Мария Городова

Дата рождения: 13 ноября

Читать полностью Свернуть текст

Отзывы

Колыбель огня
На книгу Колыбель огня

Я подарю тебе Любовь

Любовь? Можем ли мы точно определить, когда сталкиваемся с ней лицом к лицу. Или это порыв чувств, гармони, эмоции. Книга полна чувственных, правдивых рассказов. Лёгкий язык написания, живые истории с живыми людьми.
Это книга даёт опыт. Что настоящая любовь, - это любовь навсегда. Это любовь дар. Любовь не должна исходить от кого-то одного, чувства должны быть инициативой обоих. Это книга о горячих и эгоистичных отношениях.
Думаю смысл, этой прекрасной книге, что любовь прекрасна во всех своих проявлениях, она способна дать крылья или опыт.

Читать полностью
Сад желаний
На книгу Сад желаний

Хрустальные истории

Удивительный сборник рассказов о жизни. Жизни с каждого аспекта, о смерти, любви, радости. Безумно интерсно читать, и иногда даже пробивает нервная дрож. От того, как странно правдиво это написано. Каждая строчка пропитана нежностью и человеколюбием, но всё равно, каждое слово страстно.
Думаю, у этой книге есть свой ритм. И сердце читателя бьётся в такт этой книге. В такт каждому слову, каждой фразы. Я бы назвала эту книгу трогательной. Удивительно лёгкой, даже после прочтения её невозожно забыть. Она оставляет печать и заставляет задуматься, а так ли важно что-то оттягивать на потом? Может начать жить сейчас, по своим правилам и желаниям?

Читать полностью
Колыбель огня
На книгу Колыбель огня

Колыбель огня

Знаем ли мы, что такое любовь? Не путаем ли мы это понятие с плотским наслаждением, страстью, влюбленностью? Эти важнейшие вопросы поднимает Мария Городова, которую прекрасно знают и очень любят читатели Российской газеты. Настоящая любовь - это на всю жизнь, настоящая любовь - не эгоистична: вот самые главные истины, которые пытается донести до нас автор этой прекрасной книги.

Читать полностью
Сад желаний
На книгу Сад желаний

Необыкновенное творчество

Многие уже знакомы с творчеством потрясающей писательницы Марии Городовой. Книга "Сад желаний" так же уникальна, как и личность самого автора. Она проникает в саму душу человека, любой кто прочитает эту книгу не останется равнодушным. Те, кто пережил смерть своих близких, как и автор книги, найдут в "Саду желаний" утешение и понимание.

Читать полностью
Сад желаний
На книгу Сад желаний

Сад желаний

Книга необыкновенная! Она не «отпускает» после прочтения, к ней хочется возвращаться вновь и вновь, обдумывая и «переваривая» прочитанное. В ней повествуется о  вечных истинах: о добре и зле, о любви и смерти. Правдивые и откровенные истории людей, сложные жизненные ситуации… Эту книгу нужно читать всей семьёй. Замечательно, что в наше время есть такие духовно богатые авторы, которые вселяют в наши души любовь и милосердие, помогают жить, надеяться и верить… Спасибо автору за книгу и большой поклон.

Читать полностью

Рецензии СМИ

Колыбель огня
На книгу Колыбель огня

Разговор о любви в мире секса

Вышла в свет новая книга обозревателя «РГ» Марии Городовой «Колыбель огня». Предлагаем нашим читателям отрывок из нее.

«Вы что там все, с дуба рухнули? Возмущает ханжество ваших, Мария Городова, статей. Впаривать малолеткам слова каких-то там святых отцов, когда обещали разговор про любовь... ну, это уж слишком! С каких пор они в этом деле авторитеты?»

Саманта-и-даже-Джонс (90-60-90)

Здравствуйте, Саманта-и-даже-Джонс — если вам нравится, чтобы вас так называли. Понимаю, что есть люди, для которых сериал «Секс в большом городе» — это энциклопедия жизни, а его героини становятся родными настолько, что их имена уже желанней собственного, данного родителями. Знаю, что главная тема американского телепроекта, столь любезного вашему сердцу, — «похождения свободных, успешных и незакомплексованных женщин, занятых в свободное от работы в Сити время поисками любви». Извините за стиль — цитата из аннотации к фильму.

