В издательстве «Эксмо» вышла книга Натальи Андрейченко «Откровение» — история творческого и жизненного пути талантливой актрисы, сыгравшей леди-совершенство.
-12% Откровение. Автобиография Натальи Андрейченко 1643 ₽ 1869 ₽ -12% В корзину Контент 18+
Здесь она честно рассказывает о своей карьере и представляет многие события киномира в новом для зрителей свете. Например, дает свою точку зрения на историю съемок «Мэри Поппинс, до свидания».
О том, как создавался этот легендарный мюзикл и чем пришлось пожертвовать ради него исполнительнице главной роли, читайте в нашем материале.
Музыка в ночи
Кадр из фильма «Мэри Поппинс, до свидания», 1983
До съемок в картине «Мэри Поппинс, до свидания» Наталья Андрейченко уже была востребованной актрисой. Ее фильмография насчитывала 17 разноплановых ролей, среди которых Анастасия Соломина в «Сибириаде» и Любовь Антипова в «Военно-полевом романе». Именно во время работы над последним фильмом актриса узнала о том, что готовится советская экранизация повестей Памелы Трэверс. Музыку к картине писал первый муж Натальи — Максим Дунаевский. Причем преимущественно ночью.
«Я лежала на топчане и пыталась уснуть, понимая, что мне рано утром вставать и идти сниматься в фильме „Военно-полевой роман“. Но Максим не мог остановить этого процесса, он писал музыку. Я чувствовала, что мы пишем ее вместе. Мне надо было постоянно вставать, подходить к инструменту (спасибо за мое музыкальное образование) и напевать эти песни. Так что музыка создавалась нашей любовью через космос».
«Откровение», Наталья Андрейченко
Другая актриса!
Кадр из фильма «Мэри Поппинс, до свидания», 1983
Андрейченко была уверена, что роль Мэри достанется именно ей. В мыслях она уже обдумывала, как воплотить на экране характер героини, какие танцы тут могут быть уместны и как спеть те или иные песни. Но Наталью ждало тяжелое разочарование.
«От Максима, по сути, я получила двойной удар. <...> Мне принесли информацию, что на роль Мэри Поппинс была утверждена актриса Анастасия Вертинская. Я сказала Максиму: „Мэри Поппинс я тебе никогда, никогда не прощу, ты же знаешь, что только я могу сыграть эту роль, ты же знаешь, что это музыка нашей с тобой любви“».
«Откровение», Наталья Андрейченко
Вертинская провела в проекте неделю после начала съемок, а затем Наталье неожиданно позвонил режиссер Леонид Квинихидзе и попросил ее срочно приехать. Выяснилось, что Анастасия отказалась танцевать на площадке, а для картины танцующая актриса была очень важна, и создатели поняли: кандидатки лучше, чем Андрейченко, им не найти.
Не было бы счастья: развод и идеальные костюмы
Промо к фильму «Мэри Поппинс, до свидания», 1983
Что же за двойной удар, о котором говорит Наталья? Незадолго до начала съемок «Мэри Поппинс, до свидания» актриса узнала о страшном предательстве мужа, Максима Дунаевского. Оказалось, что, помимо первенца Мити, у композитора появилась еще и внебрачная дочь Алина от переводчицы, писательницы и модели, как ее называет Наталья, Нины Спады. Это известие так поразило Андрейченко, что она ушла из дома, несколько дней провела у подруги и мало что могла есть.
«Если вспомнить фильм „Военно-полевой роман“, то вы поймете, что я была чуть большего размера. Но одновременно в моей жизни произошли две наигрустнейшие истории. Именно они и привели меня к сильнейшей потере веса».
«Откровение», Наталья Андрейченко
В итоге, когда Андрейченко оказалась на съемочной площадке, выяснилось, что все костюмы будто пошиты именно на нее. Но было и еще одно почти волшебное совпадение. Оказалось, что идеально сидят не только костюмы, но даже шляпы и перчатки, которые от веса актрисы, конечно, не зависят.
