Андрей Валентинов

Офицеры белой гвардии путешествуют по временным порталам, красные комиссары разъезжают на современных танках — книги русского писателя — фантаста Андрея Валентинова представляют альтернативную историю, в которой исторические личности живут в иной реальности.

Настоящее имя украинского автора — Андрей Валентинович Шмалько. Родился он в 1958 году в Харькове. С ранних лет мальчик занимался творчеством и уже в школе написал первый роман. Кроме литературы автор страстно увлекается историей, он оканчивает Харьковский университет, становится кандидатом исторических наук и преподаёт. Писатель принимает участие в археологических экспедициях, разгадывает тайны Херсонеса, изучает места захоронения хазар и скифов.

В 1992 году выходит первый роман, «Преступившие», который автор публикует под псевдонимом. Произведения Андрея Валентинова приносят ему популярность и множество наград в жанре фантастики. Андрей Валентинов — мастер криптоистории. В его книгах реальные события обретают необычные прочтения. А продуманные до мелочей миры соединяются друг с другом с помощью сквозных тем и образов. Так, в книгах автора часто встречаются таинственные существа Дхары, чем-то напоминающие наполовину людей и медведей. Обладатели древних знаний кочуют из одной книги в другую. В этом отношении интересна фигура короля Артура, чьё имя означает «медведь», поэтому и в легендарном короле, по мнению Андрея Валентинова, есть что-то от Дхаров.

Помимо научной фантастики автор пишет и реалистические произведения. В 2001 году роман «Флегетон» в форме дневниковых записей рассказывает о Гражданской войне в России.

Читать полностью Свернуть текст

Отзывы

Век-волкодав
На книгу Век-волкодав

Бог из машины обрывает нить истории

С сериала "Ока силы" началось вхождение Андрея Валентинова в число популярных писателей-фантастов, и только теперь, спустя 15 лет после начала цикла, автор его завершил. Правда, завершение получилось, на мой взгляд, весьма размытым. Автор с самого начала замахнулся на такой сюжет, который завершить принципиально нельзя: он рассматривает разные варианты ("грани") истории России ХХ века, в каждой из которых надчеловеческий разум (инопланетные "прогрессоры"? боги?) пытается навязать людям свой путь развития - "загнать железной рукой на дорогу к счастью". Интересно, что в нашем 2012 году, как считает автор, этот самый Агасфер победил - народ молчит, из оппозиции сделали клоунов, несогласных уничтожили. Поскольку хэппи-энд (или апокалипсис?) российской истории находится за линией горизонта, автору пришлось сыграть роль "бога из машины" и оборвать сюжет, не закончив его. Многие читатели, обсуждая этот сериал в Сети, справедливо замечают, что его в принципе можно продолжать и дальше. На мой взгляд, Валентинов правильно сделал, что не стал всю жизнь писать один супер-роман, поскольку оригинальность в нем начала истощаться.  

Читать полностью
Флегетон
На книгу Флегетон

"Горящая Каховка" с "белой" стороны

В советскую эпоху многие романисты писали про гражданскую войну, но в наши дни она стала едва ли не "белым пятном" на карте литературы. Действительно, писать про "комиссаров в пыльных шлемах" уже нельзя (нет социального заказа - этих комиссаров даже нынешние коммунисты ругают), а воспевать подвиги "поручиков Голицыных" тоже трудно (хотя бы потому, что не получится хэппи-энда). Поэтому тема гражданской войны возникает в основном в различных "альтернативных историях" и историях о "попаданцах", в которых авторы в меру своего разумения переделывают давнюю историю под современные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Харьковчанин Андрей Валентинов тоже отдал дань этому увлечению (первая книга "Ока силы" + "Капитан Фелибер"). Однако он честно попытался написать и "нормальную" историческую повесть (вот этот самый "Флегетон") о том, как ЭТО было "на самом деле". Получилось очень неплохо - эдакая белогвардейская романтика с "горящей Каховкой" в финале. Правда, чтобы полностью согласиться с автором, читателю надо быть поклонником "белой гвардии", а не "комиссаров в пыльных шлемах". Но и для читателя с левыми взглядами эта книга будет весьма интересна - сужу по личному опыту. Автор смог уйти от интенсивных проклятий в адрес "краснопузых", сосрдоточившись на изображении позиции тех, кто честно сражается за проигранное дело, понимая его обреченность. Хотя Валентинов писатель-фантаст, но это абсолютно реалистическое произведение ему вполне удалось. Жаль, что пока Валентинов продолжает "фантазировать", ведь хороших фантастов у нас гораздо больше, чем хороших исателей-историков.    

Читать полностью
Генерал-марш
На книгу Генерал-марш

Под марш - неведомым маршрутом

Цикл «Око Силы», написанный Валентиновым в 1990-е годы, не отпускает его до сих пор. В своих последних романах Валентинов, похоже, решил заполнить лакуны в хронологии: четвертая трилогия, публикуемая в последние годы, сюжетно находится между первой ("Бойцы Агасфера") и второй ("Ты, уставший ненавидеть" и др.). «Генерал-марш» продолжает первую книгу четвертой трилогии «Царь-Космос» и посвящен эпохе НЭПа, когда в противоборстве разных большевистских фракций постепенно определялось направление дальнейшего развития Советской России. Поскольку вторая трилогия автором еще не завершена, оценку ей дать трудно. Плохих книг Валентинов пока ни одной не написал… Будем ждать последней книги новой трилогии - "Век-волкодав".