Боюсь только, что «незакомплексованные женщины», до такой степени озабоченные поисками (если верить Интернету, там около ста серий!), вряд ли найдут что-нибудь путное. И честно говоря, сама я людей настолько переменчивых в авторитеты не выберу.

Вообще, Саманта (я сокращу Ваш ник, ладно?) вокруг любви много путаницы. Героини покорившего Вас телесериала перебирают бесчисленное множество вариантов, и каждый выдается за искомое чувство. А вот в другом, не менее популярном фильме — «Титанике», утверждается, что настоящая любовь та, для которой не страшны ни преграды, ни расстояния, ни годы, ни даже сама смерть, — всегда единственная. Помните, как поет Селин Дион в знаменитой песне из кинофильма? «Love can touch us onetime/ And last for a lifetime/ And never let go tillwe’re gone». «Любовь приходит к нам только раз, / И длится всю жизнь,/ Пока мы не уйдем».

Проблемы, на мой взгляд, в следующем. С одной стороны, любовь — базовое чувство, архизначимая потребность и свойство души. Как писал философ Николай Бердяев, «... последний из людей пытается любить, хотя бы по-звериному». С другой стороны, понятием «любовь» определяется такое разнообразие явлений и состояний, что просто необходимо отделить зерна от плевел. Этим и займемся.

Начнем с того, что мы употребляем это удивительно многомерное слово, когда рассказываем о своих ощущениях. «Я люблю...», и дальше следует: «холодный мятный лимонад „Махито“ в жаркий летний день» или, наоборот, «когда под ногами похрустывает снег, мороз щиплет щеки и глаза слепит солнце». «Голос Селин Дион, проникающий в самую душу, помните, когда Джон и Роуз, раскинув руки, на фоне заката, летят навстречу неведомому завтра», или «смотреть, как горит костер, ночью, в лесу, запах хвои, обступившие нас сосны, и рядом тот, кто дороже всего...»

Но не только ощущения. Мы применяем волшебное слово, когда надо описать чувства. Младенец, сосредоточенно сосущий грудь и вдруг оторвавшийся от своего важного занятия, чтобы улыбнуться маме и миру — что это, как не любовь? Любовь, идущая от полноты жизни. А нежность самой мамы, смешанная с ответственностью за эту, еще такую беззащитную кроху? Снисходительность к шалостям подрастающего сорванца назовут тем же словом. Как и его ласковость к самым близким — маме, отцу, братику. Влечение к противоположному полу, зарождающееся так рано и не оставляющее человека почти до смертного одра, — и это принято называть любовью.

А еще слепую влюбленность, горение по отношению к той, без которой жизнь кажется немыслимой, и партнерство, рожденное разумом. Остроту запретного влечения и ласковую чувственность проверенных отношений.

Сексуальный интерес и близость, идущую от родства душ. Теплую привязанность к тому, кого знаешь наизусть, и страсть, которую не исцелить, а можно только изжить, пройдя до конца и разрушив все вокруг, включая себя...

Братскую симпатию и, наоборот, необъяснимое притяжение к тому, с кем, находясь рядом, можешь только ругаться. Удушливое наваждение преступного желания и легкость романа без обязательств. Интрижку, мимолетное увлечение и преданность, простирающуюся за границы жизни и смерти. Почти спортивный азарт покорения все новых и новых объектов и полное самоотречение ради любимого. Растворение в другом и эгоистичное чувство собственности к тому, кто рядом.

И кроме того: тоску безответной любви, опьяненность обладанием, боль ревности, очарование, нежность, неутолимую жажду быть все время рядом, самоотверженное служение другому...

Саманта, боюсь, это очень неполный список тех состояний сердца, которые претендуют на право называться любовью. А ведь есть еще переживания, никак не связанные ни с нашими ощущениями, ни с зовом пола в человеке. Мы любим Родину. Поэзию. Астрономию с биологией. Или собирать марки. В конце концов, своего сенбернара. И когда нас хвалят.

