В 2019-м мы узнаем имена сразу двух нобелиатов по литературе (не только за этот год, но и за предыдущий тоже, скажите «Спасибо!» сексуальному скандалу). Шансов у отечественных авторов получить престижную награду, увы, мало. Но все-таки есть. Полный список претендентов держится в строжайшем секрете, рассекречен он будет только через полвека (как это недавно произошло с номинантами за 1968 год). Вполне возможно, что в числе фаворитов от нашей страны окажутся Виктор Пелевин и Людмила Петрушевская. Почему? Давайте разбираться.
Виктор Пелевин
«Эта книга — продолжение великой русской литературной традиции социальной сатиры, восходящей к Гоголю через Булгакова», — писала Урсула Ле Гуин в своей рецензии на роман Виктора Пелевина «Священная книга оборотня» еще в 2008 году. «Я, как и многие другие люди Запада, знаю Россию лишь по романам. Я понятия не имею, насколько страна, описанная Пелевиным, похожа на реальную Россию ХХI века; но в книге есть ощущение правды, той же правды, которую мы видим в произведениях его предшественников», — добавляет она.
Священная книга оборотня Мягкая обложка ₽
Слова недавно ушедшей от нас Ле Гуин можно распространить на все творчество автора «Generation „П“». Каждый год он не перестает удивлять поклонников своего творчества, высмеивая многие явления наших дней (а иногда и предугадывая их). Сегодня он один из самых известных современных российских писателей за рубежом. Про него даже есть статья в «Британской энциклопедииEncyclopædia Britannica — старейшая англоязычная универсальная энциклопедия.». Не все отечественные авторы удостоились подобной чести. Например, Улицкой и Акунина там нет.
Вполне вероятно, что заветную награду ему вручат именно за продолжение сатирической традиции русской классики. Этого у него не отнять. Как не отнять огромного влияния его творчества на общественное сознание современного российского общества. А это важный фактор, который не стоит сбрасывать со счетов.
Людмила Петрушевская
Людмила Петрушевская принадлежит к гениальному предвоенному поколению конца 30-х — самого начала 40-х годов: Бродский, Высоцкий, Битов, Маканин, Распутин, Вампилов, Ахмадулина... Все его представители оставили ярчайший след в отечественной, а некоторые (как, например, Бродский) и в мировой литературе. И Петрушевская на их фоне смотрится более чем достойно.
Работает она в разных жанрах: от страшных рассказов и сказок до романов и пьес. В ее активе есть Всемирная премия фэнтезиПремия «World Fantasy Award» учреждена в 1975 году и присуждается каждый год на «Всемирном конвенте фэнтези» (World Fantasy Convention) обновляемым жюри за произведения, написанные в жанре фэнтези и опубликованные на английском языке. 2010 года за сборник «Жила-была женщина, которая хотела убить соседского ребенка: Страшные рассказы».
Никому не нужна. Свободна Мягкая обложка ₽
Но наибольший вклад она внесла в отечественную драматургию. Ее по праву называют родоначальницей современной российской «новой драмы». Без ее пьес не было ни альтернативного театра Михаила Угарова, ни уральской драматургической школы Николая Коляды, которые в настоящий момент являются визитной карточкой отечественной культуры.
Язык, который использует Петрушевская, одновременно ужасен и узнаваем. Мы его слышим каждый день на улицах, и мы отказываемся верить, что такое вообще можно произносить вслух. Ее театр травмирует, заставляет смеяться и надеяться на лучшее. Она скорее продолжает традиции не Чехова, а Леонида Андреева и Михаила Булгакова.
И, кстати, русскоязычным авторам именно за пьесы заветную награду никогда не вручали. Относительное исключение — Бродский и Солженицын, у которых есть несколько драматических произведений в библиографии. Но мы знаем первого как поэта, а второго как прозаика. Среди зарубежных писателей примеры есть: Джордж Бернард Шоу, Сэмюэл Беккет, Юджин О’Нил, Воле Шойинка и другие.
Но, к сожалению, шансы что у Пелевина, что у Петрушевской получить нобелевку ничтожно малы, так как русскоязычному автору высокую награду вручали относительно недавно — всего четыре года назад, это была Светлана Алексиевич. Впрочем, эта премия не перестает нас удивлять. Присуждение ее Бобу Дилану в 2016-м — яркое тому доказательство.