Встречи с авторами Подбор подарка
07 июля, 2022

Почему вас не печатают: 5 ошибок начинающих писателей

Полезные советы от сотрудников издательства «Эксмо»

Почему вас не печатают: 5 ошибок начинающих писателей

Кадр из фильма «Он и она», 2017

Ваш роман кажется вам не хуже произведений Дины Рубиной, Виктора Пелевина или Майка Омера, но его все еще не напечатали? Вполне вероятно, вы совершили один из распространенных промахов дебютанта. И самое время его исправить! Как? Рассказываем в нашем материале.

Мы вспомнили самые распространенные ошибки молодых авторов, которые не дают им стать популярными, а также собрали рекомендации от ведущих редакторов и бренд-менеджеров «Эксмо». Уверены, что эти советы помогут сделать ваше произведение интересным для издательств и читателей.

Вы пытаетесь следовать трендам

Мода — понятие переменчивое, сегодня на повестке дня одно, завтра — другое. Нередко молодые авторы в попытке быстро отыскать свою аудиторию и покорить как можно больше издательств избирают неверный путь и пишут исключительно на острые темы. Но не устраивайте из творчества конкурс на актуальность. Выбирая жанр, направление и сюжет, в первую очередь подумайте о том, чем вы хотите поделиться с читателем, чему можете его научить, о чем мечтаете рассказать миру.

«Не гонитесь за трендами. Они меняются, и пока вы закончите свою историю, окажется, что модно уже что-то другое. Пишите о том, что трогает и волнует именно вас, и тогда никакие тренды не будут иметь значения, потому что ваша история будет написана от души и от сердца».

Кира Фролова, ведущий редактор отдела российской фантастики

Вы плохо разбираетесь в теме, на которую пишете

Создание книги — это не только проработка персонажей, продумывание сюжета и поиск нетривиальных ходов. Чтобы казаться убедительным, писателю требуется погрузиться в тему, о которой он собирается рассказать своей аудитории. Не пренебрегайте фактами, больше общайтесь с людьми той же профессии, что и ваш главный герой, и помните: читатели не прощают литераторам даже несущественных ошибок.

«Собирайте матчасть, если пишете о чем-то, что не знаете досконально. Если действие вашей книги разворачивается в другой стране, откройте карты, посмотрите фото города и улиц, почитайте статьи о жизни в этом месте. То же самое касается работы и хобби героев. Если вы пишете про пожарного, то должны знать, что такое обратная тяга».

Кира Фролова, ведущий редактор отдела российской фантастики

Вы не уделяете внимания грамматике

Каким бы ярким и талантливым ни было произведение, если вы не дружите с орфографией и пунктуацией, ваша рукопись с большой вероятностью отправится в мусорную корзину. За помарками, опечатками и грубыми ошибками зачастую теряется смысл текста. Так что, прежде чем отправлять свое творение в издательство, удостоверьтесь, что вычистили текст и привели его в идеальное состояние.

«Сейчас доступны онлайн-сервисы по проверке орфографии и пунктуации, а лучше попросите знакомого филолога устранить ошибки. Безграмотный писатель — большая проблема. Принимая решение взять такого писателя в команду, издательство будет тратить редакторский ресурс на выправление всех текстов (это не только книги, но и все-все комментарии в информационном поле)».

Анна Павлиева, руководитель группы продвижения авторских брендов

Вы мало читаете

Да, действительно, прозаик должен не только постоянно практиковаться в письме, но и много читать: классику, современные произведения, лучшие образцы мировой литературы.

«Читайте разные книги, а не только по писательству или того жанра, в котором пишете сами. Постепенно вы станете начитанным, в памяти осядут устойчивые идиомы, сформируется понимание, как выстраивать предложения, чтобы они звучали ярко и хлестко, чередовать линии повествования и компоновать сцены».

Кира Фролова, ведущий редактор отдела российской фантастики

Особенное внимание стоит обратить на тексты отечественных авторов. Несомненно, среди зарубежных книг немало произведений, давно ставших культовыми, но за переводом, пусть и очень качественным, нередко теряется оригинальный стиль автора.