Но и это не все. Мы применяем слово «любовь» не только к своим ощущениям, чувствам, состояниям души, сердца, интеллектуальным склонностям. Мы читаем в Евангелии слова Христа: «да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин. 15. 12). И «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22. 39).Способность так любить — это уже не эмоции, не состояние сердца, а устроение души, к которому надо стремиться и которое приходит только по благодати Божьей. Мы повторяем вслед за евангелистом Иоанном: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1Ин. 4. 8). А потом еще раз: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге» (1Ин.4.16). И начинаем понимать, что между нашей человеческой любовью и Любовью Бога есть связь. Поэт Вячеслав Иванов определил ее так:

Любовью сердце в нас живимо,
Хоть и не ведает само,
Какое злато в нем хранимо
И чье на золоте клеймо.

Вот что пишет современный богослов Христос Яннарас: «Священное Писание удостоверяет, что „Бог есть любовь“ (1Ин.4.16). Речь не идет о том, что Бог „обладает“ любовью, что любовь является неким качеством, атрибутом Бога, но о том, что Бог — сама любовь, что образ Божественного бытия есть любовь». И наши чувствования — только слабый отблеск этого Божественного сияния.

Господь «сотворил человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1. 27). И способность любить — это проявление образа Божьего в нас. Но наша поврежденность часто искажает само чувство. Митрополит Антоний Сурожский говорил, что хотя все мы считаем, будто знаем, что такое любовь, и умеем любить, на самом деле мы часто «только лакомимся человеческими отношениями. Мы думаем, что любим человека, потому что у нас к нему ласковое чувство, потому что нам с ним хорошо. Но любовь — нечто более глубокое и требовательное». И поэтическое восклицание Федора Тютчева: «О, как убийственно мы любим...» — актуально как никогда.

Нередко за любовь выдается такой эрзац, как эгоистическое чувство собственности по отношению к другому. Или похотливая жажда наслаждений. Или желание обладать. Вариантов множество. Но так как любовь — категория из мира горнего, то, значит, она непреложна, то есть не зависит ни от времен, ни от нравов. И имеет постоянные, неизменные качества, характеристики, константы, присущие именно ей. Об этом и будет наш разговор".


Читатели о книге Марии Городовой «Колыбель огня»

Кристина Орбакайте, певица, актриса:

— Я хорошо запомнила один мамин день рождения: ей тогда исполнялось двадцать девять, а мне было семь. Я жила у бабушки, Зинаиды Архиповны, в Кузьминках. Вернулась из детского сада, а в доме полно народу — это к маме пришли музыканты из группы «Ритм». Квартирка была небольшая, двухкомнатная, и в большой комнате раздвинули стол — сразу стало тесно, шумно, празднично. Все шутили, смеялись, мама была такая счастливая, у нее, помню, тогда были длинные волосы, и одета она была в коричневую юбку в клеточку. Потом, кстати, эту юбку перешили мне: она была до полу, а девочки тогда не носили длинных юбок, так что я в ней долго модничала... Именно тогда, в семь лет, я поняла, что такое эстрадная община. Помню, мне так захотелось, чтобы, когда я вырасту, вокруг меня были такие же веселые, талантливые, добрые люди. Именно с такими людьми мне захотелось связать свою жизнь.

Мобильники, Интернет дарят сейчас удивительные возможности для общения, но все-таки настоящая, глубокая внутренняя связь между людьми рождается как раз в моменты такой вот общности, как на том мамином дне рождения. Или когда читаешь хорошую книжку и вы ее обсуждаете, сопереживая одному и тому же. Недавно мне в руки попала «Колыбель огня» — раскрыла ее в самолете и поняла, что обязательно дам почитать артистам моего коллектива «Лимита Экстрим», с которыми мы колесим по всему миру.

