Рассказываем о Марии Кровавой, сестрах Грей и Елизавете I
Марго Робби в образе Елизаветы I. «Две королевы», 2019
В Inspiria вышел роман Элизабет Фримантл «В тени королевы», который подойдет любителям исторической прозы в стиле Филиппы Грегори. Это история о сестрах Грей, второстепенных наследницах английского престола, оказавшихся в опале только из-за своего высокого происхождения.
Почему после смерти Эдуарда VI Англия погрузилась в смуту? Чего боялись действующие королевы и почему держали юных девочек Грей в золотой клетке? И кто же такие эти Греи, доставившие столько неприятностей английской короне? Об этом и многом другом — в нашем материале.
Начнем с самого сложного: генеалогии Тюдоров. У Генриха VII, основателя династии, осталось трое выживших наследников: небезызвестный Генрих VIII, а также дочери Маргарита и Мария. Генрих VIII так хотел наследника мужского пола, что реформировал церковь ради развода с первой женой — Екатериной Арагонской, а потом вошел во вкус и женился еще несколько раз. Правда, как ни старался король, выжившее потомство его оказалось немногочисленным: всего-то девочка Елизавета (будущая Елизавета I) и мальчик Эдуард.
Именно дети Генриха VIII были главными претендентами на престол. Однако оставались еще потомки Маргариты (ее внук Яков VI в итоге стал королем Англии) и Марии, у которой почему-то выживали одни девочки.
Что же до прямых наследников, то слабый и болезненный Эдуард умер подростком, а его опекунам не составило труда уговорить смертельно больного мальчика обделить сестер и передать трон внучке его двоюродной тети Марии — Джейн Грей.
Ей было всего шестнадцать, когда против воли она была выдана замуж, а через несколько месяцев провозглашена королевой. Правила леди Джейн, как видно из прозвища, всего девять дней, а недолгий остаток жизни провела в Тауэре. 12 февраля 1554 года девушку, которой, возможно, не исполнилось и семнадцати лет, казнили как государственную изменницу.
Увы, Джейн была разменной монетой в политических играх родственников. Зачем она оказалась нужна политикам? Эта девушка, как и ее сестры, была из первого поколения молодежи, воспитанной в духе Евангелической реформации Понятие «протестантизм» появилось в Англии в середине 1550-х годов. и, возможно, даже не соприкасавшейся с классическим католицизмом. Сторонники реформации до смерти боялись воцарения католички Марии Тюдор (и небезосновательно, как выяснилось), поэтому всеми правдами и неправдами привели к трону Джейн.
Об образовании Джейн ходит множество легенд. Некоторые историки считают ее более одаренной, чем детей Генриха VIII (спорно, если учесть таланты и уровень образования Елизаветы). Известно, что к четырнадцати годам она владела латынью, древнегреческим и древнееврейским, говорила по-французски и итальянски. Сохранилось множество писем Джейн из Тауэра, в которых видно ее хорошее знание Библии и апокрифов. Свои послания девушка строила по трехчастной риторической структуре и цитировала писания, практически не сверяясь с оригиналом.
Королевой Джейн стала 9 июля 1553 года. Девушку привезли в Лондон, где к уговорам принять корону подключились не только сановники, но и ее старшие родственники. Понимая, что добром это не кончится, она трижды отказывалась, но под давлением мужа и родителей сдалась. А уже 19 июля ее свергла дочь Генриха VIII Мария Тюдор, возглавившая вооруженный мятеж.
С новой правительницей у Джейн всегда были неплохие отношения, и поначалу гнев Марии был направлен только на семью Дадли: свекра, мужа и деверей Джейн. Королева выпустила из заточения Генри Грея — отца своей соперницы, а ей самой назначила весьма мягкое содержание. Но давление испанских послов и восстание Томаса Уайта, к которому примкнул Генри (увы, жизнь ничему его не научила), привели девушку на плаху. Переходить в католичество она отказалась и была казнена во внутреннем дворике Тауэра.
Память об этой королеве связана с казнями и репрессиями. Мария верила, что уничтожение протестантов, отступивших от «истинной» веры, — богоугодное дело. Она была воспитана в католичестве, а церковные реформы сломали ей жизнь, ведь после развода родителей она была признана незаконнорожденной. За короткий срок из любимой всеми принцессы Мария превратилась во фрейлину собственной мачехи — Анны Болейн.
Череда новых жен отца, с которыми приходилось налаживать отношения, несостоявшиеся помолвки, зависевшие от настроений и политических взглядов Генриха, и удаление от двора озлобили и закалили Марию. Среди тех немногих, кто оказался на ее стороне, — тетушка Мария, младшая и любимая сестра Генриха, и ее дочь Френсис — мать сестер Грей. Именно поэтому Мария Кровавая до последнего старалась сохранить Джейн жизнь.
Зачем смерть «девятидневной королевы» была нужна испанцам? Незамужняя Мария должна была родить наследника, иначе ее положение на троне было бы шатким. Да и простого женского счастья она, видимо, тоже хотела. Ее окружение вело переговоры с испанским королем о браке Марии и принца Филиппа, который был заключен летом 1554 года. Конечно, испанцам важно было устранить любых конкурентов на престол, чтобы сделать Филиппа королем Англии.
Спойлер: даже кровь Джейн этому не помогла. Испанцы при дворе не прижились, английский Парламент рассматривал Филиппа только как мужа королевы и, согласно брачному договору, в случае ранней смерти Марии ее супруг должен был вернуться на родину. Что и случилось в 1557 году, когда королева умерла от гриппа в Сент-Джеймском дворце, а на престол взошла ее сестра Елизавета I.
