Скандал едва ли не мирового масштаба, разразившийся между Елизаветой II и Меган Маркл, закрепил за британской королевой амплуа не только властной женщины, способной разрушать браки членов своей семьи или навсегда отлучать непокорных родственников от двора, но и безусловного консерватора. Так что сложно поверить, что когда-то и сама она пошла наперекор воле родителей в вопросах любви. И, похоже, ни разу об этом не пожалела.
Исторический роман Дженнифер Робсон «Платье королевы» повествует о мастерицах, стоявших за созданием подвенечного наряда Елизаветы II. Рассказываем, что же предшествовало появлению крон-принцессы на венчальной церемонии в том самом платье и как хрупкая девушка со своей любовью оказалась сильнее обстоятельств.
Лилибет, а именно так и называли маленькую принцессу близкие, и помыслить не могла о том, чтобы стать королевой. Возглавить государство должен был ее дядя Эдуард VIII. Однако любовь к разведенной американке побудила его отказаться от престола, а его место занял отец Елизаветы. И девушка стала крон-принцессой. Такой статус накладывал на наследницу обязательства как в политике, так и в личной жизни. Она больше не имела права и думать о замужестве с каким-нибудь фермером, как она хотела в детстве.
Елизавета страстно любила лошадей и верховую езду, поэтому владелец дюжины конюшен в качестве супруга оказался бы весьма кстати. Тем не менее замуж за коневода она не вышла, но в возлюбленные себе выбрала курсанта-моряка, что, на взгляд королевского семейства, было немногим лучше, чем фермер.
Будущего офицера звали Филипп, и единственное, чем он мог похвастаться перед королевской семьей, — это своим благородным происхождением. Он, принц Греческий и Датский, родился в 1921 году на острове Корфу в королевской семье, потерявшей власть. Его дядя был свергнут с престола, отец, впав в тяжелую депрессию после утраты всех регалий, с позором бежал из страны, а мать на фоне всех потрясений и вовсе лишилась рассудка. Согласитесь, не слишком привлекательная биография для возлюбленного будущей королевы.
Семья была против, но Лилибет уже все решила. Встретив статного блондина на одном из многочисленных приемов, она поняла, что регалии и состояние не имеют значения, когда речь идет о настоящей любви.
Молодые люди пустились в долгую переписку, невзирая на недовольство британской королевской семьи. Увы, судьбоносное знакомство произошло накануне Второй мировой войны. С началом боевых действий Филипп отправился на фронт, куда, к слову, вслед за ним хотела поехать и Елизавета. Будущей правительнице рисковать своей жизнью не позволили, а вот ее возлюбленный прошел всю войну и вернулся домой с почестями и наградами.
Пока Филипп и Лилибет писали друг другу длинные нежные письма и ждали встречи, отец принца попросил у Георга VI согласие на брак сына с крон-принцессой, но тут же получил категоричный отказ. Во-первых, к тому времени семья жениха окончательно обнищала, а во-вторых, родственники Филиппа оказались на стороне врага — его сестры вышли замуж за нацистских офицеров. Такое родство могло бросить тень на репутацию британской монархии.
Но едва влюбленные встретились, как стало очевидно, что Елизавете нет никакого дела до мнения родителей, а заодно и всей королевской семьи. Более того, она сама, как когда-то и ее прапрабабка королева Виктория, сделала Филиппу предложение. О помолвке объявили в июле 1947-го, а свадьбу запланировали на ноябрь того же года. К слову, Филиппу запретили приглашать родственников на церемонию.
Несмотря на то, что страна к моменту бракосочетания Елизаветы с Филиппом все еще переживала последствия войны, будущая королева должна была блистать. Так что придворным мастерам пришлось немало потрудиться над подвенечным нарядом крон-принцессы.
Автором великолепного облачения стал придворный кутюрье Норман Хартнелл. На создание образа невесты его вдохновила картина Сандро Боттичелли «Весна». Струящиеся шелка, легкость и красота девушек, изображенных на полотне, так поразили портного, что он немедленно взялся за работу. Само собой, без полупрозрачных тканей пришлось обойтись, а платье было богато украшено вышивкой из жемчуга. Более десяти тысяч драгоценных бусин было специально привезено из-за океана — в Англии нужного количества просто не нашлось. Орнамент на юбке состоял из цветов: флердоранжа, жасмина и, конечно, Белой розы Йорков. Завершал композицию длинный шлейф из шелкового тюля, также покрытый вышивкой. Наряд дополняли вуаль и атласные туфельки.
Фасон и внешний вид платья до последнего дня держали в строжайшем секрете. Ради того, чтобы сохранить тайну подвенечного наряда, Хартнелл приказал даже закрасить окна в своей мастерской. И сюрприз удался: Елизавета буквально сияла, ведь такой роскоши в послевоенном Лондоне не видел, пожалуй, никто. Впрочем, сияние, исходившее от будущей королевы, легко можно было объяснить не только великолепным облачением: Лилибет была счастлива, как будто догадывалась, что у ее любви не будет срока давности. И она была права: в 2020-м году супруги отметили 73-летие совместной жизни.
Но вернемся к платью. Само собой, Хартнелл трудился над своим творением не в одиночку: у него был целый штат мастериц, каждая из которых отвечала за свой участок работы, в том числе и за вышивку. Одна из этих девушек даже забрала себе выкройку, чтобы позже сшить подобный наряд на собственную свадьбу.
Писательница Дженнифер Робсон в своем романе рассказывает о том, как внучка одной из работниц обнаружила среди вещей покойной родственницы изысканную вышивку, точь-в-точь как на платье Елизаветы. Эта находка запустила целую цепочку увлекательных и захватывающих событий. Каких? Читайте книгу и всё узнаете!