В 2023-м роман «Граф Аверин. Колдун Российской империи» стал настоящим открытием и самым продаваемым изданием года. Сегодня суммарный тираж его книг превысил 500 тысяч экземпляров. Время идет, романов становится больше, а интерес ни к истории, ни к героям, ни к автору вселенной Аверина и Кузи не ослабевает.
Виктор Дашкевич старается не раскрывать свою личность, но согласился дать интервью нашему журналу.
Вы фактически задали тренд на альтернативную Российскую империю. Как вы пришли к идее своего мира и не было ли страха, что ваши истории не «попадут в аудиторию»?
Я не слишком-то разбираюсь в трендах, если честно. Просто писал и продолжаю писать историю, которая мне нравится. И очень обрадовался, когда появились люди, которым тоже интересен мой мир. А он большой и развернутый, еще писать и писать, чтобы хоть немного его «приоткрыть».
Концовки ваших книг не совпадают с интересом к «серой морали» и открытым финалам. Не боялись ли вы, что такая сказочность может отпугнуть читателей?
Я не люблю «серую мораль», а «открытая концовка» может меня навсегда отвратить от произведений автора. Несмотря на то, что у меня нет однозначных «злодеев», как и прямо «хороших», у всех свои недостатки, все равно героям не чужды дружба, благородство, самоотверженность. И зло у меня скорее «бытовое», обыденное. И вот его-то герои и побеждают. И, что важно, не только физически (арест, например), но и морально.
И вообще, я всегда говорил, что я сказочник!
Аверина нередко сравнивают с Фандориным, как вы относитесь к таким сравнениям? И есть ли у Аверина литературные прототипы?
Всегда удивлялся этому. Про Фандорина не читал, услышал, только когда начали сравнивать. Знакомые, кто читал, говорят, что ничего общего. Как такового прототипа у Аверина нет, он просто возник, как образ, вместе со своим котом, и я начал писать про них историю.
Кузя в своей демонической форме
А есть живые люди, характер или черты которых отразились в характере графа или других персонажей?
Довольно мало, и они скорее второстепенные. У Василя есть прототип. В основу образа Анонимуса легли сразу несколько дворецких из разных фильмов. А в четвертой книге появился персонаж, похожий, как мне кажется, на меня.
Почему действие ваших романов происходит в конце XX века? Насколько важно время во всех историях? Та же петровская эпоха, о которой упоминается в линии Владимира.
Для этого много причин. Самая главная, наверное, состоит в том, что мне хотелось как-то приблизить персонажей по времени к настоящему и сочетать магию с техникой. Ну и интересно было пофантазировать, как бы выглядела Россия, если бы Верховным Правителем так и остался Колчак, а Белое движение победило. Я в юности очень увлекался Гражданской войной в Сибири и на Дальнем Востоке.
А петровская эпоха — это время появления и становления Владимира как личности, поэтому выбрана она.
Расскажите про писательскую «кухню». В ваших произведениях нет лишних деталей и лишних людей, каждое «ружье» обязательно «выстреливает». Как вы удерживаете в голове все эти линии? Есть ли какие-то схемы, таблицы, зарисовки мира?
Таблиц нет, разве что делаю заметки на полях, чтобы не забыть какие-то нюансы. А так, мир, который я придумываю, в моей голове постоянно «живет и происходит», все события, люди и действия связаны между собой по самой логике мира.
И события книг — лишь небольшая часть всего, что я в действительности о них знаю. Поэтому совершенно невозможно остановиться и перестать писать. Ну как оставить «за кадром» столько всего интересного?
Граф Гермес Аверин
В процессе написания романов приходилось ли прибегать к работе с архивными документами или научной литературой? Магия в ваших книгах кажется вполне научной.
Да, я старался и стараюсь ее сделать именно такой. Или, по крайней мере, подчиняющейся определенной логике и законам. Научной литературы я читаю много, в основном по истории и биологии. Благо сейчас она вполне доступна в интернете. А скоро технологии настолько продвинутся, что не нужно будет для этого даже учить другие языки.
Публикация в «Эксмо» — не первая для Аверина, Кузи и их окружения. Как изменился мир с момента появления книг в самиздате и до публикации в бумаге?
У меня появился фандом. Это очень здорово, интересно и весело. Я активно общаюсь с читателями, рассказываю им истории из своей жизни, узнаю много нового, отвечаю на вопросы. Очень приятно чувствовать подобную отдачу. Читать фанфики, смотреть комиксы и арты по своему миру.
Общество в созданной вами вселенной стремительно меняется: на глазах читателей иными становятся отношения к дивам, подход к обучению девочек. А что бы вы поменяли в нашем мире?
Может, это прозвучит немного пафосно и наивно, но я бы хотел сделать людей добрее. И к себе, и к другим, и к окружающему миру в целом. И работаю над этим, как умею, книжки вот пишу добрые.
Если бы вы оказались в придуманной вами вселенной, с кем бы в первую очередь познакомились?
Боюсь, что с Владимиром. Он бы быстро мною заинтересовался.
***
На книги Виктора Дашкевича действует скидка 25% по промокоду ЖУРНАЛ.