Последняя из монархов дома Тюдоров, эта королева прославилась своим долгим правлением (44 года), терпимостью в религиозных вопросах (воспитанная в протестантской традиции, она почти не преследовала католиков) и осторожностью во внешней политике. В годы царствования Елизаветы расцвела английская драма (королева даже играла в любительских спектаклях), был укреплен флот, развивались различные науки.
Что же до личности Елизаветы, то самым известным фактом о ней стала ее девственность, которая способствовала культу личности, сложившемуся вокруг правительницы. В отличие от своей старшей сестры Марии, она действительно никогда не стремилась выйти замуж и родить ребенка — будущего наследника престола. И знала, на что шла.
Скорее всего, неприязнь к браку возникла у нее еще в детстве и была спровоцирована отцом. Гибель своей матери Анны Болейн Спустя четыре года брака с Генрихом VIII Анна была обвинена в измене и казнена. двухлетняя Елизавета помнить не могла, но казнь молодой мачехи Кэтрин Говард, также обвиненной в супружеской измене, потрясла семилетнюю девочку.
Все это вызвало у юной Елизаветы стойкую неприязнь к романтическим отношениям и к браку, а у правительства Англии — опасения, что без наследника страна погрузится в новую смуту. Отказ от замужества и бездетность королевы серьезно осложнили жизнь и сестрам Грей.
Она была второй из выживших дочерей Генри и Френсис Греев, но благодаря красоте и сходству с бабушкой Марией — сестрой Генриха VIII — привлекала внимание современников не меньше, чем старшая сестра. Первый раз Катерину выдали замуж в тот же день, что и Джейн. Девушку обвенчали с племянником вдовствующей королевы Екатерины Парр, последней жены Генриха VIII.
Такой союз должен был укрепить позиции Джейн в качестве новой королевы, но семья мужа отвернулась от девушки сразу после того, как ее сестра была свергнута. Свекр Катерины объявил, что консумация Осуществление первого полового акта между молодоженами. брака не состоялась, его невестка осталась девственницей (хотя и она, и ее муж утверждали, что это не так), и добился развода.
Молодая женщина, за короткое время потерявшая бОльшую часть семьи, вместе с матерью и младшей сестрой была приглашена ко двору и оказалась в свите Марии Тюдор. Да-да, старшую дочь Греев королева казнила, двух других — приласкала.
Вскоре Катерина познакомилась с Эдуардом Сеймуром, графом Хартфордом. Молодые люди полюбили друг друга, но этот брак был неугоден следующей королеве — Елизавете. Дело в том, что после казни Джейн и смерти Марии Кровавой Катерина превратилась в полноценную соперницу Елизаветы. Брака конкурентки королева допустить не могла.
Пришлось Катерине и Хартфорду обвенчаться тайно, а на свадьбу позвать только Джейн Сеймур. Этот брак им удавалось скрывать довольно долго: вплоть до восьмого месяца беременности Катерины. Но когда обман вскрылся, Елизавета была вне себя от ярости: Катерина ждала еще одного претендента на престол!
Пара была заключена в Тауэр, а их брак аннулирован (ну, не везло Катерине с мужьями). Помогло ли это королеве? Нет. Пленница родила здорового младенца и, несмотря на все запреты, продолжала встречаться Эдуардом Сеймуром. Вскоре у пары родился второй сын, и только тогда Елизавета разлучила их навсегда. Сеймур был отправлен под домашний арест в имение матери, а Катерина скиталась по опекунам. Это подорвало ее здоровье, и в 27 лет сестра девятидневной королевы умерла от туберкулеза.
Ей было всего девять лет, когда были казнены ее сестра Джейн и их отец Генри Грей, также обвиненный в измене. Мать — Френсис Грей — недолго была при дворе, вышла замуж за простолюдина и увезла младшую дочь с собой, подальше от дворцовых интриг. Младшая из сестер не обладала красотой Джейн и Катерины. Ростом около 120 сантиметров, по свидетельству испанского посла, она была «горбатой и весьма безобразной», а королева Елизавета отзывалась о девушке как о «коротышке, карлице и уродине».
Но ничто не помешало девушке найти любовь. После смерти матери она вернулась ко двору, где и познакомилась с начальником королевской гвардии Томасом Кизом. Как и почему эти двое встретились и полюбили друг друга (а о выгоде в этом браке не могло быть и речи), неизвестно. Но 16 июля 1561 года они обвенчались. Обряд также прошел втайне от королевы.
Скорее всего, благодаря браку с человеком, не обладавшим знатными титулами от рождения, младшая из сестер Грей стремилась добровольно выбыть из политической гонки и показать королеве, что она не опасна. Не тут-то было! Незамужняя и бездетная Елизавета разлучила и эту пару. Томаса Киза королева отправила в тюрьму, а Марию — под домашний арест. Младшая Грей, как и ее средняя сестра, долго меняла опекунов и получила свободу только после смерти мужа.
Мария Грей перебралась поближе к детям Киза от первого брака, чтобы заботиться о них, и умерла 20 апреля 1578 во время эпидемии чумы.
Обстоятельства жизни трех сестер Грей и женщин рода Тюдор трагичны и крайне увлекательны. Элизабет Фримантл в романе «В тени королевы» не только пересказала сухие выжимки из этих судеб, но и описала чувства и эмоции, которые переживали героини. Так эта история стала полнее и проникновеннее. Купить роман Фримантл можно на нашем сайте со скидкой 20% по промокоду ЖУРНАЛ.