Наверняка в жизни каждого человека есть свой «призрак», преследующий на протяжении долгих лет : появляющийся из ниоткуда, уходящий в никуда, способный навредить даже находясь на значительном расстоянии, тот, с кем связана определенная тайна и душевная рана. Для Ильи Ардова, главного героя романа Игоря Лебедева «Нотки кориандра», таковым является Карл Донатович Мервус – человек, погубивший родителей юноши, исчадие ада, стремление одолеть и наказать которое и привело молодого человека на службу в полицейский участок.
Перед нами – четвертый роман из цикла, события которого происходят на рубеже ХІХ –ХХ веков. Знакомые по прежним книгам персонажи с первой страницы повествования дают возможность погрузиться в привычную атмосферу мира человека с незаурядными способностями, стоящего на страже порядка. Тем не менее, хочется заметить, что для меня процесс знакомства с романами Лебедева сопровождается чувством дежавю – одна из предшествующих частей упорно напоминала мне творчество Антона Чижа (впрочем, это было обусловлено скорее общей атмосферой повествования и деталями совершения убийств шляпными булавками), а после знакомства с «Нотками кориандра» возникла неожиданная параллель сходства феноменальной памяти героя с Михаилом Бергом, персонажем «Агасфера» Вячеслава Каликинского. Впрочем, все эти совпадения ничуть не умаляют достоинства произведения – безусловно, совершенно аутентичного.
Загадочное убийство известного по предшествующим частям репортера Чептокральского бросает тень на политические интриги и шпионаж. Ардов и его друг криминалист Жарков, сотрудничая с жандармами, принимаются за расследование и… И снова выходят на след абсолютного зла, возомнившего себя вершителем Судеб, человека, определившего себя тем, кто вправе менять мировую политику. Впрочем, Илья Алексеевич перестал бояться это чудовище, понимая, что жизни их – уже давно и надолго – связаны…
Отзывы на книги автора Лебедев Игорь Геннадьевич
Илья Алексеевич Ардов, сыщик сыскного отделения Петербургской полиции, обладает уникальным даром. Слова, речь, для него - имеют запах. Врет человек, значит запах один, говорит угрозу - запах другой. Говорит лесть человеку, запах тоже свой и отличается от первых двух. А у ненавистных Ардову людях, совершенно ужасных запах пряного рассола. И вот эти скрытые таланты, о которых знает очень мало людей, да и не стоит знать об этом многим, тем более преступникам, помогают сыщику в его службе. Титулярный советник Илья Ардов не первый раз применяет этот талант на благо себе и своему городу. Но в этот раз он помог целой государственной системе. Он смог раскрыть большой и тщательно спланированный заговор против финансовой системы государства Российского косвенно и лично против министра Витте в частности.
Преступники и алхимики затеяли уронить финансовое благополучие страны, придумав тайную формулу, направленную на изготовление золота из любого металла. Конечно, это блеф чистой воды. Но дай только газетчикам повод и обычная ложь, распространенная в газетах, начнет воздействовать на неокрепшие умы государственных и иных деятелей, и реформы, которые только начали работать, будут свернуты и империя опять встанет на путь хаоса и мрака. На помощь Ардову пришел не только его дар, но и всё полицейское сыскное отделение, вместе с жандармской полицией. Алхимики, видя, что их заговор раскрывается не останавливаются ни перед чем. И даже убийства становятся на их совести. Но заговор будет раскрыт. Такое успешное раскрытие позволит Ардову утвердится в глазах начальства, которое раньше не благоволило ему. Он получит и новый чин и возможный перевод в новый департамент. Но об этом мы узнаем только в новой части серии книг о расследованиях сыщика Ардова, автора Игоря Лебедева.
Очень добротный, увлекательный и, я бы сказал, с любовью сделанный детектив. Приятный герой и не уступающие ему в выразительности второстепенные персонажи - у каждого свой характер, свое место в истории. У Ардова редкое свойство - он ничего не забывает. В отсутствие киносъемки и еще не очень распространенной фотографии способность возвращаться на место преступления, чтобы заметить какие-то важные детали - это отличный метод для сыщика конца 19-го века. Во всей красе эта способность раскрывается в главе, где Ардов заключает пари с целым классом в гимназии. Думаю, автору было непросто создать яркий образ героя, оставляя его сдержанным и даже закрытым человеком. По темпераменту я бы сравнил пару Ардов-Жарков с парой Шарапов-Жеглов, с поправкой на время, разумеется. Ну и с тем уточнением, что Илья Алексеевич все-таки ведущий, а не ведомый, как Шарапов у Вайнеров.
Сюжет показался увлекательным. Автору удалось до самого конца успешно "маскировать" убийцу. Но самую большую интригу автор сохранил для следующей книги: осталось неясным, согласится ли Ардов строить карьеру в полицейском ведомстве, как предлагает ему его высокий покровитель, или останется рядовым сыщиком. Мне бы хотелось, чтобы он в этом плане не был похож на его "старшего собрата" Фандорина, который по воле своего создателя оказался чересчур успешным и сумел построить головокружительную карьеру в Третьем управлении. Я бы предпочел в лице Ардова видеть сыщика-"неудачника", за такого персонажа сильнее переживаешь)
Мне понравился авторский слог - легкий, живой, с редкими деталями, из которых складывается живой мир прошлого. К месту расставлены архаизмы и жаргонные словечки, добавляющие тексту правдоподобия и аромата прошедших времен.