Священник Александр Дьяченко, настоятель храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери, писатель:

— Наверное, потому, что я сельский батюшка, почтальон вот уже который год носит мне «РГ — Неделю» бесплатно. От какой-нибудь другой прессы я бы, пожалуй, давно отказался, а вот «РГ», прочитав, передаю приходским почитателям газеты. Знаю, они тоже ждут статьи любимых авторов — Мария Городова в их числе — и даже вырезают понравившиеся статьи и вывешивают их на доску объявлений в храме. Я не против: слово Божие и есть самое главное возвещение в этом мире.

Когда у Марии вышла книжка «Сад желаний», купил несколько пачек, а потом дарил знакомым, родным — читайте! Я часто задумываюсь над тем, как мало стало любви в окружающем мире. По-настоящему может любить только тот, кто в смирении переносит страдания. В благополучии человек способен на подачку, а в страдании вырастает до самопожертвования. Книги Марии, такие светлые, учат нас любить, сострадать и думать.

Стас Пьеха, певец:

— Никогда не был пай-мальчиком: курить начал рано — втихаря, зажевывая лимонником, который рос на подоконнике у Диты (так Стас называет Эдиту Станиславовну Пьеху. — Ред.), чтоб она запах не учуяла. Эдита — человек интеллигентный, но если ее рассердить, словами дело могло и не ограничиться. И было за что: и выпивали мы подростками в своей питерской компании, и дрались стенка на стенку: поклонники «Кино» против фанатов «Алисы». Директриса очередной гимназии вздыхала: «Надо же, парень из такой семьи, сам не дурак, талантливый, стихи пишет, хорошую музыку слушает, а полный раздолбай!» А я просто рос дворовым: мама с бабушкой все время на гастролях, а тех людей, которых оставляли за мной присматривать, легко удавалось обвести вокруг пальца. В общем, попил я у родных крови. Это я сейчас умный: когда первые гонорары пошли, взял да и купил Дите дорогущий массажер, напичканный электроникой — разные режимы для ног, для спины, для шеи. Выступление — это труд: попробуй-ка два с половиной часа отработать в живую, на глазах у всех, под софитами. А Эдиту зрители после концерта иногда по часу со сцены не отпускают... Сейчас я могу все оценить, а тогда думал: «Что угодно, только не сцена!» Мечтал стать космонавтом, потом стилистом-парикмахером, даже на факультете психологии учился — хотелось разобраться, кто я, где мое место в жизни. Но что важно, ни Эдита, ни мама меня не ломали, дали возможность самому найти себя. Хочешь быть парикмахером — пожалуйста, кстати, именно тогда я научился вкалывать по 16 часов. Сейчас, когда моя жизнь — непрерывные гастроли, съемки, записи, это пригодилось.

Тут как-то летом в одном приморском городке на сцену вышли мальчик и девочка с охапкой цветов — смешные, трогательные, и в сердце щелкнуло. Понял: все, пора, хочу детей. Наверное, это странно, ведь я еще даже не знаю от кого, зато точно знаю, что буду их воспитывать так, чтобы они сами нашли свою дорогу в жизни. Когда поклонницы подарили мне книгу «Колыбель огня», и я увидел, что она по материалам моей любимой «РГ — Недели» — всегда выбираю ее из кипы других газет в поездах и самолетах, — я тут же начал читать. Проглотил за два дня: написана интересно, с юмором, и есть над чем подумать.

Эдита Пьеха, народная артистка СССР:

