Чем карты, оракулы и гадания вдохновляют писателей и украшают сюжет
Таро, метафорические карты и оракулы прочно обосновались в повседневной жизни. За советом к ним обращаются даже те, кто верит только в логику и сухие факты. Так что неудивительно, что Таро все чаще появляются на страницах художественных книг. Они могут добавить шарма одному из героев, стать ключом к сюжету и существенно повлиять на него.
Рассказываем, как в руках современных авторов колода тасуется в захватывающую историю, загадки и тайны, а метафорические карты подсказывают сюжетные повороты.
Если в детективе или триллере появляется таролог, значит, его либо разоблачат, либо убьют.
Так, в новом романе Майка Омера «Тринадцатая карта» гадалку, экстрасенса и торговку снадобьями Жаклин Мьюн застрелил неизвестный. Детективы Ханна Шор и Бернард Глэдвин уверены, что причины преступления связаны с ее профессиональной деятельностью.
Таролог — человек, которому доверяют тайны и который знает больше, чем остальные. Его предсказания могут привести к роковым последствиям, и кто-то, возможно, захочет отомстить за них. Такой персонаж становится связующим звеном между прошлым, настоящим и даже будущим и может подтолкнуть следователя к разгадке.
А еще карты добавляют истории долю мистики и новые тайны, которым сыщик обязательно найдет свое объяснение. Этот прием срабатывает очень хорошо как в детективах, выстроенных по классической формуле, так и в триллерах.
Самое интересное начинается, когда автор вникает в систему Таро и на ее основе выстраивает повествование. Ведь карты — готовая шпаргалка по сторителлингу.
«Колода карт Таро — это очень подробный и полный сборник самых разных ситуаций и жизненных историй. Можно взять абсолютно любой сюжет и найти в колоде подходящий аркан-иллюстрацию. Поэтому неудивительно, что многие писатели использовали Таро для вдохновения», — говорит таролог и книжный блогер Наталья Шелагурова.
Так, приводит пример Наталья, американская художница Йоши Йошитани проанализировала мифы, сказки и легенды и сопоставила их сюжеты и архетипы с разными арканами. В образе Русалочки Андерсена она увидела Шута, а в Шахерезаде — Жрицу.
«Важно сказать, что колода Таро — это вовсе не набор случайных карт, а система. Я люблю сравнивать ее с книгой: каждая карта — это как глава, как новый виток развития сюжета, который логично продолжает предыдущую часть. Например, 22 Старших аркана еще называют путешествием Шута. Это история из „22 глав“, где есть и завязка, и кульминация, и финал.
Ею вдохновился Милорад Павич. „Последняя любовь в Константинополе“ — книга из 22 глав, каждая из которых названа в честь соответствующего Старшего аркана. Главы идут в том же порядке, что и арканы Таро. Поэтому Павич не только опирался на смысл карт, но и сохранил структуру колоды», — говорит Наталья.
Роман Тима Пауэрса «Последняя ставка», написанный в 1992 году, называют потерянным старшим братом «Американских богов» Геймана. Динамичная, непредсказуемая и многослойная книга так же виртуозно играет с темой мифов и легенд, а еще опирается на систему Таро.
Это городское фэнтези о Скотте Крейне — некогда профессиональном игроке в покер, который вынужден вернуться в Лас-Вегас. Его отец пытался достичь бессмертия, используя магию карт Таро, и отцовская одержимость аукнулась Скотту спустя много лет. У книги, удостоенной «Локуса» и «Всемирной премии фэнтези», захватывающий сюжет, так что понравится она самой широкой аудитории, но те, кто хорошо знаком со Старшими арканами Таро и легендами о короле Артуре, смогут оценить его в полной мере.
В «Волхве» Джона Фаулза наблюдательный читатель обнаружит отсылки к знаменитой колоде. В книге 78 частей — по количеству карт в ней, а название романа сопоставимо с одним из Старших арканов.
Можно считать это совпадением, но сюжет истории тесно переплетен с оккультизмом и идеями Юнга. Швейцарский психолог упоминал Таро в некоторых своих лекциях и письмах и полагал, что они могут быть полезны в изучении бессознательного.
Таро как инструмент самопознания все чаще фигурируют в современной литературе. Даже если речь идет о фэнтези, где карты наделены магической силой, они чаще помогают героям найти путь к себе и осознать скрытые желания.
«Глядя на зарубежный рынок, я могу сказать, что сюжетов, основанных на картах, появляется все больше. Меня безусловно радует эта тенденция, во-первых, ведь благодаря этому гораздо проще и увлекательнее изучать карты, а во-вторых, такая дружба литературы и Таро помогает „демистифицировать“ этот инструмент и показать, что карты — это не про „бабкины гадания“», — говорит Наталья Шелагурова.
