Встречи с авторами Подбор подарка
20 мая, 2025

Проституция в русской литературе: как писатели говорили о «падших женщинах»

Что такое «желтый билет», почему торговля тела была легализована и как в отечественной литературе менялся образ девушки, оказавшейся на улице

Раиса Ханукаева
Редактор сайта eksmo.ru
Проституция в русской литературе: как писатели говорили о «падших женщинах»

Кадр из сериала «Яма», 2014

Проституция в Российской империи была легализована с 1864 (фактически — с 1843) по 1917 годы. Но несмотря на усилия властей и медиков, которые стремились устранить очаги распространения венерических заболеваний и ограничить возрастные рамки «древней профессии» (не моложе 16 лет), проблемы только росли.

Москва и москвичи -21% Москва и москвичи Владимир Гиляровский 337 ₽ 424 ₽ -21% В корзину

Возраст оказывался не помехой, так что Гиляровский писал о том, что десятилетние проститутки — это «не редкость», дома терпимости освобождали женщин от некоторого количества бытовых проблем, но назначали за это такую плату, что работницы фактически становились рабынями и не могли накопить денег на новую жизнь, а количество заболевших сифилисом неуклонно росло.

О том, как на явление проституции реагировали русские писатели и что такое «желтый билет», рассказываем в нашем материале.

Что за податливые крестьянки появились у Пушкина?

Барин и его гарем. Карикатура

«У податливых крестьянок / (Чем и славится Валдай) / К чаю накупи баранок / И скорее поезжай», — писал Пушкин Соболевскому.

На самом деле поэт был не первым, кто заговорил о «податливости» валдайских девушек. Злобно и жестко о них отозвался еще Радищев в своем знаменитом «Путешествии из Петербурга в Москву»:

«Всякого проезжающего, — писал он, — наглые валдайские и стыд сотрясшие девки останавливают и стараются возжигать в путешественнике любострастие, воспользоваться его щедростью на счет своего целомудрия».

Путешествие из Петербурга в Москву -20% Путешествие из Петербурга в Москву Александр Радищев 300 ₽ 376 ₽ -20% В корзину

Скорее всего, рассказы писателей — не преувеличение. Валдайские женщины действительно славились свободой нравов. Причин тому было несколько. Для начала, Валдай стоял на знаменитом тракте «Москва — Петербург», созданном еще Петром I, а любая дорога со своими постоялыми дворами привлекает разного рода торговцев, будь то продавцы съестного или собственного тела. Другая причина — природа самого Валдая, где запросто может случится холодное неурожайное лето. Многие жители города были бедными, что заставляло отцов лично приводить своих дочерей к богатым путешественникам. На эти деньги семья могла прокормиться в период нужды.

Почему бы этим девушкам не обучиться профессии и не зарабатывать другим способом, спросите вы? Дело в том, что очень долгое время женщины к образованию просто не допускались. Не поощрялось даже знание грамоты, что уж говорить о других премудростях. Более того, на освоение профессии нужно было потратить несколько лет, на протяжении которых девочку надо кормить и одевать. 

Что делать? -21% Что делать? Николай Чернышевский 337 ₽ 424 ₽ -21% В корзину

Бедным семьям такое было не по карману. Да и достаточного количества профессий для женщин просто не существовало: мужчины замещали их везде, где только могли. Так что швейная мастерская Веры Павловны из романа Чернышевского «Что делать?» — предприятие абсолютно фантастическое и нежизнеспособное в России XIX века.

Что такое «желтый билет», по которому пошла Сонечка Мармеладова?

Соня Мармеладова. Кадр из сериала «Преступление и наказание», 2007

«С тех пор дочь моя, Софья Семеновна, желтый билет принуждена была получить, и уже вместе с нами по случаю сему не могла оставаться. Ибо и хозяйка, Амалия Федоровна, того допустить не хотела (а сама же прежде Дарье Францевне способствовала). <...> И заходит к нам Сонечка теперь более в сумерки, и Катерину Ивановну облегчает, и средства посильные доставляет», — рассказывает Мармеладов Раскольникову.

Преступление и наказание -20% Преступление и наказание Федор Достоевский 751 ₽ 943 ₽ -20% В корзину

Сонечка — одна из наиболее известных героинь русской литературы, вовлеченных в проституцию. А ее «желтый билет» благодаря Достоевскому стал одновременно и позорной меткой, и символом большой жертвы.

Что же это за «билет»? Согласно правилам, утвержденным 19 мая 1844 года Министерством внутренних дел, врачебно-полицейский комитет изымал у публичных женщин паспорта и выдавал «заменительный билет», в народе прозванный «желтым». Именно его и должны были получать все женщины, оказывающие интимные услуги. С ним ходили и Лиза в «Записках из подполья», и Анна из «Петербургских трущоб», и Катюша Маслова из «Воскресения», и героини купринской «Ямы».