— Журналисты часто, желая сделать мне комплимент, говорят: «О, вы такая красивая!», а я всегда отвечаю: «Сначала я не была красивой! Это уже потом, артисткой, я осознанно училась, как красивой стать. И научилась подчеркивать и выносить на сцену то выигрышное, что дано мне природой. Чтобы понять, как сделать глаза выразительными, собирала картинки из польского журнала «Экран» и изучала лица Софи Лорен, Джины Лоллобриджиды, а потом, на сборных концертах, наблюдала за профессиональными артистами, как это делается: тогда брали карандаш «Живопись», разрезали пополам и кисточкой подводили веки. Прямую осанку и походку переняла у балерин. Помню, однажды вышла на сцену без настроения. Это было впервые, и я даже помню где. Клуб МВД в Ленинграде. И вот я вышла на сцену без настроения, плюс там зал как черная яма, и после концерта Броневицкий сказал: «Если будешь так петь, лучше на сцену не выходи!» И я придумала просить кого-нибудь из зала записывать мое выступление на магнитофон, а потом его анализировала. Позже увлеклась литературой по психологии, читала все, что выходило о сценическом искусстве, воздействии на зал. Если человек хочет состояться, он должен все время расти, постигать новое. Пока живешь — учись. Когда увидела у Стаса книгу «Колыбель огня», решила посмотреть, что его так увлекло. Сама я люблю мемуары: жизнь изобретательней любых фантазий, а тут оказалось, что в основе книги «Колыбель огня» реальные истории. С другой стороны, много пищи для размышления: точно описываются человеческие чувства, исследуется душа. Книга написана с большим чувством такта и уважением к читателю — это подкупает.

Ирина Тулубьева, юрист:

— Современный мир диктует бешеный ритм жизни, превращая нашу жизнь в конвейер: планы, дела, обязательства, победы, иногда поражения и снова новые планы. Глубокая и тонкая книга Марии Городовой, книга о любви, дает возможность остановиться и задуматься: а туда ли мы спешим?

Владимир Воропаев, доктор филологических наук, профессор МГУ:

— Современный человек во многом утратил представление о том, для чего он живет, что ему делать со своей жизнью. Мария Городова ненавязчиво напоминает о нравственных нормах, библейских заповедях и законах духовной жизни, которые более непреложны, чем законы физического мира.

Игумен Евфимий, зам. председателя Издательского совета РПЦ:

— Книга «Колыбель огня» выросла из переписки с читателями популярной «РГ» — Недели". Живой диалог, ответы на самые острые вопросы, волнующие молодежь. Книга легко читается, при этом разговор идет об очень серьезных вещах. Можно сказать, что Мария Городова создала оригинальный жанр, который находится на стыке эпистолярного, экзегетического и катехизического.

Илзе Лиепа, балерина, народная артистка России:.

— Это потрясающе. Читала книгу «Колыбель огня» с возрастающим интересом. Мария делает не просто полезное, просветительское дело, она выполняет миссионерскую задачу, которая немногим по плечу. Она отвечает на самые сложные вопросы глубоко и смело, и главное — ей веришь, потому что православие для нее — основа мироощущения, и именно это она пытается донести до людей. Рассказать о жизни с Богом. О том, что без Бога, вне Бога жить невозможно. Невозможно построить семейную жизнь, решить вопросы отцов и детей, найти себя и точку опоры, избавиться от чувства одиночества или страха. Письма, на которые отвечает Мария, могут быть агрессивны и даже провоцировать автора, но как достойно, с каким уважением к каждому она отвечает на них. Удивительный ход — после каждого письма публиковать молитвы, тонко подобранные, всегда уместные. Эта книга не заменит молитвослова, но станет для многих первым шагом на пути к нему. Первым шагом на пути к Храму, который помогает сделать своим читателям Мария Городова.

Давид Тухманов, композитор, народный артист России:

— Ценю хорошую литературу, люблю поэзию, но я музыкант, поэтому мне проще объяснить какие-то вещи, говоря о музыке. Душа музыки — мелодия, именно то, что люди поют или слышат внутри себя, то, что ложится на ухо и ребенку, и старику, то, что проникает прямо в душу. Настоящая, душевная мелодия, услышанная однажды, остается с нами уже навсегда. Сочинение настоящей мелодии — процесс неуправляемый. Ее нельзя вычислить, собрать по ноткам. Формально это можно сделать, потом в то, что получилось, можно вложить деньги и «раскрутить» — это станет узнаваемым, но все равно такая мелодия будет только похожа на музыку. В ней не будет подлинности, она не затронет сердца. Думаю, нам только кажется, что мы создаем что-то, а на самом деле мы только находим музыку там, где это уже существует. И задача автора заключается только в том, чтобы чутко уловить фальшь, тот момент, когда идешь не туда, делаешь что-то не так. В этом главную роль играет интуиция, внутренний слух — не столько уже музыкальный, сколько слух, позволяющий улавливать божественный закон жизни — и музыки, и слова, и линии, и краски, и формы, и игры света с тенью... Убежден, этот принцип касается не только звука, но и поэзии, литературы, живописи, скульптуры, кино... Скорее всего, талант и заключается в таком умении почувствовать божественные законы и отразить их, не исказив.

