В любом! Но если вы хотите от чего-то оттолкнуться, то читайте наш материал
Концепт-арт игры Call of Cthulhu (2018)
Говард Лавкрафт — автор более 100 рассказов и повестей, а также трех романов. И к счастью для читателей, знакомиться с его произведениями можно практически в любом порядке. Но как не запутаться в большом объеме текстов и понять, с чего начать?
Мы спросили совета у редакторов «Эксмо» и нашли сразу три стратегии.
Пожалуй, самая логичная стратегия для того, чтобы начать знакомство с автором. Любые связанные друг с другом циклы вам придется читать в порядке их написания, за исключением разве что книг-приквелов. Если же речь идет о вселенных Лавкрафта, перекликающихся между собой только географией и некоторыми реалиями, то здесь интересно посмотреть, как менялся писатель и как трансформировалось его мировоззрение.
«В самом начале творчества Лавкрафт увлекался „романтической черной литературой“, в частности — рассказами Эдгара По. Он стилизовал свои тексты под По, брал его темы. Это хорошо видно в „Изгое“ (1926)», — рассказывает редактор отдела фантастики Григорий Батанов.
По словам Григория, у молодого автора также прослеживается интерес к античной и арабской мифологии:
«Будучи ребенком, он практически жил в библиотеке своего деда, прочел „Тысячу и одну ночь“, переложение античных мифов и тексты Овидия».
К раннему периоду творчества Лавкрафта относятся рассказы «Дагон» (1919), «За стеной сна» (1919) и «Склеп» (1922).
Но увлечение произведениями По и мифологиями никуда не делось и позднее. Развиваясь и трансформируясь, оно нашло свое отражение в «Хребтах безумия» (1936), где Лавкрафт цитирует По и упоминает «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима», а также в «Мифах Ктулху».
Следующим этапом становления писателя оказался короткий период его женитьбы. Забыв свое затворничество, вместе с женой, друзьями или в одиночку Лавкрафт объездил Штаты, побывал в Канаде и даже летал на воздушном шаре. Это, как и жизнь в большом городе, тоже нашло отражение в его творчестве:
«Некоторое время он жил в Нью-Йорке, точнее — влачил там жалкое существование. Возможно, весь этот голод, холод и неправильное питание и спровоцировали у него рак впоследствии. Это видно, например, по „Ужасу Ред Хука“ (1924) — мизантропическому расистскому рассказу, описывающему Нью-Йорк», — рассказывает Григорий Батанов.
Все наиболее известные произведения, такие как «Сомнамбулический поиск неведомого Кадата» (1926), «Случай Чарльза Декстера Варда» (1927), «Цвет из иных миров» (1927), «Ужас Данвича» (1929), «Шепчущий из тьмы» (1930), «Хребты безумия» (1931), «Мгла над Инсмутом» (1931) и многое другое, Лавкрафт написал уже после возвращения в Провиденс. В этих произведениях отразились пережитые им приключения, невзгоды и разочарования.
Поклонники Лавкрафта делят его творчество на три условных цикла. Скажем сразу: эта классификация была предложена уже после смерти автора, и он был резким противником разного рода «собраний» его рассказов.
Самый известный и крупный цикл — «Мифы Ктулху». Сюда входят уже упомянутые «Хребты безумия» и «Дагон», «Шепчущий из тьмы» и многое другое. Наиболее популярным текстом цикла считается «Зов Ктулху» (1928), и, кажется, с него бы и начать знакомство с произведениями автора, но знатоки уверены: это не лучшая затея.
«Мне кажется, что рассказ несколько переоценен. В 2005 году вышла игра Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth, благодаря которой я и увлекся творчеством Лавкрафта. Когда начал читать его сборники, то понял, что в игре действительно на каждом шагу отсылки к тем или иным рассказам, а то и дословное их цитирование. И, к сожалению, заглавный „Зов Ктулху“ на фоне других произведений выглядел блекло. На мой взгляд, начинать стоит со „Случая Чарльза Декстера Варда“, „Обитающего во мраке“, „Цвета из иных миров“ или „Мглы над Инсмутом“», — рассказывает редактор сайта «Эксмо» Станислав Сивков.
Григорий Батанов считает, что такое впечатление от «Зова Ктулху» создается из-за стиля повествования:
«Комбинация дневников и записей различных персонажей, от лица которых повествуется эта история, сделана весьма наивно по нынешним временам».
Сам Григорий советует начать с «Ужаса Данвича», где есть весь «джентльменский набор» Лавкрафта: (не очень) добрая Новая Англия, деградировавшие фермеры, поклоняющиеся старшим богам, и целых два чудовища.
Вторая условная часть творчества писателя — это «Цикл снов», где нашли свое отражение авторские познания в европейских мифологиях. Сюда вошли рассказы «Праздник» (1923), «Ужас Ред Хука» (1925), «Загадочный дом на туманном утесе» (1926), «Очень старый народ» (1927). Сновидческий цикл — единственный, где сюжеты рассказов переплетены друг с другом, и все же его тоже не обязательно читать по хронологии. Григорий Батанов советует неофитам начинать с новеллы «Кошки Ултара» (1920): короткого текста с котиками, которых любят все.
Третий условный цикл — «Ужасы». Его существование многими поклонниками ставится под сомнение, поскольку в эту часть попали тексты, повествующие о мраке, таящемся в душе «цивилизованного» человека. И... об этом почти любое произведение Лавкрафта. И все-таки самыми яркими текстами цикла считаются «Герберт Уэст, реаниматор», «Крысы в стенах», «Мгла над Инсмутом» и «Ужас в Данвиче». Да-да, цикл «Ужасы» почти полностью пересекается с «Мифами Ктулху».
«Если открыть статистику „Фантлаба“, то увидим, что самыми популярными произведениям Лавкрафта сегодня являются „Мгла над Инсмутом“ и „Хребты безумия“. Поэтому самый простой способ — прочесть сначала то, что набирает больше всего оценок и комментариев», — рассказывает начальник отдела фантастики издательства «Эксмо» Вячеслав Бакулин.
Еще одна стратегия, которую советуют редакторы «Эксмо», — это чтение самых популярных произведений из того или иного цикла.
Потом можно взяться за тексты, дописанные Лавкрафтом за его друзьями и знакомыми. Увы, нуждаясь в деньгах, знаменитый писатель работал в качестве «литературного раба». Список таких «межавторских проектов» можно найти здесь. И только после того, как все, созданное лично Лавкрафтом, будет прочитано, можно браться за тексты, которые дописывались его последователями:
«Они брали какой-то кусок из его черновика или письма и дописывали до полноразмерного рассказа, добавляя собственные взгляды. Например, христианскую мифологию — в мифологию Лавкрафта. А сам он был атеистом, поэтому выглядит это крайне чуждо и дико», — рассказывает Григорий Батанов.
Но если вы действительно новичок и только принимаетесь за творчество Лавкрафта, до чужих идей вы точно дойдете не скоро. А пока садитесь поудобнее, запаситесь чаем с ромашкой и смело ныряйте в тревожные, впечатляющие и страшные миры, созданные писателем.
На книги из нашей статьи действует скидка 20% по промокоду ЖУРНАЛ.