Встречи с авторами Подбор подарка

Алексей Поляринов

Биография

Алексей Поляринов родился 27 декабря 1986 года в поселке «Восход», Калужской области, а детство провел в поселке «Рассвет», Ростовской области. Такая вот шутка судьбы: два главных места его жизни оказались синонимами. Учился в Инженерно Мелиоративном Институте. За пять лет обучения узнал только одно — что бетон твердеет 28 суток, и до сих пор не знает, что ему делать с этим загадочным знанием.

Сегодня он популярный блогер, колумнист нескольких интернет-изданий (среди них «Горький», «Pollen» и «Афиша»), переводчик и писатель. Свой метароман «Центр тяжести» финалист нескольких крупных литературных премий считает дебютным, а написанный ранее «Пейзаж с падением Икара» предпочитает называть «нулевым».

Роман «Риф», изданный в 2020 году, стал бестселлером и вошел в шортлисты крупных литературных премий: «Большая книга» (2021) и «НОС» (2021).

В 2024 году автор представил читателю свою новую книгу — «Кадавры». Это история расследования журналистки Даши и ее брата. Вдвоем они путешествуют по югу России будущего, чтобы раскрыть загадку возникновения таинственных мортальных аномалий — кадавров, собирают свидетельства местных жителей и вскрывают боль нерешенных проблем своего детства.

Любимое хобби: художественный перевод книг. Перевел с английского роман Дэвида Митчелла «Лужок черного лебедя» («Black swan green»), книгу Оливера Сакса «Музыкофилия: сказки о музыке и мозге» («Musicophilia: Tales of Music and the Brain»), а также роман «Бесконечная шутка» («Infinite Jest») американского писателя Дэвида Фостера Уоллеса, написанный в 1996 году.

