Встречи с авторами Подбор подарка

Ширин Шафиева: «Пришлось выбирать — либо я становлюсь популярным писателем, либо серьезным»

Интервью с автором романа «Не спи под инжировым деревом»

12 октября, 2020

Совсем недавно у писательницы из Азербайджана Ширин Шафиевой вышла вторая книга в издательстве «Эксмо» — «Не спи под инжировым деревом». Ее первый роман, «Сальса, Веретено и ноль по Гринвичу», принес Шафиевой второе место в номинации «Крупная проза» на литературном конкурсе «Русская премия». На этот раз автор вновь экспериментирует с магическим реализмом. Писательница Уна Харт расспросила Ширин о ее новых персонажах и о том, как рождаются ее истории и почему она решила творить именно в этом жанре.

Не спи под инжировым деревом Не спи под инжировым деревом Электронная книга 299 ₽ На Литрес Контент 18+ На Литрес

Ширин, расскажи, пожалуйста, как рождаются твои истории? Мне всегда интересно, как в голове автора появляются сюжеты. Что может вдохновить тебя на новый роман?

Сюжетом для книги может стать что угодно: прочитанная новость, история, рассказанная знакомым, личный опыт. В моем случае ключевую роль играет обсуждение, диалог с единомышленником или с самой собой. С идеей надо поиграть, рассмотреть ее со всех сторон. Вдвоем с кем-то делать это, конечно, гораздо проще. Берете реальный случай и начинаете рассуждать: а что, если тот человек поступил бы не так, а вот эдак? А что, если бы он проявил больше решимости? А что, если бы в этот момент случилось... и так далее. Определенное количество «а что, если» способно создать сюжет. А однажды идея для книги пришла ко мне в виде одной-единственной строчки из хорошо знакомой песни, которую я внезапно вспомнила.

Все персонажи у тебя очень яркие и живые, очень узнаваемые, как будто это вот твой друг, который живет напротив. Расскажи, придаешь ли ты своим персонажам черты знакомых тебе людей?

Образы героев у меня, как правило, собирательные. Часто (но не всегда) за основу действительно берется какой-то прототип. Но у меня просто нет достаточного количества знакомых, чтобы их личностями «оживить» каждого персонажа. Как говорится, с миру по нитке — голому рубаха. Обычно я подмечаю в людях курьезные черты — лица или личности, своеобразные словечки и выражения, раздаю их персонажам, в зависимости от основополагающей черты характера дополняю образы собственными фантазиями, чтобы придать героям чуть больше гротескности. Книга — это такой маленький плавильный котел людей.

Странный сейчас будет вопрос, но он мучил меня всю дорогу, пока я читала «Не спи под инжировым деревом». Созвучен ли главный герой твоей, скажем так, жизненной позиции? То, что он думает и говорит (он довольно резкий на поворотах), — насколько это близко тебе самой?

В целом — да, главный герой «Инжирового дерева» смотрит на мир моими глазами, а на моих глазах, прямо скажем, розовых очков нет, отсюда и «резкость на поворотах». Впрочем, я не так непреклонна, как он, и гораздо снисходительнее отношусь к мелким странностям и слабостям людей, особенно близких. Спишем это на то, что женщинам свойственна большая гибкость, чем мужчинам. К тому же мой герой более одинок, чем я, и потому он злее. Ему даже некому сказать, что он не в восторге от всего происходящего вокруг. Ни семья, ни друзья его просто не понимают, а от такого кто угодно станет циником.

Кто твой любимый персонаж этой истории? С кем бы ты смогла поладить, если бы встретилась с ним или с ней в жизни?

Безусловно, это Ниязи. Даже его некрасивость я описывала с некоторой любовью. Ниязи — он такой, какой хотела бы быть я, если бы не социальные нормы и прочие сдерживающие факторы. Мне вообще всегда импонировали трикстеры, персонажи на грани добра и зла, любители отчаянно смелых розыгрышей, люди с обостренным чувством юмора. Думаю, появление Ниязи в моей жизни пошло бы мне на пользу. С ним не соскучишься.

Читайте также: «Сальса, Веретено и ноль по Гринвичу»: как девушка-архитектор из Баку попала в мир русской литературы «Сальса, Веретено и ноль по Гринвичу»: как девушка-архитектор из Баку попала в мир русской литературы

Ширин, ты пишешь в очень редком сейчас жанре магического реализма. Расскажи, что привлекает тебя именно в этом жанре, что он дает тебе такого, чего не может дать фэнтези, или триллер, или детектив? Потому что «Не спи под инжировым деревом», как мне кажется, все время где-то на стыке.

В магическом реализме главное слово все же «реализм». Когда-то в детстве я была уверена, что буду писать фэнтези, но потом поняла, что придется выбирать — либо я становлюсь популярным писателем, либо серьезным. Фэнтези, конечно, может содержать и элементы сатиры, и аллюзии на современный мир, но все же это жанр, замкнутый на самом себе, обреченный повторять одни и те же архетипические сюжеты.

Мне же хотелось большего, хотелось показать реальный мир во всем его абсурдном несовершенстве. Магический реализм — это как раз больше, чем просто реализм. Причем для южных стран, где люди менее прагматичны и в их жизнь до сих пор тесно вплетены религия, суеверия и колдовство, магический реализм становится чуть ли не синонимом обычного реализма. У нас в Азербайджане, например, никого не удивишь леденящими кровь историями о семейных проклятиях — в них все верят, и они действительно работают!

К тому же, если взглянуть на перечень наиболее характерных элементов магического реализма, станет ясно, что этот жанр (скорее даже не жанр, а стиль) вобрал в себя все самые эффектные художественные приемы. Метод магического реализма позволяет показать не только материальный мир, но и его тайную составляющую, которую мы все чувствуем, но не можем объяснить.

