано и Лоренцо Медичи). А его концепция управления страной — не утопична, а реалистична.

Главная цель — благополучие земли, вверенной государю, — действительно должна быть достигнута любыми путями. Но рассказывая о том, что правитель может играть нечестно, Макиавелли в то же время подчеркивает, что он должен быть примером для народа, окружать себя достойными советниками и заботиться об укреплении границ государства. Что ж поделать — время такое, всегда нужно было быть начеку.

«Государю следует не только следить за порядком и учениями в войске, но и самому почаще выезжать на охоту, чтобы закалить тело и одновременно изучить местность, а именно: где и какие есть возвышенности, куда выходят долины, насколько простираются равнины, каковы особенности рек и болот. Такое изучение вдвойне полезно. Прежде всего благодаря ему лучше узнаешь собственную страну и можешь вернее определить способы ее защиты; кроме того, зная в подробностях устройство одной местности, легко понимаешь особенности другой».

Правитель должен принимать решения единолично

Но есть нюансы

Кстати о советниках. Им Макиавелли уделяет сразу две главы — XXII и XXIII, в которых рассказывает, как выбирать приближенных и как избегать льстецов. И тут интересно, что автор исключает модель единоличного правления и как само собой разумеющееся выдвигает идею о мудром окружении государя:

«Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает; если это люди преданные и способные, то можно всегда быть уверенным в его мудрости, ибо он умел распознать их способности и удержать их преданность. Если же они не таковы, то и о государе заключат соответственно, ибо первую оплошность он уже совершил, выбрав плохих помощников».

Через несколько абзацев Макиавелли делает оговорку: «государь всегда должен советоваться с другими, но только когда он того желает». Однако и тут мысль развивается несколько неожиданно: правитель, по мнению Макиавелли, всегда должен советоваться с окружением и провоцировать помощников на максимально честные ответы:

«Однако сам он должен широко обо всем спрашивать, о спрошенном терпеливо выслушивать правдивые ответы и, более того, проявлять беспокойство, замечая, что кто-либо почему-либо опасается говорить ему правду».

Человек всегда во власти обстоятельств

На самом деле — нет

Мысль о том, что человек — сам творец своей судьбы, в действительности довольно новая. И в начале XVI века, когда был написан трактат, она точно не казалась такой уж аксиомой: и личные неудачи, и государственные проблемы частенько объявлялись «божьей волей» и списывались на происки «фортуны».

«Студия Боттичелли», картина кисти Элеоноры Фортеск-Брикдэйл, с изображением семьи Медичи

Макиавелли и сам был не против отдать половину ответственности на аутсорс, но... ни капли больше. А в «Государе» он убеждает своих читателей, что и они на что-то годны:

«Я знаю, сколь часто утверждалось раньше и утверждается ныне, что всем в мире правят судьба и Бог, люди же с их разумением ничего не определяют и даже ничему не могут противостоять; отсюда делается вывод, что незачем утруждать себя заботами, а лучше примириться со своим жребием».

Автор трактата уподобляет судьбу бурной реке, которая «разбушевавшись, затопляет берега, валит деревья, крушит жилища, вымывает и намывает землю». Но при этом уверяет, что ничто не мешает людям принять меры предосторожности в спокойное время и «возвести заграждения и плотины так, чтобы, выйдя из берегов, река либо устремилась в каналы, либо остановила свой безудержный и опасный бег»:

«То же и судьба: она являет свое всесилие там, где препятствием ей не служит доблесть, и устремляет свой напор туда, где не встречает возведенных против нее заграждений».

Тирания — лучшая форма правления.

Если вы подозреваете в этой идее Макиавелли, перечитайте трактат внимательно!

«Государь» — трактат, который нуждается во внимательном и медленном изучении. Жан-Жак Руссо в труде «Об общественном договоре» писал о тексте: «Делая вид, что дает уроки королям, он преподал великие уроки народам. „Государь“ Макиавелли — это книга республиканцев».

В качестве одного из главных и наиболее ранних авторов-республиканцев его рассматривают и современные исследователи, например адепты Кембриджской школы политической мысли. Во-первых, Макиавелли не только автор «Государя». Из-под его пера вышло еще несколько книг, в том числе «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», где политик напрямую говорит о своих республиканских взглядах. А во-вторых, даже «Государя» невозможно назвать «идолопоклоннеческим» текстом, воспевающим тиранию. Достаточно посмотреть на те фрагменты, где автор рассказывает о свободных городах:

«В действительности нет способа надежно овладеть городом иначе, как подвергнув его разрушению. Кто захватит город, с давних пор пользующийся свободой, и пощадит его, того город не пощадит. Там всегда отыщется повод для мятежа во имя свободы и старых порядков, которых не заставят забыть ни время, ни благодеяния новой власти. Что ни делай, как ни старайся, но если не разъединить и не рассеять жителей города, они никогда не забудут ни прежней свободы, ни прежних порядков и при первом удобном случае попытаются их возродить, как сделала Пиза через сто лет после того, как попала под владычество флорентийцев».

Этот «совет», данный правителю, несколько похож на предупреждение: какой смысл утверждать свою власть в городе, который все равно придется разрушить, а жителей — рассеять? Однако процесс объединения таких городов-государств, коим являлась и родная автору Италия, по-мнению Макиавелли, вполне возможен.

Панорама современной Флоренции

В XXVI главе — «Призыве овладеть Италией и освободить ее из рук варваров» — он резко меняет тон. Расчетливый холодный автор превращается в пылкого гражданина, который ратует за свободу и процветание родной земли.

«В Италии же достаточно материала, которому можно придать любую форму. Велика доблесть в каждом из ее сынов, но, увы, мало ее в предводителях. Взгляните на поединки и небольшие схватки: как выделяются итальянцы ловкостью, находчивостью, силой. Но в сражениях они как будто теряют все эти качества. Виной же всему слабость военачальников».

А зачем Макиавелли государь-объединитель?

Итак, мы поняли, что автор не сторонник тирании. Но почему человек, который некоторое время занимал должность секретаря Флорентийской республики и жил в свободном городе, мечтал о правителе, способном объединить земли Италии?

Дело в том, что в конце XV начале XVI веков страна была погружена в смуту. Правители отдельных городов-государств не могли договориться между собой, отстаивая собственные интересы и власть. Пользуясь их слабостью, на земли Италии претендовали короли Франции и Испании, а также папы Римские, которые сменяли друг друга, но не отказывались от идеи прибрать к рукам побольше владений. В самой Флоренции после эпохи Савонаролы (ставленника Карла VIII Франзузский король, временно захвативший власть над городом. ) республиканские институты потеряли былую силу. Видя бедственное положение родины, Макиавелли призывает правителя-итальянца положить этому конец:

«Итак, нельзя упустить этот случай: пусть после стольких лет ожидания Италия увидит наконец своего избавителя. Не могу выразить словами, с какой любовью приняли бы его жители, пострадавшие от иноземных вторжений, с какой жаждой мщения, с какой неколебимой верой, с какими слезами!»

***

Трактат «Государь» — безусловно спорный текст, вызывающий множество эмоций. Но составить свое мнение вы сможете, только прочитав его самостоятельно. А чтобы чтение стало более приятным, дарим скидку 20% на все издания книги по промокоду ЖУРНАЛ.

Читайте также