Кинокартины, созданные Фицджеральдом, Ремарком и другими известными авторами
Талантливый человек талантлив во всем? По крайней мере в случае с писателями так часто и бывает. Многие из них не только уединяются в своих уютных кабинетах, создавая очередной шедевр, но и пишут сценарии к фильмам. В истории кинематографа немало известных картин, к которым приложили руку любимые авторы. Вспомним пять из них.
В 1937 году Скотт Фицджеральд стал сценаристом Голливуда. Продолжалась Великая депрессия, и даже знаменитый писатель нуждался в деньгах. На «фабрике грез» автору «Великого Гэтсби» продюсеры заявили: «Мы вас берем за вашу индивидуальность, но на время нашего с вами контракта вы лучше о ней забудьте». Видимо, писатель пытался это сделать с помощью виски, но получилось плохо. Его единственный самостоятельный сценарий, текст к фильму «Три товарища», был изменен до неузнаваемости, хотя в титрах имя Фицджеральда осталось. Позже оригинальный текст был опубликован отдельной книгой.
Также автор «Великого Гэтсби» приложил руку и к созданию «Унесенных ветром», отредактировав сценарий будущего фильма. Роман Маргарет Митчелл он считал «хорошим», но «не очень оригинальным и во многом повторяющем ’’Повесть о старых женщинах’’, ‘’Ярмарку тщеславия’’». Ну вот, кажется, и все. Работу Фицджеральда в Голливуде можно было бы назвать провальной, если бы не ряд автобиографических новелл и один прекрасный, но незаконченный рассказ.
Писатель Дос Пассос вспоминал: «Трагично, что Скотт Фицджеральд умер, не дописав “Последнего магната”. Законченные главы вполне можно причислить к тем значительным явлениям в литературе, которые оказывают влияние на ход развития культуры вообще».
Раз уж мы заговорили о «Трех товарищах», время вспомнить и о самом Ремарке. Его сценариям, в отличие от работ Фицджеральда, повезло куда больше. В 1955 году вышел фильм «Последний акт», ставший первой послевоенной немецкой кинолентой, в которой переосмысливается образ Гитлера, а три года спустя состоялась премьера драмы «Время жить и время умирать». Ее сюжет основан на одноименном романе самого Ремарка. Режиссером картины выступил Дуглас Сирк.
«Я увидел в нем способного и понимающего человека. Он знал, что хочет сделать с моей книгой», — вспоминал впоследствии писатель о Сирке. Сам Ремарк в этом проекте выступил не только как сценарист, но и как актер, сыграв эпизодическую роль профессора Польмана.
Известный писатель, ученый и изобретатель Артур Кларк впервые попробовал себя в роли сценариста именно в «Космической одиссее». Основой сюжета стал его же рассказ «Часовой», но, сотрудничая со Стэнли Кубриком, Кларк переработал идею, и после выхода фильма в свет появился роман «2001: Космическая одиссея».
Кстати, «Часового» Кубрик прочел уже после знакомства с его автором. После съемок фильма «Доктор Стрейнджлав» режиссер заинтересовался вопросами жизни внеземной цивилизации, и в качестве эксперта и возможного соавтора коллеги посоветовали мэтру Артура Кларка, которого Кубрик искренне считал чудаком и отшельником. Писатель предложил для экранизации шесть рассказов, и режиссер сделал, возможно, самый правильный в своей жизни выбор.
«Космическая одиссея 2001 года» стала культовой лентой. По версии Американского института кино, это лучший научно-фантастический фильм в истории Голливуда, а международные критики признали его одним из лучших в истории мирового кино.
По правде говоря, вынесенный в заголовок фильм не самая известная работа Аксенова-сценариста, а все потому, что в год предполагаемой премьеры автор покинул Союз писателей СССР и еще через пару лет эмигрировал в США. Лента была отложена на полку и вышла на экраны спустя десять лет. А жаль! Эта музыкальная комедия с Николаем Караченцовым в главной роли могла бы занять свое место в списке популярных фильмов, где-нибудь рядом с «Человеком с Бульвара капуцинов», например.
Всего за свою карьеру Василий Аксенов написал больше десятка сценариев. Большинство из них основаны на его же собственных произведениях. Самым успешным можно назвать ленту «Мой младший брат», снятую Александром Зархи по повести «Звездный билет».
Брэдбери — чемпион нашей подборки по количеству созданных им киносценариев: 28 текстов! За некоторые из них писатель получил престижные награды, но основной заслугой фантаста в кино считается адаптация «Моби Дика». Подобно огромному морскому чудовищу, роман не давался в руки сценаристам, и только автору «Вина из одуванчиков» и «Марсианских хроник» удалось его «приручить», несмотря на многие трудности. Во-первых, до предложения, поступившего от режиссера Джона Хьюстона, писатель просто не читал «Моби Дика», а во-вторых, интеллигентному и мягкому Брэдбери пришлось нелегко на одной съемочной площадке с едким Хьюстоном.
История отношений сценариста и режиссера впоследствии нашла отражение в рассказе писателя «Банши», ставшего частью романа «Зеленые тени, Белый Кит».