Какие философские теории исследователи «Винни-Пуха» видят на страницах сказки?
Наивная, на первый взгляд, история Алана Милна на самом деле имеет глубокий философский подтекст. Кто бы мог подумать, что воздушный шарик в руках Пятачка – далеко не детская забава. Он символизирует Землю, которая вращается вокруг Солнца, а еще… беременность (и тут не обошлось без Фрейда!). Философские и психологические теории, посвященные любимому всеми медвежонку, весьма разнообразны. Расскажем о самых любопытных.
В любой непонятной ситуации главный герой Милна пишет стихи. Он слагает их, когда хочет осмыслить сложную ситуацию или зафиксировать свою оценку происходящего, и это напоминает попытки древнего человека объяснить явления окружающего мира с помощью мифов. Отсылки к мифологическому мышлению в тексте Алана Милна находит культуролог Вадим Руднев.
Думаете, случайно действие сказки происходит в лесу? Почему, на ваш взгляд, персонажи живут на деревьях? Это напоминание об архетипе мирового древа, ветви которого соотносятся с небом, ствол – с земным миром, а корни – с преисподней. Помните эпизод, в котором Винни-Пух лезет на дерево за медом? Это напоминает путешествие скандинавского бога Одина по древу жизни Иггдрасиль, пропитанного живительным священным медом. Противоположность дерева – это нора. В ней живет Кролик, в ней застревает Пух, и в нее же медведь и Пятачок хотят заманить Слонопотама.
«В голове моей опилки, да, да, да», – беззаботно напевает главный герой сказки. Это прямая отсылка к Сократу, утверждавшему, что его мудрость состоит лишь в том, что он знает, что ничего не знает. По мнению британского исследователя Джона Тайермана Уильямса, автора книги «Винни-Пух и философы», герой Милна пребывает в бесконечном духовном поиске: очевидно же, что мёд символизирует философскую истину, до которой он хочет докопаться. Вспоминает Уильямс и Демона Сократа, который на самом деле совсем не демон, а что-то типа ангела-хранителя: он есть и у Винни-Пуха, ведь к поиску меда его подталкивает внутренний голос.
Теперь перейдем к спорам о Земле. Древнегреческий философ Анаксимандр, проживавший в VI веке до нашей эры, утверждал, что наша планета имеет форму цилиндра. Уже после его смерти Пифагор, а затем и Аристотель решили, что Земля круглая, и Винни-Пух поддерживает эту теорию. Воздушный шар, на котором он летит за медом, символизирует нашу планету. А вот ослик Иа-Иа придерживается ранних взглядов и радуется пустому горшочку цилиндрической формы, ведь он похож на Землю в представлении Анаксимандра. Ослик засовывает в горшок и вынимает из него лопнувший шарик, и это свидетельствует о его движении к истине: однажды вынув кусочек резины из цилиндра, он уже не засунет его обратно, потому что поймет, что Земля – круглая.
Медведь с опилками в голове, сочиняющий бессмысленные кричалки и слоняющийся по лесу, – это яркий пример личности, идущей путем дао. Так, по крайней мере, считает писатель Бенджамен Хофф. Его книга «Дао Винни-Пуха» в свое время продержалась в списке американских бестселлеров на протяжении 49 недель.
Иероглиф «Пу» в переводе с китайского означает «кусок необработанного дерева». Если вы, как и герой Милна, умеете радоваться жизни, сохраняя простодушие, будьте уверены: «принцип Пу», на котором основывается учение даосизма, вам знаком.
Мудрому медвежонку Хофф противопоставляет Сову, которая стала воплощением академических знаний и их бессмысленного использования в жизни. Он даже цитирует заключительную часть учения «Дао дэ цзин», в котором говорится: «Мудрость – это не знание, знание – это не мудрость». Главное – быть в гармонии со своей Внутренней Природой, следовать за ней, и у Винни-Пуха это прекрасно получается.
Тот же Вадим Руднев утверждает, что весь текст «Винни-Пуха» – это изображение детской сексуальности. Он вспоминает белых лошадей, которых боялся маленький пациент Зигмунда Фрейда (ему посвящена работа «Анализ фобии пятилетнего мальчика»), и сравнивает их с животными-монстрами из сказки Алана Милна: Слонопотамом, Щасвирнусом, Ягуляром.
Этим сравнением Руднев не ограничивается. Он уверен, что детская сказка Милна содержит скрытый «эротический код». Судите сами: имя Слонопотама на языке оригинала содержит корень «lump» – «нечто огромное и набрякшее», проще говоря, фаллос. В свою очередь, нора символизирует вульву, а проникновение через нее – «субституцию полового акта и рождения». Застрявший в ней Медведь, по всей вероятности, переживает родовую травму.
Мед – это «индикатор сексуальности». Пустой горшок, который Пух преподносит Иа-Иа, – это «“обессемененный” пустой фаллос». Но ослик радуется подарку и находит удовлетворение в «символической мастурбации». «Входит… и выходит!», – повторяет он.
Что же касается воздушного шарика, то это, конечно же, символ беременности, который Поросенок дарит Ослику, поскольку испытывает к нему скрытое сексуальное влечение.
Согласно Рудневу, образ Пуха символизирует мужское начало, а Пятачка – женское. Это можно заметить и в сцене поимки Слонопотама, когда герои с криками падают друг на друга, разыгрывая таким образом половой акт.