Встречи с авторами Подбор подарка

Малика Атей: «Между демократией и Западом не стоит знак равенства»

Интервью с автором романа «Я никогда не»

29 октября, 2020

Малика Атей (Бадамбаева) — казахстанская писательница, финалист премии «Лицей». Публиковалась в СМИ с 15 лет, позже работала главным редактором журнала MINI и сайтов о моде. Сегодня издается в журнале Harper’s BAZAAR. В своей книге «Я никогда не», которая и принесла ей премию, Малика подняла вопрос независимости женщины в патриархальном обществе.

О том, как принимают ее творчество российские читатели, можно ли сделать книгу одновременно глубокой и увлекательной и почему литературные штампы — это зло, с Маликой Атей поговорила Евгения Кретова в рамках проекта #Неформальный разговор.

Я никогда не Я никогда не Малика Атей Мягкая обложка

В одном из своих интервью вы сказали, что проблема нынешнего поколения в том, что «Мы слишком поздно съезжаем от своих родителей и у нас кошмарные мужчины». Это связано с традициями родителей или инфантильностью молодежи?

Круг не имеет начала. Это и выученная беспомощность, и страх оставить родителей, и уровень жизни. Современное поколение не инфантильное. Оно тревожное.

Российское общество тоже во многом патриархально, но так ли сильно, как в Средней Азии?

Я могу по-разному трактовать восприятие «Я никогда» читателями из России. Мне часто пишут, что ассоциируют себя с героями книги, что история Коры им очень близка. Значит ли это, что патриархат в наших странах одинаково силен? Может быть. А может, дело в универсальности книги, общечеловеческих вопросах, которые поднимаются в ней. Но так или иначе, отношение к женщине в наших странах пока оставляет желать лучшего.

Вы стали финалистом премии «Лицей» имени Пушкина. Как считаете, вам это помогло найти своего читателя?

Да, конечно. И издателя тоже.

«Мы наш, мы новый мир построим» — давно известный лозунг. Поколение, которое разрушило старый мир до основания, чтобы выстроить на его руинах новый, ушло с исторической арены не так давно. И сегодня их деяния стали поводом для сожалений, стыдливых оговорок и очередного витка «я никогда не». Все повторяется и мы ничему не учимся? Или нашему поколению действительно нужны кардинальные изменения и нам до такой степени душно в прежних границах?

Если мы находимся в контексте романа, то мы говорим о вопросах социальных, не о политике. Я получила неплохое образование в сфере политических наук, но никогда не работала по специальности и не люблю затрагивать эти темы — отчасти потому, что сейчас все стали доморощенными политологами и историками. И это просто глупо, потому что если нырнуть в наше с вами общее прошлое, останется только обняться и плакать.

Как думаете, желание изменить уклад — это равнозначно победе западных ценностей над восточными? Или компромисс возможен?

Между демократией и Западом не стоит знак равенства, как он не стоит между несвободой и Востоком. В Алабаме запретили аборты даже в случае изнасилования или инцеста — решение принято старыми белыми мужчинами-республиканцами в западной стране. Это борьба гуманизма с жестокостью, здравого смысла с невежеством, а не противопоставление западных и восточных ценностей.

Сегодня основной тренд (в кино, литературе, политике) — сильная женщина. Нет ощущения, что это становится новой традицией, подлежащей разрушению, новым штампом? Как вы вообще относитесь к штампам в литературе?

Людей в массе ведь не раздражает и не смущает образ сильного мужчины? Он кажется естественным. И образ самостоятельной, самодостаточной женщины должен войти в менталитет настолько прочно, чтобы не возникало этого вопроса.

Когда-то я проглотила 500-страничного «Крестного отца», а сейчас не буду ни перечитывать, ни пересматривать — даже в вымышленной истории больше невозможно принимать те роли, которые там отведены женщине. Что касается штампов, мне кажется, это вопрос умелости их использования. Допустим, Дамблдор вплоть до пятой части — это довольно стереотипный наставник и стереотипный волшебник. Но после мы не просто узнаем, что он совершал ужасные ошибки в молодости, последствия которых никогда не исчезнут, — на наших глазах он продолжает их совершать вплоть до самой смерти.

Крестный отец Крестный отец Марио Пьюзо Твердый переплет

Чего ждет современный читатель? Судя по противоречивым отзывам, с одной стороны, читатель хочет сложного, многоуровневого сюжета, но с другой — развлечения и простоты.