Откуда отечественные писатели так хорошо знали о публичных домах и их обитательницах?

Надо сказать, «падших женщин» в русской литературе второй половины XIX — начале XX века немало, а описания их жизни и быта давались порою очень и очень подробно. Пожалуй, самый яркий пример — повесть Куприна «Яма», которую критик Петр Коган назвал «физиологией» публичного дома. Куприн очень серьезно интересовался этой темой и собирал материалы около 20 лет, обойдя не только многие бордели (пользовался ли он услугами местных обитательниц, мы не знаем), но и выписывая нужную литературу.

Лев Толстой, чтобы достоверно описать этап Катюши Масловой, сам прошел часть пути с арестантом, а вот нравы представительниц древней профессии он знал еще с молодости. С женщиной, вовлеченной в проституцию, закончил свои дни брат Льва Николаевича — Дмитрий. Впрочем, и сам писатель не брезговал заглянуть в бордель разок-другой.

«Гостиная на Рюд де Мулен», Тулуз-Лотрек, 1894

И уж совсем не понаслышке с публичными домами был знаком Антон Чехов, написавший рассказ «Припадок»:

«Я сам грешил многократно... Распутные люди... любят выдавать себя гастрономами и тонкими знатоками блуда, они смелы, решительны... а на деле употребляют кухарок и ходят в рублевые дома терпимости...», — признавался он издателю Алексею Северину.

В целом поход мужчины в бордель не считался чем-то зазорным. В начале XX века почти половина городских юношей начинала половую жизнь именно в домах терпимости.

Почему была легализована торговля телом?

Официально — из-за высокого роста венерических заболеваний. В первой половине XIX века зараженных сифилисом мужчин и женщин становилось все больше, а очагами инфекции становились ярмарки, куда приезжали не только продать или купить что-то, но и повеселиться.

Одной из крупнейших ярмарок страны была Нижегородская. Так что по количеству притонов Нижний Новгород не уступал Москве, Петербургу, Риге или Вильнюсу (на тот момент оба города входили в состав Российской империи). Именно в этих городах были учреждены первые врачебно-полицейские комиссии, которые должны были следить за здоровьем проституток. Случилось это в начале 40-х годов XIX века. Но уже в 1845-м появилось «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных», в состав которого вошли статьи за сводничество и за «обращение непотребства в ремесло», предполагающие арест до трех месяцев.

«Освящение публичного дома», Владимир Маковский, 1900 

Окончательно проституцию легализовали только в 1864-м, когда появилась статья 44 в «Уложении о наказаниях, налагаемых мировыми судьями». И вполне возможно, это прямо или косвенно связано с отменой крепостного права, случившейся в 1861 году. Дело в том, что крестьянки использовались хозяевам не только для работ на полях, но и для барских утех. И практика эта была очень распространенной. Поверхностное представление о том, что происходило в «дворянских гнездах», можно составить из эротического рассказа «Баня», приписываемого Алексею Толстому. После отмены крепостного права «доступ к телу» не то чтобы совсем исчез, но оказался несколько ограниченным.

Как менялся образ женщины, занимающейся проституцией, в русской литературе?

Пожалуй, первой известной нам героиней русской литературы, продающей свое тело, стала Мартона из романа «Пригожая повариха, или Похождение развратной женщины». И тут интересно вот что: в эпоху классицизма (роман вышел в 1770 году), известного своим морализаторством, писатель и этнограф Михаил Чулков создал авантюрно-плутовскую историю, где Мартона вовсе не развратная дрянь, а жертва обстоятельств и игрушка в чужих руках. Она вынуждена искать средства к существованию, и Чулков ее за это не очень-то осуждает. Об этом свидетельствует хотя бы то, что история рассказана от первого лица, то есть автор дает слово проститутке.

Однако в большинстве произведений русская литература, конечно, воспевала нравственность и физическую чистоту, так что Радищев, опубликовавший свое «Путешествие из Петербурга в Москву» в 1790-м, как мы уже говорили, жестко осуждает валдайских крестьянок. 

Бедная Лиза -20% Бедная Лиза Николай Карамзин 544 ₽ 683 ₽ -20% В корзину

А заглавная героиня «Бедной Лизы» топится, едва только потеряв невинность. Но уже к середине XIX столетия творческий интерес писателей к уличным женщинам начал расти. И такие девушки становятся на одну ступень с «маленькими людьми», павшими жертвой обстоятельств. «Спасти» их может только брак или смерть в покаянии. В 1845-м Николай Некрасов написал стихотворение, в котором романтизировал спасение несчастной женщины:

«Когда из мрака заблужденья / Горячим словом убежденья / Я душу падшую извлек, / И, вся полна глубокой муки, / Ты прокляла, ломая руки, / Тебя опутавший порок».

