06 июля, 2016

Как писать: 5 советов от Умберто Эко

«Как лучше всего начать?», «Что оставить, а что отбросить?», «Какой выбрать стиль?» — ответы на эти и другие вопросы в нашем материале

Как писать: 5 советов от Умберто Эко

Все мы в процессе написания научных работ, эссе, рефератов, писем, а иногда и художественных произведений сталкиваемся с огромным количеством проблем и трудных вопросов: «Как лучше всего начать?», «Что оставить, а что отбросить?», «Какой выбрать стиль?» и т.д. То же самое отчасти касается и наших публичных выступлений.

Блистательный ученый и писатель Умберто Эко ответил на эти и другие вопросы в своем эссе «Как я пишу», в котором раскрыл свою авторскую «кухню». Ниже приводятся пять цитат-советов на каждый день.

 

Принцип нарратива

«Когда я защищал диссертацию по эстетике Фомы Аквинского, меня поразило замечание одного из оппонентов, Аугусто Гуццо, который, однако, потом опубликовал мою работу без всяких изменений. По его мнению, я описал в диссертации этапы своего исследования на манер детектива, то есть включая ложные, затем отвергнутые в ходе изучения, гипотезы, в то время как как серьезный ученый, пройдя все этапы, представляет на суд публики только конечные выводы. Я ответил, что да, согласен, моя диссертация точно так и написана, только я вовсе не считаю это ее недостатком. Более того, в тот момент я проникся уверенностью, что любая научная работа должна быть „рассказана“ именно таким образом. И впредь старался не отступать от своего метода».

Пишете ли вы научную работу или проводите деловую презентацию, вы должны интересно подавать свой материал. Расскажите о том, через какие этапы вам пришлось пройти, какие идеи были отброшены, как сделаны выводы. Необязательно строить материал про принципу детектива, как сделал Эко в своей диссертации, но если в документе (выступлении, устном рассказе) присутствует четкий нарратив — это сильно упрощает дело и вам, и вашим читателям или слушателям.

 

Язык мой — друг мой

«Когда автор сотворил свой мир, слова придут сами (если все идет как задумано), причем именно те, которые требует этот мир».

Всегда следите за своим языком и стилем. Если вы пишите научную работу, нужны одни слова, официальное деловое письмо — другие. К какой аудитории вы обращаетесь? К студентам в аудитории, своим коллегам на работе в офисе или же к маститому профессору? К сожалению, довольно часто происходит смешение стилей: деловая лексика разбавляется разговорным сленгом, канцеляризмы научными терминами. Итог один: каша в голове у всех.

 

Ограничения

«Создает ли писатель мир для языка или язык для мира, это вовсе не значит, что он проводит несколько лет, создавая мир в отрывке от истории, которая должна в нем произойти. <...> Основные элементы этой конструкции — ограничения и временная последовательность».

«Как долго по времени (на сколько страниц или строк) должно идти повествование?» «Сильно ли я (не) превысил допустимый объем?» Очевидные вопросы, но опять-таки: многие увлекаются и затягивают с финалом, заставляя читателей и слушателей скучать. Здесь не спасают ни хороший язык, ни качественный нарратив. Но ограничения хороши в меру, слишком уж сокращать объем также явно не стоит. Краткость — не всегда сестра таланта.

 

Подготовка, подготовка и еще раз подготовка

«Роман требует длительной подготовки. Сначала я читаю, составляю карточки, рисую портреты персонажей, карты мест, временные диаграммы».

От сбора фактуры зависит качество вашего текста или выступления. Даже если что-то не будет использовано, то лишней эта информация уж точно для вас не будет. Чем лучше вы подготовитесь, тем интереснее и занимательнее будет ваша работа.

 

Исправляйте, если нужно

«Чем компьютер хорош — он поощряет спонтанность: можно писать по наитию, второпях, сразу все, что тебе взбредет на ум. Но при этом ты знаешь, что все это легко исправить и изменить».

Умберто Эко был свидетелем научно-технической революции конца прошлого века. Большинство своих романов он напечатал на первых персональных компьютерах. Они (а также ноутбуки, планшеты, смартфоны и другие гаджеты) сильно упрощают нашу с вами нынешнюю жизнь. А главное — вы можете в любой момент вернуться к написанию, доработке, редактуре того или иного текста. Главное — не лениться это делать. Технологии нам в помощь.

И напоследок еще одна цитата Умберто Эко:
«Только для себя мы пишем одну-единственную вещь: список покупок, чтобы не забыть, что нужно купить, а возвратившись из магазина, порвать и выбросить его за ненадобностью. Любой другой текст мы пишем, чтобы что-то кому-то сказать».

 


Статья подготовлена на основе материалов из книги Умберто Эко «О литературе».

Только интересные материалы и книги
Почтовому совенку-стажеру не терпится отправить вам письмо

Читайте также

15 цитат из книг Умберто Эко
Мнения
15 цитат из книг Умберто Эко
Выдающийся итальянский ученый и писатель о литературе, обществе и мудрости
Кто из зарубежных писателей опубликовал свой дебютный роман после 40 лет?
Жизненно
Кто из зарубежных писателей опубликовал свой дебютный роман после 40 лет?
Чарльз Буковски, Умберто Эко, Салли Грин и  другие авторы в нашей подборке
5 занимательных книг про Прагу
Познавательно
5 занимательных книг про Прагу
«Голем», «Похождения бравого солдата Швейка», «Невыносимая легкость бытия» — эти и другие романы о чешской столице
Кто хорошо читает аудиокниги?
Жизненно
Кто хорошо читает аудиокниги?
Знаменитости, которые озвучивают книги лучше, чем собственный голос в голове
Персонажи книг в фильмах: ожидание и реальность
Познавательно
Персонажи книг в фильмах: ожидание и реальность
Персонажи книг: как все было на самом деле
Познавательно
Персонажи книг: как все было на самом деле
Рассказываем о судьбе людей, с которых списаны любимые герои
9 книг об одержимости
Жизненно
9 книг об одержимости
Литературные герои, которых «заклинило»
Трудности перевода
Мнения
Трудности перевода
Мария Челинцева о романе Андреа Камиллери — легендарного итальянского писателя, которого не все понимают даже на родине