Рассказы Эдгара Аллана По повлияли на творчество таких знаменитых писателей, как Жюль Верн, Артур Конан Дойл и Говард Филлипс Лавкрафт. Его произведения ценили и маститые критики, и простая публика. Однако биография литератора подчас не уступала новеллам, написанным По. Мы решили рассказать о самом странном и загадочном американском писателе.
В рассказах Эдгара По юные барышни умирают с завидной регулярностью. Писатель рано стал сиротой, его мать, актриса Элизабет Арнольд Хопкинс По, умерла от туберкулеза в 24 года на пике своей карьеры. Возможно, именно эта трагедия и положила начало лейтмотиву смерти в творчестве будущего литератора. О своем интересе к этой теме По признавался в эссе «Философия творчества». По злой иронии судьбы в таком же возрасте и от той же болезни скончалась жена писателя Вирджиния, после чего он стал заметно реже обращаться к этому мотиву.
После смерти матери будущий писатель рос в доме четы Алланов — зажиточных торговцев из Ричмонда. Мальчик никогда ни в чем не нуждался. Ему покупали игрушки и вещи, нанимали учителей. Однако после поступления в Виргинский университет, где По пристрастился к алкоголю и картам, отношения с отчимом разладились. После череды крупных семейных скандалов Джон Аллан лишил приемного сына наследства. Биографы полагают, что рассказ «Метценгерштейн», в котором заглавный герой убивает своего врага — патриарха рода Берлифитцингов, это попытка отомстить отчиму за его холодность.
Из-за пристрастия к алкоголю и частым депрессиям он несколько раз был уволен с поста главного редактора крупных литературных журналов. По одной из версий, запой помешал его встрече с сыном президента Тайлера, который должен был устроить писателя на работу. Сам По объяснял это недоразумение своей болезнью.
Даже сегодня не каждый знает, что такое конхология, а уж в XIX-то веке об этой науке слышали лишь единицы. Тем не менее, когда Эдгару По предложили написать книгу о морских раковинах, опираясь на консультации заказчика (специалиста в этой области), литератор согласился. «Первая книга конхолога, или Система меловой мелакологии» вышла в свет в 1839 году. Автором значился только По, и это послужило поводом для скандала: писателя обвинили в плагиате. Он, якобы, просто отреферировал аналогичный труд, вышедший шестью годами ранее. Однако в письмах литератор утверждает, что в свой труд он включил множество новых видов.
Разумеется, Эдгар По не был специалистом по ракушкам, но тема моря его очень интересовала. Единственный оконченный роман По — «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима» — рассказывает о дальнем плавании. Ранее он обращался к этой теме в рассказе «Рукопись, найденная в бутылке», а в 1841 году — в «Низвержении в Мальстрём». Исследователи творчества писателя считают, что во всех «морских» произведениях автора путешествие символизирует процесс самопознания.
Эдгар По — король мистификаций! И поскольку в своих рассказах-небылицах он много внимания уделял техническим подробностям, то читатели верили ему безоговорочно. Так, новелла «Приключения с воздушным шаром» была опубликована в разделе «Экстренные новости» газеты The New York Sun.
«Субботним утром, когда новость была объявлена, толпа на площади вокруг редакции Sun буквально осаждала здание; вход был заблокирован — невозможно было войти в редакцию или выйти из нее от восхода и примерно до двух часов пополудни... Мне не случалось наблюдать подобного ажиотажа вокруг какого-либо издания. Лишь только первые газеты появились, их раскупили, соглашаясь на любую цену. Весь день я тщетно пытался раздобыть себе экземпляр. Было весьма забавно, однако, слышать комментарии тех, кто прочел "экстренное сообщение»,- рассказывал Эдгар По в письме в редакцию другой газеты, Columbia Spy.
Что же случилось? Все просто: писатель опубликовал одну из своих вымышленных историй, сюжет которой подсказал ему известный в то время воздухоплаватель Джон Уайз, под кричащим заголовком, в нужном месте, снабдив множеством правдоподобных деталей. Газетные утки в то время только вошли в моду и не считались зазорными.
По был противником «письма по вдохновению». Многие его знаменитые произведения были написаны на злобу дня, имели множество отсылок к научным достижениям. Так, в эссе «Философия искусства» писатель подробно рассказал, как создавал «Ворона» — самое известное свое стихотворение. Каждый эпитет стихотворения тщательно продуман.
Еще одно легендарное произведение — рассказ «Золотой жук» — был написан во время моды на криптографию. Несомненно, По знал об этом и не только подарил своим читателям историю на актуальную тему, но и способствовал развитию криптографии в дальнейшем. В «Золотом жуке» писатель создал простейший код, который разгадал его герой, а после публикации рассказа в журнале Alexander’s Weekly Messenger предложил читателям присылать ему свои собственные шифры.