О том, что пришла пора менять социальные институты или допускать женщин к образованию, речи, конечно, не было.

Достоевский предлагает еще один путь к спасению — жертвенность. Его героини — от проститутки Сонечки до содержанки Настасьи Филипповны — так или иначе отказываются от себя ради ближних и тем самым искупают свой «позор».

Катерина Маслова. Иллюстрация Леонида Пастернака

Интересный образ «падшей женщины» получился у Всеволода Гаршина. Героиня его повести «Надежда Николаевна» — интеллигентная девушка. Она попала на улицу и оказалась вне общества именно потому, что она «не гнулась» и не была способна уступить. Важно и то, что впервые, насколько нам известно, писатель называет женщину, вовлеченную в проституцию, по имени и отчеству.

Появляется образ проститутки и у Чехова. И если в ранних рассказах он смеется над «падшими женщинами», то, например, в «Припадке», опубликованном в 1889 году, места юмору уже нет. Писатель показывает весь ужас, безвкусицу и нравственную смерть женщин в домах терпимости. Но как и почему они дошли до жизни такой, не говорит.

Воскресение -20% Воскресение Лев Толстой 422 ₽ 530 ₽ -20% В корзину

Один из путей от благопристойной жизни к притону нарисовал Лев Толстой в своем романе «Воскресение» (1899 год). История соблазнения юной девушки взята графом в том числе из собственной биографии, и, по его словам, он раскаивался в содеянном. У Софьи Андреевны была иная точка зрения на этот счет:

«Я мучаюсь и тем, что Лев Николаевич, семидесятилетний старик, с особенным вкусом смакуя, как гастроном, вкусную еду, описывает сцены прелюбодеяния горничной с офицером. Я знаю, он сам подробно мне о том рассказывал, что Лев Николаевич в этой сцене описывает свою связь с горничной своей сестры в Пирогове. Я видела потом эту Гашу, теперь уже почти семидесятилетнюю старуху, он сам мне ее указал, к моему глубокому отчаянию и отвращению», — писала жена литератора в своем дневнике.

Но надо отдать Толстому должное: Катюша Маслова хоть и получилась несколько поверхностной по сравнению с той же Анной Карениной, но все-таки оказывается выше и чище своего соблазнителя, а затем и неудавшегося спасителя Нехлюдова.

Так что можно сказать: образ женщин, вовлеченных в проституцию, в русской классике одновременно и менялся, и оставался неизменным. Они были «маленькими людьми», которых нужно было «избавить от порока».

На книги «Эксмо», упомянутые в материале, дарим скидку 25% по промокоду ЖУРНАЛ.

Книги по теме
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 82882 книги
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 82882 книги

Комментарии

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь и заполните информацию в разделе «Личные данные»
Написать комментарий
Написать комментарий
Спасибо!
Ваш комментарий отправлен на проверку и будет опубликован в течение 5 дней при условии успешной модерации

Читайте также

Падшие женщины в литературе

Падшие женщины в литературе

Не только Сонечка Мармеладова...

Кто вы из литературных героев-любовников?

Кто вы из литературных героев-любовников?

Остап Бендер или Джей Гэтсби, Анна Каренина или Эмма Бовари? Пройдите наш короткий тест и узнайте, кто вы среди литературных героев-любовников

Лучшие эротические сцены в мировой литературе

Лучшие эротические сцены в мировой литературе

Подборка самых красивых любовных сцен

Подкидыши и бастарды: как относились к внебрачным детям до середины XX века

Подкидыши и бастарды: как относились к внебрачным детям до середины XX века

Рассказываем о книге «Чужое имя» и жизни незаконнорожденных

О чем на самом деле «Белые ночи» Федора Достоевского

О чем на самом деле «Белые ночи» Федора Достоевского

Рассказываем о повести в пяти карточках

Книга года: какие произведения стали для нас главными в 2024-м

Книга года: какие произведения стали для нас главными в 2024-м

Рассказываем о том, что читала команда сайта «Эксмо»

Классические герои, какими мы их не видели: зачем осовременивать знаменитых персонажей?

Классические герои, какими мы их не видели: зачем осовременивать знаменитых персонажей?

«Мертвые души» в стиле «Гравити Фолз» и яркое «Собачье сердце»

Классический разврат: 5 героинь русской литературы, которые вели себя «неподобающе»

Классический разврат: 5 героинь русской литературы, которые вели себя «неподобающе»

Рассказываем о преступлениях против морали