«Золотой Рог», Теодор Гюден, 1851
Османская империя, занимавшая огромные территории в Восточной Европе, Западной Азии и Северной Африке, просуществовала более 600 лет и оставила после себя значительное культурное и историческое наследие. О величии и трагедии этого государства просто и доступно рассказал профессор Лондонской школы экономики и политологии Марк Дэвид Бэр в книге «Османы. Как они построили империю, равную Римской, а затем ее потеряли».
-22% Османы. Как они построили империю, равную Римской, а затем ее потеряли 977 ₽ 1252 ₽ -22% В корзину Контент 18+
Мы внимательно прочли работу Бэра и выбрали из нее интересные факты, которые помогут глубже понять уникальность и многогранность этой страны, а также поближе узнать современную Турцию.
Тайны дворца Топкапы
Расположенный в самом сердце старого города, дворец Топкапы был построен Мехмедом II между 1459 и 1478 годами. В переводе с турецкого topkapi значит «пушечные ворота», и это название напрямую относит нас к его традиции: когда султан покидал резиденцию или возвращался в нее, артиллеристы давали пушечный залп.
Дворец состоит из ряда соединенных друг с другом дворов, расположенных иерархически: каждое следующее пространство имеет более ограниченный доступ и меньше предыдущего.
Кадр из сериала «Великолепный век», 2011 — 2014
Первый внутренний двор был открыт для всех: здесь находились больница, императорский монетный двор, пекарня и построенный еще византийцами собор Святой Ирины, используемый османами как оружейный склад. Во втором располагались сокровищница и «диван» — место заседаний императорского совета. Палата прошений и тронный зал находились в третьем внутреннем дворе. Здесь же были общежития и школы пажей, готовившихся к дворцовой службе, а также мужской гарем, где жили шехзаде султана — его сыновья, которые готовились к будущему управлению государством. Покои самого султана размещались в четвертом дворе вместе с садами, бассейнами, павильонами и резиденцией личного врача.
Дворец Топкапы со дня основания был исключительно мужским: женщин туда не пускали. Однако в 1534 году, когда султан Сулейман женился на Хюррем Султан, эта традиция была нарушена. Чужестранка Хюррем стала первой женщиной, поселившейся в Топкапы. Впоследствии женский гарем стал играть важную роль во дворце — он располагался между вторым и третьим дворами, и доступ в него был открыт не всем. И именно во времена Хюррем принадлежащие султанской семье женщины перешли от изоляции в отдельных покоях и других дворцах к проживанию в самом центре политической власти Османской империи.
Сейчас дворец Топкапы — один из крупнейших по площади музеев в мире. Здесь хранятся важнейшие мусульманские святыни: меч, плащ, пучок волос с бороды и отпечаток стопы пророка Мухаммеда.
Сулеймание: «Эта мечеть будет стоять вечно!»
Так заявил однажды Мимар Синан — главный архитектор мечети Сулеймание, построенной по приказу султана Сулеймана Великолепного и считающейся одним из главных украшений Стамбула.
Мечеть Сулеймание, фото: wikipedia.org
Мечеть Сулеймание — великолепное сооружение, символизирующее османское богатство, власть и религиозность. Она находится в центре одноименного монументального комплекса — грандиозного города в городе, где мусульманин-суннит XVI века мог удовлетворять свои социальные, религиозные, образовательные, экономические и физиологические потребности.
В мечети также находится гробница Сулеймана Великолепного и усыпальница его жены Хюррем Султан, похоронен здесь и тот самый архитектор Синана. Другие здания комплекса включают юридические школы, медицинскую школу, школу по изучению изречений Мухаммеда, школу по изучению Корана для детей, больницу, общежитие, столовую, общественную баню, фонтаны, уборные, караван-сарай и магазины.
Дервиши — странствующие чудаки или посланники Бога?
Начиная с XIII века многие мусульмане, приближенные к султану, были дервишами, то есть приверженцами суфизма — духовного и мистического направления в исламе, проповедующего аскетизм и подвижничество.
Суфизм был основой распространения, выражения и интерпретации ислама с самых ранних веков его существования. Он стал фундаментом османского понимания и практики религии. Существовало несколько общин дервишей, и для каждой из них было характерно стремление к мистическому единению человека с Аллахом, но разные общины предлагали свой путь, который считали единственно правильным. Суфийский лидер Мевлана Руми и его последователи — мевлеви — проповедовали любовь к Богу, следуя примеру Мухаммеда. Руми призывал повиноваться правителям и закону.
Дервиши, фото: unsplash.com
Бекташи — последователи Хаджи Бекташа, которых называли девиантными дервишами за вопиющее нарушение социальных норм, — считали, что Бог присутствует во всех созданиях и что они сами являются святыми, поэтому отказывались соблюдать социальные и правовые нормы. Они насмехались над обществом, а философия аскетизма в их течении вылилась в попрошайничество, бездомность и скитания. Бекташи временно селились в пустыне или на кладбищах, отказывались работать, отвергали брак и продолжение рода, культивировали плохое здоровье, в том числе путем членовредительства.
В разное время дервиши принимали активное участие в жизни империи: некоторые разжигали народные восстания и представляли мощную угрозу для османов, другие — становились религиозными деятелями и политиками и стремились укрепить государство.
Орден Бекташей был запрещен султаном Махмудом II в XIX веке, а в Новейшее время все ордены дервишей были запрещены Кемалем Ататюрком в 1925 году. Сегодня туристы могут увидеть сохранившиеся ритуалы дервишей-мевлеви — это одна из самых посещаемых достопримечательностей Стамбула.
«Разграбили процветающий город»: миф о взятии Константинополя
Существует миф, что османы под предводительством Мехмеда II варварски разграбили процветающий Константинополь в 1453 году. Однако ко времени, когда 20-летний Мехмед II начал осаду, византийская столица уже не была предметом зависти всего мира. Когда-то она могла похвастаться полумиллионом жителей и была одним из самых богатых городов. Но к 1452 году Константинополь находился в глубочайшем упадке: население поредело из-за волн чумы, и в его стенах, предположительно, проживало всего 50 тысяч человек.
Поэтому при осаде города более 100 тысяч османских солдат — как мусульман, так и христиан, — столкнулись всего с шестью или семью тысячами защитников. Византийцам удалось продержаться еще месяц, но к маю 1453 года судьба города была решена.
«Въезд Мехмеда II в Константинополь», Ж.-Ж. Бенджамен-Констан, 1876
Да, после взятия Константинополя Мехмед II позволил своим солдатам на один день разгуляться. Они убивали и обращали в рабство побежденных, грабили и мародерствовали, оскверняли церкви и гробницы, расхищали богатства, уничтожали иконы и сжигали священные книги. Но когда Мехмед II въехал в Константинополь и увидел «большое число убитых людей, разрушенных зданий и всеобщее разорение города, он преисполнился сострадания и сильно раскаялся». По легенде его глаза наполнились слезами, и он воскликнул: «Какой город мы отдали на разграбление и разрушение!»
Поэтому, едва успев завоевать Константинополь, Мехмед II приступил к его восстановлению. Он превратил символ Византии — собор Святой Софии — в мечеть, пристроив к нему минарет, но при этом оставил некоторые мозаики и фрески внутри храма доступными взору.
***
Больше интересных историй об Османской империи читайте в книге Марка Дэвида Бэра «Османы. Как они построили империю, равную Римской, а затем ее потеряли».