Читать полностью Свернуть текст
2 подписчика

Отзывы

Ekaterina
29 мая 11:57
«Центр тяжести» - дебютное произведение Алексея Поляринова, известного литературного критика и публициста, отважного переводчика, подарившего русскому миру легендарную книгу современности «Бесконечная шутка» Дэвида Фостера Уоллеса (к слову, сей подвиг был выполнен совместно с ещё одним героем-переводчиком – Сергеем Карповым, которого мы обязаны персонально представить и поблагодарить). Работа над романом «Центр тяжести», длившаяся в течение семи лет, вероятнее всего велась параллельно с переводом «Бесконечной шутки», и, в этой связи, невозможно не заподозрить наличие параллелей между этими произведениями. Главные герои повествования – два брата (правда, у Уоллеса их было три, а у Поляринова где-то на 100-й странице появляется сводная сестра героев), гениальные дети не менее гениального отца. Вполне естественное и логичное стремление старшего поколения (в особенности чересчур амбициозной матери) вложить в своих детей всё самое прогрессивное и лучшее, создать из них ещё более совершенную версию себя, лишает мальчиков не только банального счастливого детства, но и доверительных, близких взаимоотношений с родителями и, в конечном итоге, психологического здоровья (причем и у разочарованных воспитателей, и у замученных учеников). Героям Уоллеса преодолеть побочные эффекты «призрака великой цели» (термин А. Иванова) помогали наркотики, очищающие их «материнские платы» от раздражительных багов сомнений. Герои Поляринова, часть из которых также попадают в ловушку наркотического забвения, оказываются более устойчивыми и к личным разочарованиям, и к внешним угрозам - надвигающемуся тоталитарному будущему. Заметим, что сложность романа Уоллеса не ограничивается только заложенными в него десятками проблематик (начиная от личностых и до злободневных социально-политических), а концентрируется в особенностях их изложения - многослойном, нелинейном, дробном. Это многостраничная ролевая эпопея, рассказанная от лица сотен личностей. Роман Алексея Поляринова, объем которого раза в три меньше в отношении и героев, и страниц, и заумных пояснительных комментариев, в три раза доступней для чтения, восприятия и понимания. «Центр тяжести», по словам одного из персонажей произведения, представляет собой двухчастное произведение. Его первая часть написана в духе «романа воспитания» двух провинциальных мальчишек – Петра и Егора Портных, детей гениального, но не признанного математика, не выговаривающего букву «Д» (Это важно!), а вторая – остросюжетная антиутопия с элементами киберпанка. В «воспитательной» части мы подробно знакомимся с героями произведения, соболезнуем их хождениям по мукам, то есть бесконечным научным и творческим кружкам и дополнительным занятиям, а также участвуем в детективном расследовании Петро и его друга Александра Грека в поисках пропавшего «Третьего озера». По окончанию школы завершается и воспитательная часть произведения – ребята покидают родной посёлок Рассвет и уезжают учиться в московский университет. Петро, обнаруживающий у себя склонность к освоению иностранных языков, поступает на филологический факультет МГУ, и вместе с другом детства входит в редакцию независимого журнала «Кактус». Младший брат Петро - Егор, замученный в школьные годы занятиями музыки, находит своё спасение и призвание в программировании. Через пару лет занятий высшей математикой и кодингом, он становится участником закрытой научно-исследовательской Компании, которая разрабатывает нейролингвистические программы по поиску и отслеживанию людей. Это мощнейший инструмент нового поколения, созданный в благих общественных и медицинских целях, на деле становится оружием массового поражения в руках тоталитарной власти. И его первыми жертвами становятся, как это не печально, «внутренние враги» режима. Одной из таких жертв стала сестра героев (появившаяся где-то на 100-й странице романа) - Марина. Она принадлежала к группе эпатажных художников-акционистов «Графт», которые устраивали провокационные перформансы с целью привлечения внимания общественности к важным социальным проблемам. Идею своих перформансов они черпали из книги сказок «Истории камней» Нины Ходжаровой – первой книги матери Петро и Егора. И одной из этих историй, сочиненных для когда-то маленьких мальчиков, была сказка о «Центре тяжести» - людях с камнями в карманах, благодаря которым они могли удерживать силу земного притяжения и продолжить существовать на планете без страха быть унесенными ветрами в неизвестное. Аналогично героям этой сказки-метафоры, каждый из персонажей второго романа Нины Ходжаровой (и по совместительству первого романа Алексея Поляринова) «Центр тяжести» повествует о людях, ищущих свой центр тяжести – истинный смысл, идею, цель, ради которых стоит жить и не жалко умереть. Первоначально, для Петро и Грека этим смыслом становится их журналистская деятельность, которая направлена на разоблачение скрытых тайн и фальшивого идеализма. А Егор смог реализовать свой потенциал в создании отслеживающих программ, которые в конечном итоге стали губительным оружием для всех его близких. Однако, в дальнейшем, наблюдая за искалеченной судьбой их сестры Марины, чуть ли не единственной выжившей из объединения «Графта» и потерявшей всё что было дорого её жизни и сердцу, наводит на мысли, что истинный центр тяжести, смысл жизни скрывается не в великих целях, открытиях и подвигах, а в сохранении простых человеческих взаимоотношениях - бескорыстной чистой любви, помощи и взаимопонимании. Читать далее
16 ноября 12:28
на книгу: Риф
Зло имеет много форм и растворено в повседневности. Отними его у нас, - и исчезнет счастье нашей жизни и утешение. Для меня Поляринов - об этом. Отзыв "Эсквайр": Интеллектуальный роман о памяти и закрытых сообществах, которые корежат и уничтожают людей. Поразительно, как далеко Поляринов зашел, размышляя над этим. Читать далее
20 ноября 10:40
Прочитал дебютный роман Поляринова, буквально взахлеб за 3 дня. В книге прекрасно всё: – интересно выстроенные сюжетные линии главных героев; – сами персонажи; – искрометный юмор писателя (цитата примерная «общая беда русских – точное понимание того, куда движется наша страна со своими «реформами» и новыми «законами». Короче, читать всем! Читать далее
20 ноября 10:43
на книгу: Риф
Поляринов - моё открытие года! Не ожидала, что мне настолько понравятся его книги! Проза с большой буквы. Я начала знакомство с автором с "Рифа" и осталась в полном восторге! Тема неординарная - секты. То, как автор подошёл к этой непростой тематике, вызывает уважение. А за список использованной литературы отдельное спасибо автору! Рекомендую роман каждому, кому интересна интеллектуальная проза. Читать далее
Все отзывы

