Все мы смотрим фильмы, кто-то предпочитает боевики, а кто-то артхаус, но любовь к самому молодому виду искусства объединяет людей с разными вкусами. Рано или поздно перед каждым киноманом встает вопрос: «Как оценить фильм?». И если аргумента «он мне нравится» недостаточно, то стоит собраться с мыслями и проанализировать картину. Но как? Мы собрали несколько простых советов, которые помогут вам лучше понять кинематограф.
Язык кино. Как понимать кино и получать удовольствие от просмотра Твердый переплет ₽
Попробуйте пересказать сюжет
Начнем с простого. Вы только что посмотрели фильм и не знаете, рекомендовать его друзьям или нет. Автор книги «Язык кино» Данила Кузнецов рекомендует начать анализ картины с логлайна — очень короткого описания истории. Именно такие синопсисы призваны заинтересовать продюсеров новым проектом, так что готовой ленте и ее будущим зрителям они тоже не помешают.
Логлайн фильма Френсиса Форда Копполы «Крестный отец» (1972) будет выглядеть вот так: «Это история о сыне главы мафиозного клана, который пытался дистанцироваться от дел своей семьи, но убийство брата и смерть отца вынуждают его взять управление кланом в свои руки».
Оцените диалоги
С появлением звука некоторые режиссеры опасались, что кинематограф как искусство перестанет развиваться: больше не нужно ломать голову над сложным монтажом, ведь все можно объяснить словами. Однако это не так. Кинематограф действительно чуть притормозил в развитии, из профессии ушли актеры, чей голос не подходил для озвучки, но само искусство нашло способ адаптироваться. Диалогами увлеклись создатели низкопробных фильмов. Режиссеры и продюсеры, желающие делать что-то более серьезное, продолжали эксперименты с экспозицией и монтажом. К примеру, Хичкок мастерски работал с наполнением кадра, и о его героях многое можно узнать по тем деталям, которые находятся вокруг них.
«Есть большой массив сериальной и близкой к ней продукции, которая построена исключительно на речи героев, потому что многие мыльные оперы рассчитаны на человека, который в этот момент на кухне чистит морковь, стоя спиной к телевизору, а порой и вовсе может выйти в другую комнату за поваренной книгой»
Из книги «Язык кино»
Будьте внимательнее к фону
Создание музыки для кино. Секреты ведущих голливудских композиторов Мягкая обложка 825 ₽ 989 ₽ -17% В корзину
Как правило, когда мы смотрим фильм в первый раз, то прежде всего следим за историей, которая раскрывается в диалогах героев.
А между тем на экране, в глубине кадра, может случиться нечто не менее важное, чем то, на что мы обращаем внимание сразу. Так, в одном из эпизодов фильма «Лучшие годы нашей жизни» Уильяма Уайлера в первую очередь мы видим страшную и одновременно прекрасную сцену игры на фортепиано: один из двух пианистов, ветеран Второй мировой войны, играет крюками вместо рук. В это время на заднем плане происходит драматичный телефонный разговор третьего главного героя. Об эмоциях мужчины внимательный зритель может догадаться только по его жестикуляции. Обе сцены, попавшие в один кадр, важны дня картины.
Ищите пасхалки
Постмодернизм, который уже вроде бы и вышел из моды, но до сих пор не желает сдавать свои позиции, возвел цитирование до небывалых высот. Однако аллюзии и ссылки на другие произведения искусства, философские или научные труды и ранее считались показателем хорошего вкуса. Так, Пушкин в свое время цитировал Байрона, а Толстой, видимо, внимательно прочел Теккерея.
В кино то же самое: режиссеры сплошь и рядом цитируют друг друга либо отдавая дань уважения, либо пародируя и высмеивая, вспоминают классиков и философов, воскрешают персонажей из забытых франшиз. Так в «Фаусте» Сокурова появился гоголевский Чичиков, а в фильмах Marvel герои из разных миров. Чем больше картин вы посмотрите, тем чаще будете видеть ссылки и аллюзии и тем больше удовольствия получите от новых фильмов.
Читайте биографии режиссеров
Кино — это целый мир, в котором интересен не только сам фильм, но и процесс его создания. Попробуйте узнать больше об актерах и режиссерах, и их картины заиграют для вас новыми красками.