Я давно наблюдаю за творчеством Марии Городовой. Ее внутренний слух не приемлет фальши, поэтому, наверное, на ее слово отзываются наши сердца.

Источник: rg.ru

Читать полностью
Колыбель огня
На книгу Колыбель огня

Книга, которая примиряет

Марию Городову знают и любят миллионы читателей «Российской газеты». В 2007 году, после неожиданного для светского рынка успеха книг «Любовь долготерпит» и «Корабль спасения», написанных совместно с архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном, крупнейшая газета страны обратилась к журналистке с просьбой рассказать о том, как эти книги создавались. Рассказ Марии о своей жизни, об испытаниях, выпавших на её долю, вызвал шквал писем в редакцию — так родилась рубрика, где соавторами разговора о человеке и Боге были сами читатели.

В основе материалов Марии и ее книг истории из нашей сегодняшней жизни — самые острые, подчас такие, о которых не принято писать, и которые автор рассматривает через призму Библии. Как выяснилось, это захватывающе интересно — соизмерять свою жизнь с Евангелием. Захватывающе интересно не только тем, кто только начинает свой путь к Богу, но и всем «путешествовати хотящим», знающим, Кто «есмь путь и истина и жизнь».

Читатели спрашивают, рассказывают житейские истории — иногда сюжетные, иногда без начала и конца, Городова отвечает — не прямо, в лоб, иногда даже не на поставленный вопрос, а по касательной, в продолжение предыдущей беседы, и всякий раз выводит вопрос на новый, более глубокий уровень разговора.

Читатели, надо сказать, у Марии Городовой разные: тут и учителя из сельской глубинки, и славист из Франции, и запутавшиеся в сегодняшней жизни девочки-подростки — их письма особенно пронзительны. Много писем острых, колючих: если отваживаешься разговаривать с интернет-читателями, будь готов к тому, что в комментах они будут анонимны, невежливы и беспощадны ко всему, что у тебя есть святого. Среди собеседников Городовой в этот раз обнаружились не только глубокоуважаемые дамы и господа с именем-отчеством, но и Хрюн Маржовый, иConan_varvar, и разговор они ведут ехидный, с подначечкой, не стесняясь в выражениях. Надо отдать автору должное: и с дамой средних лет, и с Хрюном Маржовым она одинаково ровна, приветлива — и выдерживает уважительный тон вдумчивой беседы, в контексте которой олбанскей езыг, интернет-сленг ее собеседников, начинает выглядеть вымученной попыткой скрыть стеснительность при разговоре о фундаментальных вопросах мироздания. И в самом деле — за ухмылкой скрывается глубокая заинтересованность извечными проблемами: почему Бог допускает страдания, как произошло грехопадение, действительно ли близится конец света, как научиться любить, что христианство знает о тайне пола...

Городова отвечает подробно, со ссылками на Писание и святых отцов, всякий раз присоединяя подходящую к случаю молитву — или на первый взгляд неподходящую, а только ассоциативно связанную, но и поразмыслить над этой ассоциативной связью тоже интересно, а может, и душеполезно.

Когда Городова пишет о покаянии, о вечной жизни, о любви Господней, о таинственной жизни души, ее слова звучат весомо и серьезно, они естественны в контексте приводимых ею молитв и акафистов. Похоже, именно тут, в интернетном и газетном миссионерстве Мария Городова нашла свое настоящее место, и свидетельство тому — неугасающий читательский интерес и незатихающий спор в комментариях к «Российской газете» и в письмах, идущих в редакцию на имя Марии Городовой.