Не своим голосом
Кадр из фильма «Мэри Поппинс, до свидания», 1983
А вот что пришлось подстраивать, так это... собственный голос. Вертинская — не поющая актриса. И поскольку именно под нее в итоге адаптировали проект, то и исполнительницей песен выбрали Татьяну Воронину. В тот момент, когда роль досталась Андрейченко, фонограмма была уже записана. И менять что-то было дорого и несправедливо по отношению к певице. Решение пришло уже на первой встрече Андрейченко и Квинихидзе, на которой присутствовал также и Максим Дунаевский:
«Леня дал мне послушать фонограмму... Я плакала... А затем сказала: „Все, конечно, гениально. Но у вашей певицы высокий голос, а у меня — низкий“. Они оба сидели и долго думали. Я прервала это молчание: „У меня есть предложение. Первое: никто и никогда не узнает о том, что на роль была утверждена актриса Анастасия Вертинская, это нехорошо по отношению к ней. Второе: никто и никогда не узнает, что пела не я“. Мы закрепляем наше согласие пожатием рук. „А я, со своей стороны, обещаю вам, что я подниму высоту своего голоса на октаву и буду говорить высоким голосом“».
«Откровение», Наталья Андрейченко
Предложение Натальи казалось невозможным, однако она справилась с задачей. А вот что не удалось сделать, так это скрыть информацию об уходе Вертинской и фонограмме.
«Мэри Поппинс», семья Плисецких и порванная связка
Фото со съемок фильма «Мэри Поппинс, до свидания», 1983
Несмотря на перемены в жизни, Наталья была счастлива, что получила новую роль. Ее радовали и костюмы, и возможность создавать близкий ей характер главной героини, и многие новые коллеги. Танцы к мюзиклу «Мэри Поппинс, до свидания» ставил артист балета, педагог и хореограф Азарий Плисецкий — младший брат Майи Плисецкой.
«Прошла неделя. Мы с Азарием работали, работали и работали, но я понимала, что мы не можем схватить характер героини. Я объясняла Азарию: „Пойми, мой золотой, характер не прослеживается... Она ведь удивительная: она и элегантная, она и резкая, она и с юмором, она и хулиганка. Она — разноплановая. А мы с тобой занимаемся балетом, и Мэри Поппинс у нас летает, как бабочка. Ты мне выстраиваешь эти красивые па, и я их исполняю, имея балетное образование. Но ты пойми, что наша героиня другая“. И я начинаю ему показывать. Я становлюсь в джазовые позы, я начинаю открывать руки совсем не так, как ставил Азарий. И, о чудо, как же я люблю, когда люди меня слышат».
«Откровение», Наталья Андрейченко
Именно способность педагога творчески переосмыслить материал и дать возможность внести в академический танец озорные нотки помогли создать тот свободный характер Мэри, который так полюбили зрители. Кстати, участие семьи Плисецких в проекте на этом не закончилось: роль Джейн Бэнкс сыграла племянница Азария и Майи — Анна, тоже будущая балерина, а сам Азарий пожертвовал для съемок свой желтый Мерседес, который на экране превратился в такси.
А сама Наталья Андрейченко настолько прониклась ролью и танцами, что вышла на площадку даже с порванной связкой:
«Врач сказал мне очень серьезным тоном: „Вам не только танцевать, вам ходить запрещено. Это очень опасно, связка может не срастись“. Я не просто хромала, я еле-еле ходила, но продолжала сниматься в фильме и исполняла танец „Леди Совершенство“ с абсолютно разорванной связкой. Буквально через день Квинихидзе назначает съемку, когда Мэри Поппинс с семьей Бэнксов и детьми в танце выскакивают из дома на улицу. И там я должна была лететь на шпагате, а у меня одна нога падала вниз. Я не могу вам передать, через какую боль создавалось это великое произведение».
***
Больше интересных фактов о съемках легендарного мюзикла и жизни самой Натальи Андрейченко вы можете узнать из ее книги «Откровение».