«Для того чтобы не быть косноязычным, больше читайте романы таких авторов, как Дина Рубина, Мария Воронова, Олег Рой. Их великолепные эпитеты и стиль научат вас создавать литературные шедевры».

Антонина Самофалова, ведущий редактор отдела женской сентиментальной и остросюжетной литературы

А вот зарубежные мастера слова помогут вам понять, по какому принципу строится заведомо популярный роман. Так, например, у Майка Омера, автора известных во всем мире триллеров, есть собственный алгоритм создания коммерчески успешного текста. Может быть, и вам разработать свой?

«Попробуйте найти „код бестселлера“ в книгах успешных писателей. Проанализируйте свой текст (если он уже написан) или вспомните ощущения, которые не давали вам отложить произведение, пока вы его не дочитаете, попробуйте добавить эти „специи“ и в свой текст. Прочитайте книги известных писателей, например эти: „Одинокий пишущий человек“ Дины Рубиной, „Писатель как профессия“ Харуки Мураками, „Как писать книги“ Стивена Кинга».

Анна Павлиева, руководитель группы продвижения авторских брендов

Вы подражаете известным писателям

Выработать свой уникальный стиль — задача не из легких, особенно если у вас уже есть любимые авторы, слог и идеи которых восхищают и вдохновляют на создание собственных произведений. Часто начинающие писатели бессознательно копируют своих кумиров, перенимают их манеру письма, образы героев, взгляды на жизнь. Но будьте осторожны в своих увлечениях и помните, что издательствам нужны новые имена и оригинальные тексты.

«Нет ничего дурного в том, чтобы вначале, набираясь опыта, подражать кому-то из маститых писателей, это часть обучения мастерству. Но найти свой голос важно. Не пытайтесь быть на кого-то похожим сознательно, лучше быть первым Сидоровым, чем третьим Гейманом».

Кира Фролова, ведущий редактор отдела российской фантастики

Так что, берясь за свое первое произведение, опирайтесь не только на опыт других литераторов, но и на собственную интуицию и желания. Пусть любимые писатели станут вашими незримыми помощниками, а не соавторами.

«Когда вы создаете свое произведение, слушайте только свой внутренний голос. Здорово, если вы зачитываетесь романами классиков или бестселлерами современных авторов, но не следует их копировать. У вас должен быть свой „почерк“, по которому вас узнает редактор, и стиль, за который вас полюбит читатель».

Антонина Самофалова, ведущий редактор отдела женской сентиментальной и остросюжетной литературы

Бонус: как достучаться до издательства

Нередко, стремясь поскорее увидеть свое творение на полках книжных магазинов, молодые авторы совершают непростительные ошибки еще на стадии отправки рукописи издателю. Дмитрий Злотницкий, бренд-менеджер отдела фантастики, рассказал, как избежать досадных промахов и сделать так, чтобы ваш текст точно попал в руки к нужному человеку.

«Постарайтесь заранее приглядеться к издательствам в целом и даже к конкретным редакторам, посмотрите, чьи издания вам нравятся по оформлению и стилю, узнайте, кто выпускает книги, схожие с теми, что вы пишете. Устраивать массовые рассылки по всем доступным издательским адресам или пытаться предлагать произведения „не по адресу“ (например, художественный роман редакции, которая выпускает только нон-фикшн) — верный путь к тому, чтобы ваше письмо и рукопись остались без внимания. Определитесь со списком издательств, которые выпускают литературу того плана, что вы пишете, и где вы хотели бы, чтобы выходила ваша книга. Пишите адресно в каждое из них с коротким и емким рассказом о себе, синопсисом и рукописью — детали и формы приема рукописей могут отличаться и обычно прописаны на сайтах, так что обязательно ознакомьтесь с этой информацией».

Дмитрий Злотницкий, бренд-менеджер отдела фантастики и импринта fanzon


Книги по теме
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 80015 книг
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 80015 книг

Комментарии

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь и заполните информацию в разделе «Личные данные»
Написать комментарий
Написать комментарий
Спасибо!
Ваш комментарий отправлен на проверку и будет опубликован в течение 5 дней при условии успешной модерации