Новая книга Марии «Колыбель огня» удивительным образом объединяет и примиряет всех нас: и молодых, и тех, кто знает о жизни не понаслышке, и воцерковленных, и тех, кто еще только стоит за оградой храма, и ждущих от чтения ярких историй, и тех, кто готов ринуться в дебри богословия. Может быть, это главная заслуга автора.

Алексей Щукин

Источник: ФОМА

Читать полностью
Сад желаний
На книгу Сад желаний

Точка опоры

Нина Суслович, шеф-редактор журнала «HELLO!»: Книга Марии Городовой «Сад желаний» — уникальна, как уникальна личность самого автора. Рецензировать эту книгу трудно, практически невозможно, потому что в таком случае надо рецензировать и облекать в ничего не значащие словесные формулы тот свет, которым пронизана книга и который составляет ее суть. Этот свет — суть самой Маши, непостижимым образом запечатленный в словах. Мне посчастливилось познакомиться с ней много лет назад, увидеть ее рождение как журналиста, а потом и писателя. При всем трагизме обстоятельств нашей встречи «посчастливилось» — именно то слово.

Мы встретились на похоронах ее мужа, журналиста Василия Бабенко, с которым я работала вплоть до его гибели. Меня потрясло тогда, как она выслушала слова соболезнования, которые принято говорить в таких случаях и которые очень трудно говорить, понимая, как они формальны и как ничего не могут поправить. Маша улыбнулась мне и тихо дотронулась до руки — мол, я все понимаю, не волнуйтесь. Это было поразительно — как будто она утешала меня. Потом я была первым читателем ее исповеди «Корабль спасения», впоследствии опубликованной в «Российской газете — Неделя» (N 4525), и помню, как она волновалась о том, чтобы ее рассказ о своей жизни не выглядел жалобой, чтобы в нем не было назидания. Она волновалась напрасно — там и не могло этого быть, потому что в Маше отсутствует стремление как привлекать к себе внимание, так и поучать читателя — главные грехи писательства.

«Сад желаний» объединяет лучшее, что Мария Городова сделала за последние годы и в чем ей помогла «Российская газета», предоставив уникальную возможность диалога с читателем. Диалога, в котором нет ни заблудшего ученика, ни всезнающего ментора, а есть люди, которые вместе пытаются постичь истину. Зная трагическую историю автора, которая привела ее к Храму и обусловила весь дальнейший путь, в том числе и литературный, я бы назвала этот путь — миссией. Если этому слову и присущ известный пафос, то в случае с Марией Городовой он исчезает, остается только самая суть.

Владислав Третьяк, чемпион Олимпийских игр, мира и Европы, первый заместитель председателя Комитета ГД по физической культуре и спорту: Принес книгу «Сад желаний» домой, а ее сразу забрала себе жена. Потом слышу, они эту книгу с дочкой обсуждают. Я рано научился ценить все то, что людей в семье объединяет. Для спортсмена, да вообще для человека, который хочет чего-то добиться в жизни, крепкая семья — это его тыл, это очень важно. Ведь как мы, спортсмены, живем? Я, например, семнадцать лет на Новый год не был в Союзе, семнадцать лет. С четырнадцати лет все праздники — вне дома. Вся молодость так прошла, и ты завидовал людям, которые едут в трамвае домой, а ты с командой в автобусе — на сборы... Но ведь иначе не было бы наших побед. Постоянные разлуки, работа — а как мужчине без нее? — способны разъединить близких, поэтому так важно, чтобы в семье были точки опоры, то, что способно всех сплотить. «Сад желаний» — это книга для семейного чтения.

Евгения Крюкова, актриса театра и кино: Часто приходится слышать про кого-то: «Вот это сильная женщина», а я считаю, что женщина не должна быть сильной, это противоестественно. Как бы ни складывались жизненные обстоятельства, женщина не должна терять способности быть слабой.

