Даже в век «не таких, как все», когда каждый пытается выделиться незаурядными способностями, собственным взглядом на мир, поведением или просто внешним видом, тех, кто предпочел оказаться вдали от толпы, по-прежнему не любят. Вместе с тем именно они остаются в своей независимости и свободе от чужого мнения удивительно притягательными. В мировой литературе немало ярких персонажей-одиночек, на их примере рассказываем, почему же так раздражают люди, которые не боятся быть сами по себе.
Александр Чацкий
Горе от ума Твердый переплет 492 ₽ 631 ₽ -22% В корзинуАлександра Чацкого, знаменитого персонажа пьесы Александра Грибоедова «Горе от ума», традиционно называют предвестником распространенного в русской классической литературе типа «лишний человек». И в самом деле, этот герой предпочитает вырваться за пределы общества, в котором тем не менее вынужден вращаться. Не спешат его принимать и противники, выскочкой, отщепенцем представляется им молодой человек. Так чем же так не люб лощеным гостям Фамусова бывший возлюбленный Софьи? Чем же он отталкивает и саму девушку?
Догадаться несложно. Даже считая себя большим оригиналом, человек, в силу собственной природы, стремится оставаться в социуме. Тех же, кто рвется противостоять обществу, безжалостно изгоняют. Притом Чацкий не лишен особенного, завораживающего обаяния одиночки, которое всегда манит с той же силой, с какой и пугает. Но не стоит забывать и том, что подобная сконцентрированность на себе чревата неприятными последствиями во всех сферах жизни, включая и любовные отношения. Стремление к независимости Чацкого и, как следствие, его молчаливый отъезд на три года по возвращении полностью лишают его не только возможности найти общий язык с окружающими, но и вернуть утраченное доверие Софьи.
Евгений Базаров
Отцы и дети Твердый переплет 467 ₽ 598 ₽ -22% В корзинуЦиник и скептик Евгений Базаров нередко все-таки вызывает симпатию и даже нескрываемый восторг, хотя сам он вовсе не стремится кому-то нравиться. Так, его приятель Аркадий буквально души не чает в друге. Послушно повторяя за своим кумиром каждое слово, он не замечает, как постепенно стирается его собственная личность.
Сам же молодой медик, если задуматься, не так уж счастлив находиться в образе бесчувственного человека. На деле невозможность ни отделиться от общества, ни найти с ним точек соприкосновения мучит его, как мучит и безответная любовь. Он одинок и тяготится своим одиночеством. И может быть, именно внезапное проявление человеческого — страха смерти, тоски по дружбе, безответной любви — так привлекательны в Базарове. Ведь они делают героя Тургенева беззащитным перед обстоятельствами, а значит, похожим на каждого из нас.
Сара Вудраф
Любовница французского лейтенанта Твердый переплет ₽Тому, кто при любых обстоятельствах остается верен своим принципам, найти общий язык с окружающими бывает подчас очень трудно, а иногда и вовсе невозможно. Сара, героиня романа Джона Фаулза «Любовница французского лейтенанта», представляется человеком эгоцентричным и лживым. Согласитесь, непросто составить приятное мнение о женщине, которая сначала выдумывает несуществующего жениха, а после пытается отбить суженого у другой девушки. Сара же косых взглядов будто не замечает. Ей, похоже, даже приятно находиться вдали от общества, оставаясь погруженной в собственный мир.
И все-таки своим нежеланием подстраиваться под общепринятые рамки она и нравится. Так, Чарльза в первую очередь привлекают не внешние данные или глубокий ум, а «необычность», «странность» Сары, которой нет у его собственной невесты. Тем не менее этого недостаточно, чтобы разорвать помолвку, ведь восхищаться отщепенцем издали и провести с ним жизнь под одной крышей — совершенно разные вещи.
Ненна Джеймс
В открытом море Твердый переплет ₽Выскочка. Наверняка большинству читателей именно это слово первым приходит на ум после знакомства с героиней книги «В открытом море». Ненна, мать двоих детей, на протяжении всего романа балансирует на грани развода с мужем. А все из-за необъяснимого, странного упорства, граничащего с упрямством. Суть их конфликта кроется в нежелании женщины перебраться с бывшей баржи (а ныне плавучего дома) на сушу вслед за супругом, которого жизнь на реке, похоже, вогнала в депрессию. Что же это? Прихоть? Каприз? В чем кроется магия утлого суденышка, если ради возможности остаться там она жертвует и семьей, и карьерой, и самым обыкновенным комфортом?
Ответ на этот вопрос гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд. Дело не в барже, а в нежелании лишиться свободы выбора жить так, как хочется именно ей. Именно эта черта делает Ненну притягательной для соседа Ричарда, она же с равной силой очаровывает и раздражает и других обитателей плавучих домов. Сочетание гордости, смелости, готовности до последнего отстаивать свою правоту и в то же время тотальное одиночество делают Ненну «лишним человеком» нового времени.