Литературу Young Adult и New Adult часто путают. Да и к самим терминам некоторые читатели относятся с недоверием, считая, что все это — нишевые подростковые книги, не удовлетворяющие запросам взрослых людей.
Почему это заблуждение? В чем разница между сегментами? И есть ли четкие критерии, чтобы их разделить? Разбираемся в нашем материале.
Что это вообще такое?
В первую очередь стоит понимать, что Young Adult и New Adult — это не жанры, а ниши. И в рамках этих ниш могут выпускаться самые разные книги.
Термин Young Adult появился аж в начале XIX века. В 1802 году педагог, писательница и критик Сара Триммер на страницах журнала Guardian of Education предложила разделить литературу для детей в возрасте до 14 лет и книги для «молодых взрослых», рассчитанные на 14-20 лет. К Young Adult XIX века можно отнести многие классические произведения, например «Пятнадцатилетнего капитана» Жюля Верна, «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна» Марка Твена.
А вот термин New Adult родился намного позднее. В 2009 году представители издательства St. Martins Press предложили называть так «художественную литературу, похожую на литературу YA, но которую можно публиковать и подавать как продукт для более взрослой молодежи». Такие книги рассчитаны на людей 21-35 лет.
Читайте также: Любимые тропы авторов Young Adult
Похоже, маркетинговый ход. Это так?
New Adult долгое время подвергался критике, поскольку многие видели в нем лишь инструмент, стимулирующий продажи. Однако публицист HarperCollins назвал NA «удобной этикеткой», которая помогает родителям, продавцам в магазинах и заинтересованным читателям понять, что будет в книге, а чего — нет. Например, в YA по сравнению с NA меньше акцента на сексуальности.
И все-таки при определении Young Adult и New Adult постоянно возникает путаница.
«Понятие „молодежь“ сейчас сильно размыто: современные ученые, по некоторым оценкам, причисляют к этой категории людей в возрасте от 13 до 35 лет. Это достаточно широкий диапазон, чтобы опираться на него при выделении соответствующего монолитного сегмента аудитории».
Мария Ерощева, редактор социальных сетей «Эксмо»
В чем главные различия?
Считается, что основной критерий — это возраст персонажей. Читателям якобы интересно видеть в качестве героев своих ровесников. Но это заблуждение. Как заметила писательница и редактор Екатерина Звонцова, YA часто читают и те, кто в этот возраст еще не вошел (например, у Лии Арден много совсем юных поклонников), и те, кто намного старше 20 лет:
«Young Adult и New Adult правильнее различать по проблематике. В YA персонаж, которому может быть и 16, и 35, ищет себя. И поиск этот может быть самым разным. Иногда герой действительно не определился, кто он и что будет делать в жизни. А иногда определился, но он не знает, как прийти к этой цели. Тут же поднимается вопрос границ: персонаж начинает взаимодействовать с условным „взрослым“ миром, выходя из привычной среды в более широкое пространство».
В NA, по мнению Екатерины, герои уже поняли, что они повзрослели. Эти персонажи получили какой-то жизненный опыт, но все еще недостаточный, чтобы спокойно и мудро решать серьезные проблемы. В книгах NA затрагиваются вопросы укоренения в своем призвании, создания семьи, есть место и проверки на прочность своих взглядов и ценностей.
«Основное, на что мы ориентируемся, это вокруг чего и вокруг кого вращается мир. И вращается ли он, потому что взрослые персонажи понимают, что они только часть мира».
Екатерина Звонцова, писательница и редактор
Старший редактор импринта «Черным-бело» Мита Овинцева предлагает выделить следующие приметы каждого из сегментов:
«Для YA характерны проблемы подростков, сосредоточение на внутреннем мире героя, его стремлении к самореализации. Среди тем — первая любовь, дружба, поиск и познание себя, семейные конфликты и конфликты с обществом.
В NA мы встретим истории о построении семейных отношений (проблемы отцовства и материнства), о карьере, кризисах, а также о внутренних и внешних конфликтах».
В New Adult обязательно должно быть много эротики? Есть ли характерные жанры для этих сегментов?
Некоторые читатели действительно ждут от NA горячих постельных сцен, и неспроста! В книгах этого сегмента часто поднимаются вопросы сексуальности, а одними из первых популярных авторов, публиковавшихся под лейблом New Adult, стали Колин Гувер и Анна Тодд.
Но, повторимся, NA — это всего лишь сегмент, и жанровое разнообразие тут огромное. Самыми популярными направлениями как в YA, так и в NA являются, конечно, фэнтези и романтика, но встречаются здесь и книги с острой социальной направленностью, и те, чье содержание способно напугать читателя своим интеллектуальным наполнением: цитатами и реминисценциями.
«Мне кажется, что концепция, где „большая литература“ — это аристократ, по сравнению с которым все остальные сегменты считаются „чем-то попроще и не таким умным“, уже устарела. Литературный процесс сейчас очень подвижен, ярок и любопытен до нового. Рыночное деление на „белетристику“ и „интеллектуальную прозу“ все еще существует, но оно не качественное, оно техническое: затрагивает подходы к сюжетостроению, языку, уровню символизма, концентрации проблематики. Премиальные романы уже почти перестали быть „внежанровыми“, наоборот, все чаще они пишутся на крепкой жанровой платформе фэнтези, триллера, пост-апа, детектива. Взять хотя бы последний лонг „Большой книги“ или новую номинацию не менее престижной премии — „Ясной Поляны“. Вся „Молодость“ собрана из прекрасных YA и NA-текстов, одновременно увлекательных и глубоких».
Екатерина Звонцова, писательница и редактор
На прозу YA и NA не стоит смотреть как на суповой набор, составленный из нескольких определенных ингредиентов. Она может быть и незамысловатым развлечением, и серьезной интеллектуальной работой. Так, Екатерина предлагает причислить к сегменту YA «Капитанскую дочку» Пушкина.
Стыдно читать Young Adult и New Adult, если мне больше 35?
Вовсе нет! Раз уж мы говорим о том, что проза в обоих сегментах может быть самой разной, то и ограничений никаких нет. Если вам близки проблемы, поднимающиеся в той или иной книге, то бояться маркеров Young Adult и New Adult совершенно незачем.
«Мне кажется, поколенческие рамки сейчас размываются. Так что люди и в тридцать, и в сорок лет сталкиваются с похожими кризисами и проблемами. На своем ли я месте? Мое отношение к окружающей действительности — взгляд зрелого человека или собственные заморочки и комплексы? Мое положение и статус — мой выбор или установки, навязанные извне? Я бы еще на забывала, что 40 лет — это уже старшие миллениалы из рефлексирующего и открытого к другому поколения.
Думаю, если Young Adult для аудитории 40+ — это скорее про чистое удовольствие ради сюжета, ностальгию по себе взрослеющему или желание понять, чем горят и живут люди другого поколения, то New Adult уже будет близок ей по духу».
Анастасия Резниченко, редактор журнала «Эксмо»
Список книг Young Adult и New Adult. Выбор Екатерины Звонцовой
На все книги «Эксмо» действует скидка 20% по промокоду ЖУРНАЛ.
Young Adult
-
«Пирог с крапивой и золой. Настой из памяти и веры», Анна и Марк Коэн
-
«Чернила и кровь», Мэй
-
«А за околицей — тьма», Диана Стрельченко
New Adult
-
«И жили они долго и счастливо», Алёна Селютина