Встречи с авторами Подбор подарка
19 января, 2024

Грани разумного: как работает магический реализм

Писательница и литературный редактор Екатерина Звонцова — о жанре, расположенном на стыке фантастики и реалистичной прозы

Грани разумного: как работает магический реализм

Мир полон тайн. Одни окружают нас, другие прячутся в нашем сознании. Задаваясь вопросами вроде «Существуют ли призраки и ведьмы?», «Одиноки ли мы во вселенной?», «Почему наши сны иногда столь реалистичны?», писатели могут создавать свои миры или сильно менять наш ― через фэнтези, мистику, сай-фай. Но все это лишь попытки поймать неуловимое.

Куда чаще, столкнувшись с загадкой, мы ― и наши герои ― так и не получаем ответа. Поэтому на стыке реалистической и фантастической прозы живет он, магический реализм. Его хорошо охарактеризовал критик Эдмон Жалу: «Роль магического реализма ― отыскание в реальности того, что есть в ней странного, лирического и даже фантастического».

Разберемся, как автору вплетать прекрасные и ужасные чудеса в повседневность.

Звонцова Екатерина Екатерина Звонцова Российская писательница, автор ретеллингов, фэнтези, исторической и альтернативно-исторической прозы. Смотреть книги

Чем магический реализм отличается от фантастики?

Общая черта фантастики и магреализма ― наличие странных, выбивающихся из повседневности деталей: фантдопущений. Это могут быть и призраки, помогающие (или мешающие) герою расследовать преступление, и внезапный дождь из жаб, и сосед-пришелец, и фрукты, которые можно съесть, вынув прямо из натюрморта. Но в фантастике всему рано или поздно находится твердое объяснение: научное, магическое, экологическое, медицинское. Нити сходятся, вопросы закрываются.

В магреализме главная прелесть (и ужас!) фантдопущений ― в необъяснимости или наличии нескольких противоречащих объяснений. И в неотступном вопросе: «А это правда случилось?» 

Братья Карамазовы Братья Карамазовы 199 ₽ На Литрес

Яркий пример из классики: в «Братьях Карамазовых» персонаж сталкивается с чертом, ведет с ним беседы и даже узнает кое-что важное для сюжета. Но видят черта не все, большинство считает, что герой просто сходит с ума.

Жизнь ― иллюзия, вселенная ― голограмма

Так сказал Билл Сайфер, точно описав хронотоп магического реализма. Пространство здесь детализировано и может давить объемностью, но при этом зыбко, пластично. Время то застывает, то ускоряется.

Идя в один день по одному тоннелю, герой может видеть абсолютно разные надписи и рисунки на стенах: утром — граффити с матом, вечером ― картины Босха. Или, выпив коктейль в баре, провалиться в другой мир, прожить там год, а потом очнуться на том же стуле и обнаружить, что прошла минута. Идеальный пример ― «Дом, в котором...» Мариам Петросян, где подростки из интерната «прыгают» или «ходят» в другие реальности: во сне или просто попив кофе. И снова: педагоги ни о чем не подозревают, а читатель не знает, что и думать!

Рассказчики решают все

Одна из главных особенностей магреализма ― рассказчики. Они ненадежны: ребенок, лично знающий пару фей; писатель, спокойно завтракающий за одним столом с героями; кто-то переживший глубокую травму и теперь видящий реальность искаженно, с прорехами. Для них «странные» детали зачастую и не особо странные.

Это я тебя убила -33% Это я тебя убила Екатерина Звонцова 615 ₽ 919 ₽ -33% В корзину Контент 18+

В моем романе «Письма к Безымянной» маленький Людвиг ван Бетховен живет в краю, где многие верят в ветте, местных фейри. А еще Людвиг творческий, тревожный, одинокий и растет в дисфункциональной семье. Хотя появление будущей Бессмертной Возлюбленной пугает его, он быстро падает в эту дружбу и первое время даже не задается вопросом, откуда взялась таинственная девочка и чем это грозит. Даже повзрослев и приняв, что может быть болен, он продолжает искать в мистической привязанности убежище ― от войн, революций и личных неудач.

Каждому по вере

В трех вопросах ― «Правда ли это произошло?», «Почему это произошло?» и «Можно ли верить персонажу и его восприятию реальности?» ― главное обаяние магреализма. Но механизм сложен и хрупок. Важно избегать «железных» ответов и разрешать читателю самому выбирать трактовку загадочного события. Жил ли в лесу добрый дух, которого видел лишь шаман, или это суеверия? А чудеса вроде выросшей в феврале земляники ― аномалии из-за того, что рядом строят АЭС? Правда ли персонаж побывал в волшебной стране или ему приснилось, когда он задремал в шкафу?