Задайте вопрос автору

Голосование за переиздание книги

Центр тяжести
Центр тяжести
Роман Алексея Поляринова напоминает сложную систему озер. В нем и киберпанк, и величественные конструкции Дэвида Митчелла, и Борхес, и Дэвид Фостер Уоллес… Но его герои – молодые журналист, хакер и художница – живут в Москве и сопротивляются наступлению дивного нового мира. И защищают центр тяжести – свой, своих семей и своей родины – как умеют.
Хотите, чтобы книгу переиздали?
Да, хочу
Хотите, чтобы книгу переиздали?
    Голос принят
1 человек хочет, чтобы книгу переиздали
Лучшие отзывы
Похожие авторы
Лучшие отзывы
Ekaterina
29 мая 11:57
«Центр тяжести» - дебютное произведение Алексея Поляринова, известного литературного критика и публициста, отважного переводчика, подарившего русскому миру легендарную книгу современности «Бесконечная шутка» Дэвида Фостера Уоллеса (к слову, сей подвиг был выполнен совместно с ещё одним героем-переводчиком – Сергеем Карповым, которого мы обязаны персонально представить и поблагодарить). Работа над романом «Центр тяжести», длившаяся в течение семи лет, вероятнее всего велась параллельно с переводом «Бесконечной шутки», и, в этой связи, невозможно не заподозрить наличие параллелей между этими произведениями. Главные герои повествования – два брата (правда, у Уоллеса их было три, а у Поляринова где-то на 100-й странице появляется сводная сестра героев), гениальные дети не менее гениального отца. Вполне естественное и логичное стремление старшего поколения (в особенности чересчур амбициозной матери) вложить в своих детей всё самое прогрессивное и лучшее, создать из них ещё более совершенную версию себя, лишает мальчиков не только банального счастливого детства, но и доверительных, близких взаимоотношений с родителями и, в конечном итоге, психологического здоровья (причем и у разочарованных воспитателей, и у замученных учеников). Героям Уоллеса преодолеть побочные эффекты «призрака великой цели» (термин А. Иванова) помогали наркотики, очищающие их «материнские платы» от раздражительных багов сомнений. Герои Поляринова, часть из которых также попадают в ловушку наркотического забвения, оказываются более устойчивыми и к личным разочарованиям, и к внешним угрозам - надвигающемуся тоталитарному будущему. Заметим, что сложность романа Уоллеса не ограничивается только заложенными в него десятками проблематик (начиная от личностых и до злободневных социально-политических), а концентрируется в особенностях их изложения - многослойном, нелинейном, дробном. Это многостраничная ролевая эпопея, рассказанная от лица сотен личностей. Роман Алексея Поляринова, объем которого раза в три меньше в отношении и героев, и страниц, и заумных пояснительных комментариев, в три раза доступней для чтения, восприятия и понимания. «Центр тяжести», по словам одного из персонажей произведения, представляет собой двухчастное произведение. Его первая часть написана в духе «романа воспитания» двух провинциальных мальчишек – Петра и Егора Портных, детей гениального, но не признанного математика, не выговаривающего букву «Д» (Это важно!), а вторая – остросюжетная антиутопия с элементами киберпанка. В «воспитательной» части мы подробно знакомимся с героями произведения, соболезнуем их хождениям по мукам, то есть бесконечным научным и творческим кружкам и дополнительным занятиям, а также участвуем в детективном расследовании Петро и его друга Александра Грека в поисках пропавшего «Третьего озера». По окончанию школы завершается и воспитательная часть произведения – ребята покидают родной посёлок Рассвет и уезжают учиться в московский университет. Петро, обнаруживающий