Почти все современные люди страдают синдромом дефицита внимания в той или иной степени и не могут долго на чем-то фокусироваться. Это нельзя игнорировать. Удивительным образом, когда ты это учитываешь, ты даешь себе шанс на создание произведения, которое может перебороть эту утраченную способность к концентрации. И человек читает твою книгу запоем, не замечая, что уже несколько часов не проверял телефон.

Насчет противоречия — мне кажется, нет никакого конфликта в многоуровневости повествования и легкости его восприятия читателем. Это вполне сочетающиеся параметры. Но едва ли можно написать классную книгу, пытаясь понравиться всем. Противоречивые отзывы возникают вследствие непохожих ожиданий и вкусов разных читателей, и чем ярче произведение, тем более полярные реакции оно получит.

Как вы относитесь к критике? Выработали свои секреты, как не срываться в депрессию после несправедливого отзыва?

Зачастую критика говорит об авторе отзыва больше, чем о предмете обсуждения. Она бывает поверхностной и пристрастной, и в этом случае она не оставляет большого следа. Критики, которая бы меня больно ранила, я пока, к счастью, не встречала. Может, потому что одновременно со шквалом негатива я постоянно получаю прекрасные отзывы и рецензии, и они дают уверенность.

Если какие-то слова о вашей книге действительно неприятны, попробуйте представить человека, который вам их написал. Это, скорее всего, поможет.

Вы пишете для Harper’s BAZAAR, ведете свой блог в инстаграм, пишете книги. Как вы организовываете свою работу?

Вы знаете, ничто не влияет на мою работу так хорошо, как прогулки или небольшие занятия спортом. Когда-то я читала о режиме Мураками — работа, потом бассейн или пробежка. И мне кажется, он прав.

Еще у меня есть правило: я не пишу в Инстаграм на ту же тему, которой занимаюсь в новой рукописи.

Ваш идеальный рабочий день — какой он?

Он находится в веренице хороших дней. Я просыпаюсь утром в хорошем настроении и самочувствии, меня ждут только приятные дела. Вчера я остановилась на интересном моменте в рукописи и сегодня примерно знаю, как продолжить. Я нашла подходящую песню, и она стоит на повторе.

О чем сегодня мечтаете?

Наверное, о благополучном окончании пандемии.

Книги по теме
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 80484 книги

Комментарии

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь и заполните информацию в разделе «Личные данные»
Написать комментарий
Написать комментарий
Спасибо!
Ваш комментарий отправлен на проверку и будет опубликован в течение 5 дней при условии успешной модерации

Читайте также

Анаит Григорян: «В поисках моего персонажа я могу подняться на самый высокий этаж небоскреба и спуститься в самую глубокую яму»

Анаит Григорян: «В поисках моего персонажа я могу подняться на самый высокий этаж небоскреба и спуститься в самую глубокую яму»

Интервью с автором романа «Поселок на реке Оредеж»

Кристина Гептинг: «Борьба нашего поколения проходит в тематических пабликах»

Кристина Гептинг: «Борьба нашего поколения проходит в тематических пабликах»

Интервью с лауреатом премии «Лицей»

От рукописи к публикации: как добиться успеха в «Эксмо»

От рукописи к публикации: как добиться успеха в «Эксмо»

Рассказываем о проекте Eksmo Digital

Все возможно: истории авторов самиздата, оказавшихся в «Эксмо»

Все возможно: истории авторов самиздата, оказавшихся в «Эксмо»

Рассказываем о том, как в нашем издательстве появились книги Аси Лавринович, Сабины Рейн и Евгении Кретовой

Самые ожидаемые книги 2025 года от «Эксмо»

Самые ожидаемые книги 2025 года от «Эксмо»

Яркие новинки от детективов и романтики до китайских новелл

Святые преступники, одинокие ангелы и молодые старухи: гид по романам Кати Качур

Святые преступники, одинокие ангелы и молодые старухи: гид по романам Кати Качур

Рассказываем о книгах писательницы

Топ-20 новинок и переизданий интеллектуальной прозы 2024 года

Топ-20 новинок и переизданий интеллектуальной прозы 2024 года

Книги, которые заставят вас иначе взглянуть на литературу

Что почитать, если вам нравятся «Чисто английские убийства»

Что почитать, если вам нравятся «Чисто английские убийства»

Больше уюта и тайн для ваших будней