Серебряная клятва -22% Серебряная клятва Екатерина Звонцова 781 ₽ 1002 ₽ -22% В корзину

Магреализм ― терапевтическое чтение, потому что напоминает о важном: отсутствие ответов на загадки нормально и... чудеса прячутся в повседневности. А еще от него неотъемлем глубокий психологизм, ведь все чудеса и всех чудовищ здесь порождает наш разум... или его сон.

Что же мы учитываем, решив писать в этом жанре? 

  • Магреализм всеяден: в нем можно встретить призраков и вампиров, ангелов и демонов, роботов, пришельцев, богов и другие миры. Просто читатель никогда не будет уверен, что все это правда встретилось герою на пути, а не почудилось.

  • У необъяснимого нет одной трактовки, всегда как минимум две, и на верность каждой намекают свои детали. Персонаж, путешествующий во времени, может считать это сновидениями, пусть яркими, детализированными и бесконечно атмосферными. А потом вместе с читателем обнаружить на столе считающееся утерянным яйцо Фаберже. Поэтому финалы в таких текстах всегда в той или иной степени открытые.

  • Персонажи магреализма часто принимают фантдопущения как данность. Но не верьте им, конечно, розовый слон в качестве питомца ― это странно! Чтобы совсем запутать читателя, в сюжет можно добавить второго рассказчика, понадежнее, который никаких необычностей, включая слона в комнате, не видит в упор! А вот самому розовому слону «права голоса», то есть права быть рассказчиком, мы не даем. Почему? Потому что это сделает его реальным и превратит историю из магреализма в фантастику.

  • Магреализм не скупится на детали: пространственные, психологические, символические. Алая роза в петлице героя, его занавески (синие!), то, что он ест и пьет (вдруг это, например, гранат или вино, налитое из-под водопроводного крана?), ― во всем этом можно прятать скрытые смыслы, отсылки к фольклору и истории, намеки на загадки!

  • Магреализм многослоен! Путешествия в прошлое, сны, письма, прием «история в истории» ― все это помогает расширить рамки привычной реальности. И чем сложнее персонажу отличить реальность от вымысла, тем сложнее будет и читателю.

На книги Екатерины Звонцовой действует скидка 20% по промокоду ЖУРНАЛ.

Книги по теме
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 82330 книг
Ход дочери генерала
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 82330 книг

Комментарии

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь и заполните информацию в разделе «Личные данные»
Написать комментарий
Написать комментарий
Спасибо!
Ваш комментарий отправлен на проверку и будет опубликован в течение 5 дней при условии успешной модерации

Читайте также

Как написать исторический роман: 5 советов от Екатерины Звонцовой

Как написать исторический роман: 5 советов от Екатерины Звонцовой

Автор «Серебряной клятвы» и «Это я тебя убила» — о том, как передать дух эпохи и не утонуть в лишних подробностях

Зачем писатели возвращаются в Российскую империю

Зачем писатели возвращаются в Российскую империю

Рассказываем о популярном сеттинге

Какие исторические события вдохновляют авторов фэнтези

Какие исторические события вдохновляют авторов фэнтези

От Крестовых походов, Реконкисты и Имчжинской войны до Опричнины и Смутного времени

Почему современные писатели возвращаются к мифам Древней Греции

Почему современные писатели возвращаются к мифам Древней Греции

Рассказываем об одном из самых популярных литературных сеттингов

Цитаты про жизнь из современных книг, которые заставляют задуматься

Цитаты про жизнь из современных книг, которые заставляют задуматься

Афоризмы из книг о судьбе, предназначении и счастье

«Я бы хотел сделать людей добрее»: интервью с Виктором Дашкевичем

«Я бы хотел сделать людей добрее»: интервью с Виктором Дашкевичем

Знаменитый писатель рассказал о своем творчестве

В дилогии «Морана и Тень» появятся уже знакомые персонажи, а «Нити судьбы» станут тетралогией

В дилогии «Морана и Тень» появятся уже знакомые персонажи, а «Нити судьбы» станут тетралогией

Лия Арден ответила на все вопросы читателей

В каком порядке читать книги о графе Аверине

В каком порядке читать книги о графе Аверине

Путеводитель по знаменитой вселенной Виктора Дашкевича