у себя склонность к освоению иностранных языков, поступает на филологический факультет МГУ, и вместе с другом детства входит в редакцию независимого журнала «Кактус». Младший брат Петро - Егор, замученный в школьные годы занятиями музыки, находит своё спасение и призвание в программировании. Через пару лет занятий высшей математикой и кодингом, он становится участником закрытой научно-исследовательской Компании, которая разрабатывает нейролингвистические программы по поиску и отслеживанию людей. Это мощнейший инструмент нового поколения, созданный в благих общественных и медицинских целях, на деле становится оружием массового поражения в руках тоталитарной власти. И его первыми жертвами становятся, как это не печально, «внутренние враги» режима. Одной из таких жертв стала сестра героев (появившаяся где-то на 100-й странице романа) - Марина. Она принадлежала к группе эпатажных художников-акционистов «Графт», которые устраивали провокационные перформансы с целью привлечения внимания общественности к важным социальным проблемам. Идею своих перформансов они черпали из книги сказок «Истории камней» Нины Ходжаровой – первой книги матери Петро и Егора. И одной из этих историй, сочиненных для когда-то маленьких мальчиков, была сказка о «Центре тяжести» - людях с камнями в карманах, благодаря которым они могли удерживать силу земного притяжения и продолжить существовать на планете без страха быть унесенными ветрами в неизвестное. Аналогично героям этой сказки-метафоры, каждый из персонажей второго романа Нины Ходжаровой (и по совместительству первого романа Алексея Поляринова) «Центр тяжести» повествует о людях, ищущих свой центр тяжести – истинный смысл, идею, цель, ради которых стоит жить и не жалко умереть. Первоначально, для Петро и Грека этим смыслом становится их журналистская деятельность, которая направлена на разоблачение скрытых тайн и фальшивого идеализма. А Егор смог реализовать свой потенциал в создании отслеживающих программ, которые в конечном итоге стали губительным оружием для всех его близких. Однако, в дальнейшем, наблюдая за искалеченной судьбой их сестры Марины, чуть ли не единственной выжившей из объединения «Графта» и потерявшей всё что было дорого её жизни и сердцу, наводит на мысли, что истинный центр тяжести, смысл жизни скрывается не в великих целях, открытиях и подвигах, а в сохранении простых человеческих взаимоотношениях - бескорыстной чистой любви, помощи и взаимопонимании.
16 ноября 12:28
на книгу: Риф
Зло имеет много форм и растворено в повседневности. Отними его у нас, - и исчезнет счастье нашей жизни и утешение. Для меня Поляринов - об этом. Отзыв "Эсквайр": Интеллектуальный роман о памяти и закрытых сообществах, которые корежат и уничтожают людей. Поразительно, как далеко Поляринов зашел, размышляя над этим.
20 ноября 10:40
Прочитал дебютный роман Поляринова, буквально взахлеб за 3 дня. В книге прекрасно всё: – интересно выстроенные сюжетные линии главных героев; – сами персонажи; – искрометный юмор писателя (цитата примерная «общая беда русских – точное понимание того, куда движется наша страна со своими «реформами» и новыми «законами». Короче, читать всем!
20 ноября 10:43
на книгу: Риф
Поляринов - моё открытие года! Не ожидала, что мне настолько понравятся его книги! Проза с большой буквы. Я начала знакомство с автором с "Рифа" и осталась в полном восторге! Тема неординарная - секты. То, как автор подошёл к этой непростой тематике, вызывает уважение. А за список использованной литературы отдельное спасибо автору! Рекомендую роман каждому, кому интересна интеллектуальная проза.
Все отзывы