Как получилось, что роман «Не спи под инжировым деревом» оказался на стыке жанров? Ну, этого я не планировала, просто сам сюжет предполагает постепенное прозрение героя, отсюда и ощущение детектива. Триллером бы я его не назвала, для триллера это слишком веселая и легкая книга — даже моменты напряжения в итоге оборачиваются комическими ситуациями.

Джордж Мартин говорил, что есть писатели-архитекторы, которые все продумывают до мелочей и только потом садятся писать, а есть писатели-садовники, которые «выкапывают ямку и закладывают в нее семечко, поливают своей кровью и наблюдают за тем, что же вырастет, какую бы форму оно ни приняло». Ты какой из писателей?

Я — ландшафтный дизайнер! И архитектор, и садовник. Я всегда знаю, откуда герой идет, куда в итоге должен прийти и о чем должен сказать читателю пройденный путь. А потом позволяю ему самостоятельно найти удобнейший и наиболее живописный путь до конечного пункта. Ну а вообще герои не слишком привязаны к событиям, учитывая, что я пишу не бульварные романы, где главное — сюжет, так что у них всегда есть простор для импровизации.

Сальса, Веретено и ноль по Гринвичу -50% Сальса, Веретено и ноль по Гринвичу Ширин Шафиева Твердый переплет 316 ₽ 631 ₽ -50% Добавить в корзину В корзину

Есть у тебя какие-то особые писательские ритуалы? Пишешь ли ты в полной тишине или, наоборот, тебе нужно, чтобы вокруг кипела жизнь?

Ритуалы в писательском деле очень помогают. Обычно я пишу дома, причем могу работать как лежа на кровати, так и за письменным столом. Главное, чтобы вокруг было чисто, не бродили домочадцы и у меня был кофе. Фоном ставлю современный джаз — причем трек-лист всегда один и тот же. Люблю писать и в кофейнях, кстати, даже учеными доказано, что работа в кафе повышает продуктивность, особенно если рядом тоже кто-то работает. Главное, чтобы кипящая вокруг жизнь не имела никакого отношения ко мне. Кстати, все вышеперечисленные условия сформировались уже во время написания второй книги, а первая создавалась большей частью на работе, в перерывах между архитектурными проектами. Сейчас, избалованная ритуалами, уже бы, наверное, так не смогла.

Поделись с нами отношением к обратной связи. Читаешь ли ты отзывы? Насколько большое значение они для тебя имеют? Следишь ли ты за реакцией читателей?

Отзывы, конечно, читаю, с чисто утилитарной целью — узнать, нашла ли книга своего читателя, чтобы, выражаясь языком маркетологов, «составить портрет целевой аудитории». Сами по себе отзывы для меня, как для писателя, большого значения не имеют — если бы имели, это означало бы, что я буду подстраиваться под мнение большинства, чего я, конечно же, делать не собираюсь. У меня есть свой стиль и своя цель. По-настоящему важно для меня мнение профессионалов в области литературы, ну и того узкого круга людей, в чьем хорошем вкусе я уверена.

Расскажи немного о своих планах в отношении будущих книг? Над чем бы ты хотела работать дальше?

Планов много, идеи возникают быстрее, чем я успеваю их реализовывать, — жизнь-то не стоит на месте. Сейчас я начала писать две книги одновременно. В одной будет показано легкомысленное существование немолодого «светского льва», любимца женщин, решившего все-таки реализовать один из своих многочисленных талантов и написать роман. Вторая, частично основанная на реальных событиях, будет повествовать о студентке, живущей со своей семьей в полуразрушенном доме в районе, подлежащем сносу (что само по себе уже драматичная ситуация), о ее мечтах и попытках воплотить их в жизнь.

И последний вопрос, конечно, о вдохновении. Что или кто служит твоим главным вдохновителем?

Как ни странно, никакой внешней мотивации для написания книг у меня нет. Мотивация исключительно внутренняя. Единственное мое вдохновение — это мои же собственные идеи. Если я чувствую, что в идее есть большой потенциал, она хороша и нравится мне, бывает попросту жаль терять ее. Вот так я и пишу — «чтобы добро не пропало».

Книги по теме
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 80457 книг

Читайте также

«Сальса, Веретено и ноль по Гринвичу»: как девушка-архитектор из Баку попала в мир русской литературы

«Сальса, Веретено и ноль по Гринвичу»: как девушка-архитектор из Баку попала в мир русской литературы

Испугать, заколдовать и уморить: самые опасные ведьмы в литературе

Испугать, заколдовать и уморить: самые опасные ведьмы в литературе

Рассказываем о злых волшебницах, появляющихся на страницах знаменитых произведений

5 фантастических миров, в которых не каждый выживет

5 фантастических миров, в которых не каждый выживет

Лучшие романы с необычным сеттингом

От Бабы-яги до Гермионы Грейнджер: почему мы очарованы колдовством

От Бабы-яги до Гермионы Грейнджер: почему мы очарованы колдовством

В The Guardian рассказали, как связаны магия и феминизм

Святые преступники, одинокие ангелы и молодые старухи: гид по романам Кати Качур

Святые преступники, одинокие ангелы и молодые старухи: гид по романам Кати Качур

Рассказываем о книгах писательницы

Топ-20 новинок и переизданий интеллектуальной прозы 2024 года

Топ-20 новинок и переизданий интеллектуальной прозы 2024 года

Книги, которые заставят вас иначе взглянуть на литературу

Что почитать, если вам нравятся «Чисто английские убийства»

Что почитать, если вам нравятся «Чисто английские убийства»

Больше уюта и тайн для ваших будней

Топ главных бестселлеров ноября

Топ главных бестселлеров ноября

Рассказываем о самых продаваемых новинках месяца