Василь Владимирович Быков

Быков Василь — белорусский писатель и общественный деятель. Появился на свет в 1924 году в Витебской области.

В детские годы Василь любил рисовать и по окончанию восьми классов поступил в Витебское художественное училище на скульптурный факультет. Спустя год Быков оставил учебу из-за тяжелого финансового положения и получал образование в школе фабрично-заводского обучения.

В годы Великой Отечественной войны Василь Быков прошел курсы в Саратовском пехотном училище и был призван на фронт. В ходе боевых действий был ранен, однако сражался до победы, принимал участие в освобождении Румынии.

С 1947 года Василь Быков проживал в Гродно, трудился в местном печатном издании, с этого же года стали издаваться его публицистические работы. В конце 1950-х гг. увидели свет первые повести и рассказы Василя Быкова «Последний боец», «Предательство», «На тропе жизни», «Журавлиный крик». Известность пришла к писателю в 1961 году после выхода повести «Третья ракета».

В 1978 году Василь Быков перебрался в Минск, где неоднократно избирался депутатом Верховного Совета БССР. В этот период он написал повести «Облава», «Блиндаж», «Волчья яма», «Карьер».

Последние годы жизни Василь Быков провел за границей, проживал в Финляндии, Чехии и Германии. Писатель ушел из жизни в 2003 году, незадолго до смерти вернувшись в Минск.

Читать полностью Свернуть текст

Отзывы

Обелиск
На книгу Обелиск

Учитель с большой буквы.

Название повести может показаться странным, или же натолкнуть на определённые догадки. Почему же Василий Быков назвал свою повесть именно так? О чём она? Повесть относится к серии книг о войне. Но автор делает акцент не на войне, а на мужестве и подвиге простого сельского учителя, учителя с большой буквы.
Алесь Морозов - учитель местной школы. На похоронах Миклашевича, его ученика, возник спор между Ткачуком и заведующим районо - совершил ли Мороз подвиг? А подвиг действительно был. Алесь Иванович не боялся ничего: ни немцев, ни смерти; он не жалел себя. Поначалу кажется, что ничего особенного в поступках Мороза нет. Но стоит вглядеться. Он, невзирая на отсутствие денег, условий, необходимого оборудования, сам начал обустраивать школу для ребят, организовывал различные мероприятия с ними, они управлялись в школе как дома - так же вели своего рода хозяйство. Ребята привязались к учителю, который заботился о них, и впоследствии, когда тот был болен, заботились о нём. Мороз стал для детей вторым, а кому-то и первым отцом (стоит вспомнить пьяного, разъярённого отца Миклашевича). А когда началась война? Мороз крайне беспокоился о своих мальчиках - как бы они чего не натворили. И, как оказалось, не зря. Алесь Иванович ослушался командира, защищая мальчишек, подвергая тем самым опасности свою жизнь и безопасность лагеря. Зачем Мороз всё же пошёл спасать ребят? Он не мог поступить иначе. Его собственный внутренний «кодекс», его совесть не могли позволить ему оставить маленькие жизни на произвол судьбы и фашистов. Алесь Иванович пытался спасти ребят даже тогда, когда, казалось, уже ничто не могло их спасти – когда немцы вели их на расстрел. Отчаявшись, он рискнул, хотя даже этот риск должен был привести к неудаче, однако одного мальчика удалось спасти. Подстеленный Миклашевич страдал в дальнейшем всю жизнь от беспрестанных болезней, но он был жив, он смог оставить память об Алесе Ивановиче Морозове, он смог перенять его дело и продолжить его. Все поступки Мороза говорят о том, что он пытался очеловечить ребят, особенно важны были эти уроки человечности в момент захвата немцами села, во время войны. Эти труды не остались бесполезны. Они дали свои плоды. Мороз ставил мораль и духовность выше всех правил,  и делал он это не зря. Его имя изначально не было запечатлено на обелиске. Но оно действительно должно быть там, теперь оно «не очень умело выведено над остальными»…
Книга не оставит равнодушным никого. В. Быков затрагивает не только проблему героизма и мужества, но и говорит о том, какую большую роль в судьбе человека может сыграть обычный учитель. Книга обязательно должна быть прочитана маленькими школьниками, сыграть роль духовного учителя, направить ребят на путь правильного становления, преподать уроки мужества.

Читать полностью