В романе Кэролайн О’Донохью «Все наши скрытые таланты» в руки шестнадцатилетней Мэйв Чэмберс — девочки из семьи гениев, которая учится в школе для отстающих, — попадает колода Таро. Эти карты не простые, а волшебные, и сама Мэйв чувствует с ними особую связь. Девушке достаточно посмотреть на аркан, чтобы сразу понять его тайный смысл (мечта начинающего таролога).
Новая суперспособность обеспечивает девочке популярность в школе, вот только ее подруга Лили, вытащив во время гадания незнакомую карту, на следующий день пропадает без вести. Решив с помощью Таро отыскать подругу, Мэйв ступает на путь непредсказуемого приключения. Книга и ее продолжение «Таланты, которые нас связывают» написаны в духе «Леденящих душу приключений Сабины» и «Очень странных дел», но основным ее мотивом становятся поиски себя.
Что будет, если автор во время работы начнет опираться на подсказки метафорических карт?
Такой эксперимент со своим романом «Последняя из рода Мун» провела Ирина Фуллер — автор трилогии «Эксплеты». Все началось со встречи для авторов «Эксмо», где говорилось о популярности Таро и о том, как их можно использовать в сюжете. Но, по словам Ирины, ей куда ближе оказались метафорические карты. Они интересны тем, что использующий их человек не читает готовое описание, а сам трактует образы.
«Моя подруга любит метафорические карты, она рассказала мне о них, и мне понравилась концепция. Нравится, что это именно не гадание, а обращение к себе, своему подсознанию. У меня как раз была в работе книга „Семь свистунов“. Я стала размышлять: „Вот если бы героиня пользовалась метафорическими картами, чтобы сделать выбор, это было бы мне по душе...“ Потом я подумала: „А что, если писать так книгу? Пользоваться картами, чтоб решить, как развивать сюжет“.
И мне пришла в голову идея объединить оба подхода. Каждую главу героиня будет задавать себе вопрос „что делать?“: „Отправиться в путь или остаться дома?“, „Доверять ли этим людям?“ И я буду тянуть метафорическую карту и отвечать, как ответила бы Элейн. И в тексте она тоже тянет карту, карта описывается, и мы наблюдаем, как ее трактует героиня», — рассказывает Ирина Фуллер.
Общую канву сюжета и финал книги писательница оставила такими, как планировала, но отдельные его повороты диктовались именно картами.
«В ту же поездку в Москву я пошла в „Библио-Глобус“ и по какому-то невероятному стечению обстоятельств нашла идеальные карты, где разные сюжеты изображены в средневековом сеттинге. Это подходило просто прекрасно.
Я рассказала о своей задумке маме. Она спросила: „То есть героиня может сделать один выбор, а может — другой? Ты покажешь разные варианты развития сюжета?“
Тут мне просто снесло крышу! Конечно, было бы очень круто показать, как разная трактовка карт может привести к разным последствиям. Метафорические карты — не „судьба“, не единственно правильный вариант. Это всего лишь помощник в том, чтобы сделать выбор, чтобы понять, а чего ты хочешь на самом деле. Разные люди в одной и той же ситуации могут трактовать МАК совершенно по-разному!» — делится писательница.
Так и возникла идея показать, как в самом начале, на первой же карте, героиня Элейн приняла разные решения. Дописав «Семь свистунов», Ирина взялась за «Неистовый гон» с той же отправной точки.
По словам писательницы, в большинстве случаев карты помогали не только ей, но и ее героине находить нестандартные решения. Так что «Последняя из рода Мун» стала одной из самых ожидаемых новинок этого лета.«Карты были те же, что в „Свистунах“. Но чем дальше, тем сильнее отличались обстоятельства, и мы видим, насколько иначе героиня трактует изображения в „Гоне“. Вот так метафорические карты дали толчок всей концепции „Последней из рода Мун“ (общее название книги), привели меня к тому, чтобы сделать книгу-перевертыш. Кстати, в процессе написания я выкладывала карты в блоге, то есть у меня есть видео каждого момента, когда их тяну. Никакого жульничества, ни разу не было такого, чтобы я подумала: „Ой, эта карта не подходит“. Если мне нужен был определенный поворот сюжета, героиня просто видела его на карте. В этом и прелесть: найти объяснение, придумать нужную трактовку не так-то сложно», — объясняет Ирина Фуллер.
На художественные книги, вдохновленные Таро, действует скидка 20% по промокоду ЖУРНАЛ.