Книга Лебедева подойдет тем, кто ищет умную, но легкую, развлекательную литературу, ценит хороший язык, юмор. Она похожа на игру. Легко представляю фильм по этому произведению. Думаю, Илью Ардова мог бы отлично воплотить Александр Петров)
А вот Жаркова мог бы феноменально сыграть Павел Луспекаев.
Неотрывно глядя в глаза сыщику, Найденова произнесла низким бархатистым голосом:
- Здесь убивают только скуку, да и то - не насмерть.
Но как оказалось, Найденова очень сильно ошибалась и к сожалению, здесь (в Санкт-Петербурге) убивают не только скуку, но и жителей этого города. И Илье Ардову, чиновнику сыскного отделения третьего участка Спасской части, эти убийства и предшествующие им преступления придется раскрыть. Сыщик Ардов обладает редким даром - фотографической памятью. Все, что он видел ранее, хоть неделю назад, хоть год, он может прокрутить перед своим взором как кинопленку. И естественно, этот дар ему помогает не только раскрыть преступления, перед которыми другие полицейские бессильны, но и сохранить свою жизнь. Да, именно жизнь, ведь когда на кону стоят миллионы рублей, миллионы царских рублей, еще не обесцененных красными революциями, то ничто не должно встать на пути преступников, тем более такая жалкая сущность (по мнению бандитов) как жизнь полицейского.
"Змеиная голова" - продолжение серии романов ретро-детектива от автора Игоря Лебедева, в первой части серии, в детективе "Метод римской комнаты" мы начали знакомиться с сыщиков Ардовым и его редким даром. Только начав свою работу, в сыскном отделении, он удивил многих, в том числе свое начальство, тем, что смог раскрыть несколько преступлений за очень короткий срок. Теперь же перед ним стоят новые задачи и новые преступления, преступления, в которых убивают не только скуку, но и более живые материи.
Отлично, мои ожидания подтвердились, и скоро выйдет продолжение о сыщике Ардове! Уже предзаказала книгу и даже посоветовала друзьям. Предыдущий роман я проглотила за выходные и осталась довольна. Не хотелось бы писать банальности и сравнивать сыщика Игоря Лебедева с Фандориным глубокоуважаемого Акунина, но это очевидный факт и комплимент начинающему автору. И все же об уже прочтенной книге: интересно, грамотно, местами смешно, соблюдены исторические факты того времени, хорошо прописаны герои, автор наделил их яркими чертами характера, необычные повороты в сюжете и происшествия. Хотелось бы прочесть, как будет развиваться герой и, какие приключения его ждут. Уверена, будет интересно!
Познакомился с автором после прочтения книги «Метод римской комнаты» и сделал себе пометку «Обратить внимание». Книга понравилась своей исторической стилистикой дореволюционной России, детективным сюжетом, интересным главным героем и уместным жанру юмором. Сразу было очевидно, что продолжение будет. Многие в отзывах сравнивают Лебедева с Акуниным, а сыщика Ардова с Фандориным, но от этого желание читать не пропадает. Пока акунинский персонаж временно почивает на лаврах былой славы, почему бы не найти ему достойную замену? Предполагаю, что новый роман не оставит равнодушным. С удовольствием приобрету электронную версию.
Я, конечно, могу ошибаться, то, по-моему, перед нами — тончайший стёб над жанром детектива: над образом сыщика, которому полагается быть суперменом и обладать собственным особым методом; над преступлениями, которые становятся все более нелепыми и невероятными; над обязательными мотивировками преступников, которые должны быть замешаны на каких-нибудь фрейдистских комплексах. На мой вкус, получилось великолепно — очень смешно (иногда до слез), умно, весьма изобретательно. Отсюда — сыщик-синестетик с признаками неврастении, булавки в качестве орудия убийства, "эдипова конкуренция" между подозреваемыми. Принимая такой взгляд на "сыщика Ардова", легко объяснить аллюзии на героев и обстоятельства детективов Акунина, Чижа и других авторов ретро-жанра. Но при этом — совершенно оригинальное и самобытное произведение. Хотелось бы посмотреть, как будет развиваться этот герой дальше и как автор будет играть с возможностями его памяти, которые поистине безграничны.
Детектив обещает быть интересным, таким, как я люблю. Мелкое дело постепенно выливается в нечто серьезное и убийцы выходят на сцену. Такое нагнетание обстановки всегда заинтересовывает читателя по мере прочтения. И потом уже невозможно оторваться. То, что события происходят в дореволюционной России, добавляют книге определенного шарма. Детективы в режиме современности уже никого не удивят, а здесь такой простор мысли. Для меня, например, это очень важный факт. Я люблю исторические романы и все, что связано со стариной. Поэтому с удовольствием приобрету эту книгу. Предполагаю, что она повлечет за собой серию детективов о сыщике Ардове. Что ж, с удовольствием прочту.
Очень хочу прочесть эту книгу. Я так люблю детективы, написанные в таком стиле! Судя по аннотации книга будет просто замечательная! Я считаю, что это не просто наслаждение детективом, но еще и экскурс в историю. Перед авторами таких книг стоит непростая задача собрать воедино особенности быта того времени, особенности ведения полицейских расследований и все это передать читателю в максимально легкой и интересной форме. Я все эти подробности смакую с удовольствием, представляю себе, как это было. И это мне ужасно нравится. Фандорина я читала с удовольствием, Ардов мне тоже придется по вкусу, уверена в этом. Надеюсь, что долго ждать не придется и вскоре книга окажется на моем столе.