Читать полностью
Бойцы Агасфера

"Чужие" на фоне Гражданской войны

Валентинов работает над серией романов «Око Силы», давно, уже лет 15, дорабатывая цикл при очередном переиздании. «Бойцы Агасфера» - первая трилогия данного цикла, посвященная эпохе Гражданской войны. На мой взгляд, изначальный замысел цикла страдает избыточностью – ну очень густая смесь альтернативной истории и криптоистории. Тут тебе и гравилет «Владимир Мономах», который начали строить аж при царе, тут и всякие «чужие» (то ли прогрессоры-инопланетяне, то ли боги/демоны), тут и известные исторические персонажи в неизвестных ипостасях. Лично мне у Валентинова больше нравятся другие книги о Гражданской войне - более короткие и более чёткие по сюжету - чисто исторический (без всякой фантастики) «Флегетон» и относительно «нормальный» альтернативно-историческмй «Капитан Фелибер». Однако "Бойцы Агасфера" тоже интересны, у Валентинова плохих книг пока не было. Проблема для старосоветских читателей еще в том, что политические симпатии у Валентинова - белогвардейские, а не красноармейские. Но для современных читателей это в самый раз.    

Читать полностью
Овернский клирик

Страшные средневековые секреты

Роман сочетает элементы детектива, фантастики и исторического романа (с доминированием последнего). Главный герой книги, тот самый овернский клирик, расследует в Южной Франции ряд странных происшествий, в которых участвуют катары, оборотни, инквизиторы, потомки инопланетян, разбойники и рыцари. Как и в предыдущем историко-фантастическом романе («Серый коршун»), автор использует элемент недосказанности – клирик-следователь разгадает многие тайны, но отнюдь не все. Получились своеобразные средневековые «Секретные материалы»: истина где-то рядом, но понять ее непросто.

Читать полностью
Серый Коршун
На книгу Серый Коршун

Греция догреческая

Эта книга, помнится, была одной из самых первых книг Валентинова, и она сразу показала, что в русскую историческую фантастику пришел очень сильный автор – хороший литератор и профессиональный историк. Автор показал мир Древней Греции времен Микен, до нашествия дорийцев, которые и стали затем «настоящими» греками. Среди действующих персонажей будет, например, знаменитый Геракл (точнее, его исторический прообраз), хотя главный герой – совсем другой человек, воин-наемник. Фантастический элемент в книге невелик, ее можно читать как историко-приключенческий роман.

Читать полностью
Все отзывы (8)

Рецензии СМИ

Генерал-марш
На книгу Генерал-марш

Здравствуй, моя Мурка!

Цикл произведений — преинтересный жанр. Хотя бы потому, что от книги к книге можно отслеживать, как меняется сам автор. Выдыхается ли, становится ли халтурщиком, растет вверх или держит планку, какие проблемы для него актуальны, какие философские и жизненные воззрения задевают его душу. В какой-то степени цикл более явно проявляет особенности творчества писателя — в отдельных произведениях всегда можно сослаться на оригинальность замысла, масштабное повествование вынуждает придерживаться рамок.

Нельзя сказать, что «Генерал-марш» на порядок сильнее остальных произведений цикла «Око Силы». Но автору удалось сохранить все достоинства предыдущих книг, и при этом избавиться от недостатков. Текст остался таким же богатым, щедрым на детали, исторические реалии и литературные аллюзии. Но при этом повествование стало жестче и динамичнее — меньше абстрактных рассуждений, больше интриги, больше чувства, больше драйва, если так можно выразиться. Красиво развился и вырос персонаж Ольги Зотовой — если в «Царь-Космосе» чувствовались аллюзии на Толстого, в «Генерал-марше» Ольга освоилась и начала совершать поступки, в точности соответствующие и темпераменту и характеру героини. Её хочется уважать — в особенности за эпизод с Ларисой Рейснер. Сама Лариса автору тоже удалась весьма и весьма — отвратительная дамочка с замашками богемной стервы и красной комиссарши одновременно. Линия Пантелкин — Маруся Климова (да-да, та самая Мурка) стала одним из стержней, на которых держится повествование. Читатель до самой последней страницы остается в неведении: любовь это или битва не на жизнь и на смерть, соперничество двух сильных и свирепых натур. Дмитрий Ильич Ульянов проходит по краю повествования, но в тех эпизодах, где он участвует, видна проработка и продуманность психологического портрета персонажа. Отдельные аплодисменты за драматическую сцену освобождения Вождя.

Тибетская линия показалась менее сочной и проработанной, нежели события в Москве. Но, возможно, дело именно в ярких и сочных деталях, упоительных реалиях, уводящих читателя за собой. Перед нами разворачивается грандиозная политическая баталия. И если к предыдущей книге предъявляли претензии, что автор не дает ответа на вопросы о судьбах страны, здесь ответы найдены и предъявлены. Более того, они в точности соответствую современному политическому курсу страны и чаяниям основной массы населения. Взять хотя бы теорию, что нынешние амбиции Северокавказского региона заложены во времена сталинского руководства, или рассуждения о необходимости отказа от антирелигиозной пропаганды, возвращения к традиционным православным ценностям. Трудно понять — излагает ли автор свои взгляды или полемизирует с современными политическими реалиями. Но и это ему далось, потому что высказанная в романе позиция помогает читателю откалибровать свои собственные воззрения.

Мое личное мнение — роман удался, мне понравился и весьма. Было интересно прочесть, осталось приятное послевкусие, поводы для размышлений и красивые портреты в галерею литературных образов. Всем рекомендую.

Источник: prochtenie.ru

Читать полностью