Встречи с авторами Подбор подарка
13 февраля, 2019

Как читать кино

Несколько советов и книг для тех, кто хочет разбираться в кинематографе
Как читать кино

Все мы смотрим фильмы, кто-то предпочитает боевики, а кто-то артхаус, но любовь к самому молодому виду искусства объединяет людей с разными вкусами. Рано или поздно перед каждым киноманом встает вопрос: «Как оценить фильм?». И если аргумента «он мне нравится» недостаточно, то стоит собраться с мыслями и проанализировать картину. Но как? Мы собрали несколько простых советов, которые помогут вам лучше понять кинематограф.

Язык кино. Как понимать кино и получать удовольствие от просмотра Язык кино. Как понимать кино и получать удовольствие от просмотра Данила Кузнецов Твердый переплет

Попробуйте пересказать сюжет

Начнем с простого. Вы только что посмотрели фильм и не знаете, рекомендовать его друзьям или нет. Автор книги «Язык кино» Данила Кузнецов рекомендует начать анализ картины с логлайна — очень короткого описания истории. Именно такие синопсисы призваны заинтересовать продюсеров новым проектом, так что готовой ленте и ее будущим зрителям они тоже не помешают.

Логлайн фильма Френсиса Форда Копполы «Крестный отец» (1972) будет выглядеть вот так: «Это история о сыне главы мафиозного клана, который пытался дистанцироваться от дел своей семьи, но убийство брата и смерть отца вынуждают его взять управление кланом в свои руки».

Совет: сформулируйте для себя, о чем фильм, и вы увидите основной конфликт и главного героя, а также слабые места в сюжете, если они есть.

Оцените диалоги

С появлением звука некоторые режиссеры опасались, что кинематограф как искусство перестанет развиваться: больше не нужно ломать голову над сложным монтажом, ведь все можно объяснить словами. Однако это не так. Кинематограф действительно чуть притормозил в развитии, из профессии ушли актеры, чей голос не подходил для озвучки, но само искусство нашло способ адаптироваться. Диалогами увлеклись создатели низкопробных фильмов. Режиссеры и продюсеры, желающие делать что-то более серьезное, продолжали эксперименты с экспозицией и монтажом. К примеру, Хичкок мастерски работал с наполнением кадра, и о его героях многое можно узнать по тем деталям, которые находятся вокруг них.

«Есть большой массив сериальной и близкой к ней продукции, которая построена исключительно на речи героев, потому что многие мыльные оперы рассчитаны на человека, который в этот момент на кухне чистит морковь, стоя спиной к телевизору, а порой и вовсе может выйти в другую комнату за поваренной книгой»

Из книги «Язык кино»

Совет: обращайте внимание на то, как вам преподносят информацию о персонажах. Если герои рассказывают о себе или друг о друге слишком много, велика вероятность, что перед вами линейный и незамысловатый фильм.

Будьте внимательнее к фону

Создание музыки для кино. Секреты ведущих голливудских композиторов Создание музыки для кино. Секреты ведущих голливудских композиторов Мэтт Шрадер Мягкая обложка 825 989 -17% В корзину

Как правило, когда мы смотрим фильм в первый раз, то прежде всего следим за историей, которая раскрывается в диалогах героев.

А между тем на экране, в глубине кадра, может случиться нечто не менее важное, чем то, на что мы обращаем внимание сразу. Так, в одном из эпизодов фильма «Лучшие годы нашей жизни» Уильяма Уайлера в первую очередь мы видим страшную и одновременно прекрасную сцену игры на фортепиано: один из двух пианистов, ветеран Второй мировой войны, играет крюками вместо рук. В это время на заднем плане происходит драматичный телефонный разговор третьего главного героя. Об эмоциях мужчины внимательный зритель может догадаться только по его жестикуляции. Обе сцены, попавшие в один кадр, важны дня картины.

Совет: всматривайтесь в кадр, приглядывайтесь к второстепенным персонажам, не пренебрегайте деталями. В хороших фильмах все это поможет вам лучше понять историю.

Кадр из фильма «Лучшие годы нашей жизни»

Ищите пасхалки

Постмодернизм, который уже вроде бы и вышел из моды, но до сих пор не желает сдавать свои позиции, возвел цитирование до небывалых высот. Однако аллюзии и ссылки на другие произведения искусства, философские или научные труды и ранее считались показателем хорошего вкуса. Так, Пушкин в свое время цитировал Байрона, а Толстой, видимо, внимательно прочел Теккерея.

В кино то же самое: режиссеры сплошь и рядом цитируют друг друга либо отдавая дань уважения, либо пародируя и высмеивая, вспоминают классиков и философов, воскрешают персонажей из забытых франшиз. Так в «Фаусте» Сокурова появился гоголевский Чичиков, а в фильмах Marvel герои из разных миров. Чем больше картин вы посмотрите, тем чаще будете видеть ссылки и аллюзии и тем больше удовольствия получите от новых фильмов.

Совет: попробуйте найти секретные послания режиссера — это поможет лучше понять скрытые смыслы.

Читайте биографии режиссеров

Кино — это целый мир, в котором интересен не только сам фильм, но и процесс его создания. Попробуйте узнать больше об актерах и режиссерах, и их картины заиграют для вас новыми красками.

Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 79947 книг
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 79947 книг

Комментарии

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь и заполните информацию в разделе «Личные данные»
Написать комментарий
Написать комментарий
Спасибо!
Ваш комментарий отправлен на проверку и будет опубликован в течение 5 дней при условии успешной модерации

Читайте также

«Птицы» и «Ребекка»: как Альфред Хичкок экранизировал книги Дафны Дюморье

«Птицы» и «Ребекка»: как Альфред Хичкок экранизировал книги Дафны Дюморье

Символика, герои и история создания знаменитых фильмов

Как Мефистофель с Чичиковым встретился

Как Мефистофель с Чичиковым встретился

Этот и другие сюжеты сокуровского «Фауста»

Писатели-сценаристы и их фильмы

Писатели-сценаристы и их фильмы

Кинокартины, созданные Фицджеральдом, Ремарком и другими известными авторами

Читать и слушать

Читать и слушать

Как музыка становится персонажем книг

«Трудно быть богом»: от повести Стругацких к фильму Германа

«Трудно быть богом»: от повести Стругацких к фильму Германа

Как эволюционировал сюжет о благородном доне Румате Эсторском

Все получится, или Чему могут научить хобби-книги

Все получится, или Чему могут научить хобби-книги

Разбираемся, реально ли начать петь, рисовать или играть на укулеле благодаря бумажным изданиям

Что подарить выпускнику: самые красивые издания «Эксмо»

Что подарить выпускнику: самые красивые издания «Эксмо»

Помогаем выбрать книгу на окончание школы

Неправильные сказки и страх конфликтов: 3 секрета из книги «Нежно-денежно»

Неправильные сказки и страх конфликтов: 3 секрета из книги «Нежно-денежно»

Рассказываем о новой работе Ольги Примаченко