Но одновременно с этим в женском характере очень важны такие качества, как стойкость и умение держать удар. Недавно я снялась у Юрия Кары в «Гамлете» — фильм еще не вышел на экраны, роль Гертруды. С этим образом интересная вещь: взбалмошная, капризная Гертруда вдруг, пусть всего на пять минут, становится личностью, перерастает саму себя. И вот после этой роли я стала задумываться над тем, а что, собственно, делает человека личностью? Почему один человек ломается под ударами обстоятельств, а другой нет? И как человек становится личностью? В этом смысле книга «Сад желаний» дает обильную пищу для размышлений. Мне было очень интересно ее читать — она психологически точна, и, кроме того, полезно как актрисе — в книге исследуются глубины человеческой души.

Дмитрий Дюжев, актер театра и кино: Книгу «Сад желаний» мне подарили совсем недавно. Человек, которому я доверяю, сказал, что ее должен прочитать каждый. Я только начал, но мне она понравилась с первых страниц. Взял ее с собой в Париж. Потому что нигде так сильно не чувствуешь одиночества, как в красивых больших городах.

Елена Спирина, преподаватель воскресной школы: Однажды в беседе с родителями учащихся нашей воскресной школы я использовала статью «Красота взаймы», напечатанную в «Российской газете — Неделя» (N 4930). Каково же было мое удивление, когда оказалось, что многие знают, читают и даже вырезают материалы из рубрики «Переписка».

Когда на ММКВЯ я увидела книгу «Сад желаний», сразу купила. Теперь жалею, что только одну, потому что эту книгу хочется дарить друзьям и знакомым. Она — отражение нашей современности, когда людям непросто найти дорогу к храму, а такая литература может послужить мостиком на пути к милосердию, терпению и любви.

Вилли Токарев, певец, автор-исполнитель: Знакомство с книгой Марии Городовой «Сад желаний» вызвало у меня восхищение необыкновенной женщиной, преодолевшей страшный вызов судьбы. Сила воли и оптимизм в сочетании с ее талантом — блестящий пример для подражания. Для верующего человека книга «Сад желаний» — бесценный подарок. Она написана с таким откровением, правдивостью и жизнерадостностью, что, читая ее, испытываешь желание стать совершеннее.

Иоанн, архиепископ Белгородский и Старооскольский: В современной литературе чаще всего встречаются книги-монологи и очень мало произведений, которые родились из диалогов автора с читателем. Этот жанр требует колоссального напряжения и открытости с обеих сторон.

Эту книгу можно определить как исповедь людей, переживших испытания, но не потерявших главные христианские добродетели — Веру, Надежду и Любовь (1 Кор. 13:13). Надеюсь, каждый, кто ее прочтет, укрепится в сих добродетелях, обретет свою дорогу к храму во спасение.

Олег Газманов, народный артист России: Прочитал книгу в самолете, в руки она мне попала случайно. Открыл наугад и понял, что не смогу остаться безучастным.

Я не склонен долго рассуждать, почему на долю одного человека выпадают страшные испытания, а у другого все хорошо. Сам я постоянно сталкиваюсь с людскими страданиями — чаще всего с известными людьми делятся не радостью, а горем. И в таких случаях нельзя проходить мимо. Надо что-то делать — конкретно, адресно и прозрачно.

Вместе с легендарным Лео Бокерия, его институтом мы проехали полстраны, чтобы найти детей, больных пороком сердца, собрать деньги на операции. Видели бы вы, какое воодушевление охватывало людей, когда они понимали, что здесь, сейчас могут спасти чью-то жизнь. Люди преображались. Я думаю, эта книга многим поможет найти опору в жизни.

Алексей Воробьев, актер, певец: Жизнь у меня — цейтнот: съемки, запись альбома, концерты, тренировки в «Ледниковом периоде». Спать некогда, какие там книги! А моя девушка, актриса, последние дни с книжкой просто не расстается. Заглянул из любопытства. «Про что?» — «В двух словах не расскажешь: философия, поэзия, религия — про жизнь, вся Москва читает». Ладно, думаю, буду посвободней, прочту.

А вечером вернулся домой, уже лег — завтра в такую рань вставать, и решил, дай, думаю, перед сном полистаю. И зачитался. Проспал, первый раз в жизни опоздал на съемочную площадку. Честно говоря, не думал, что серьезная литература может быть захватывающе интересной.

Материал с сайта «Российской газеты»

Читать полностью