Встречи с авторами Подбор подарка

Эмиль Золя

Биография

Эмиль Золя родился в 1840 году в Париже. Золя, ставший проповедником натурализма в мировой литературе, начинал с журналистской деятельности — в 22 года устроился работать в издательстве в надежде прокормить семью. Но через несколько лет ушел со службы, рассчитывая зарабатывать литературой. Первые литературные работы начал издавать в 20 лет, ими стали романы-фельетоны «Исповедь Клода» и «Завет умершей». «Исповедь Клода», кроме того, была еще и завуалированной автобиографией. Но гораздо большую популярность писатель получил за серию «Ругон Маккары», состоящую из двадцати томов. Как и «Сага о Форсайтах», эта серия повествовала о жизни одной семьи. Правда, оценить сагу о семье читатели и критики смогли только на седьмом томе, но больше уже слава Золя не покидала. К моменту окончания работы над многотомником, Золя приближался по значимости Гюго во Франции. Главный герой романов Золя — мелкий буржуа, переживающий разные кризисы. Его героев отличает пассивность и христианское смирение с ударами судьбы, которые постоянно на них сыпятся. За то, что выступил в защиту Альфреда Дрейфуса, написав открытое письмо президенту со словами «Я обвиняю», Золя был сам обвинен в клевете и вынужден бежать в Англию, где провел год. Умер писатель, по официальной версии, отравившись угарным газом.

Читать полностью Свернуть текст
2 подписчика

Отзывы

5 июня 17:16
145 лет прошло с тех пор, когда был написан роман Э.Золя «Проступок аббата Муре», а мысли, которые высказал автор, актуальны до сих пор – вера в бога, любовь и предательство, долг, ответственность за тех, кого мы приручили. Содержание книги тоже обычное для нашего времени (если очень кратко – полюбил девушку и бросил). Подобные любовные перипетии часто присутствуют не только в современной прозе, но и в жизни. Священник служит в сельской церкви, искренне с детства веруя в бога, заболевает «мозговой горячкой», дядя доктор для реабилитации определяет его к жителям старого замка, за ним ухаживает девушка, в которую влюбляется главный герой, но, выздоровев, он понимает, что согрешил и что его сан не позволяет ему продолжать отношения, все заканчивается трагически. В то время во Франции, в отличие от русской церкви, сан священника не позволял ему жениться, это было категорически запрещено, за это было серьезное наказание. Надо иметь большую смелость, а автору это удалось, выбрать такую тему в то время и сделать главного героя аббатом, ведь выбора у Муре никакого не оставалось, как продолжать служить церкви, горячо молясь о прощении и отрекшись от своей любимой. Сейчас другие времена и, может быть, он бы поступил по-другому и был не проступок, а поступок. Да, что говорить, вернемся к роману. Поразило описание церковной атрибутики, очень подробное, последовательное, правильное, такое, вероятно, как должно быть. Не сталкиваясь с этим ранее, задумываешься о вечном. Описание сада Параду выше всяких похвал, такое ощущение, что Эмиль Золя был еще и прекрасным цветоводом, такими познаниями в мире растений и в наше то время не каждый может похвастаться. Понимая, что описание парка необходимо для раскрытия темы любви и грехопадения (как Эдем, Адам и Ева), все таки вторая книга кажется несколько затянутой. А вот мысли, переживания главного героя, его отношение к богу, деве Марии, сформировавшие его характер, описаны виртуозно, да и остальные герои не покачали, так и видишь ворчливую экономку Тэзу, Дезиру(сестру Муре), лежащую на сене в окружении своих воспитанников – зверушек на скотном дворе, служку мальчугана Венсана, помогающего в службе аббату , философа Жанберна, отрицающего бога, Альбину, которая не смогла жить без любви, монаха Арканжиа, злобного поборника добродетели и всех жителей этой, богом забытой деревеньки Арто, которые в бога особо и не веруют, а просто живут, как умеют. Из любопытства, набрала в Гугл деревеньку Арто во Франции и, не поверите, она нашлась, к моему большому удивлению, и проживает в ней 151 человек, может быть, потомки тех самых Брише? Роман написан давно, а кажется, что написан современником и, это, думаю, могло быть самой высокой похвалой. Читать далее
Анжелика
28 мая 17:39
Прекрасное оформление серии и не менее чудесная книга. История рассказывает о юной Дениз, родом из провинции, решившей попытать счастье в Париже. Девушка из бедной семьи и без перспектив на будущее, что представляется ей туманным. Но счастливый перст судьбы приводит ее в известный в городе магазин тканей и не только - «Дамское счастье». Посуда, дамские украшения, всевозможные кружева, туфельки с атласной вышивкой и роскошная атрибутика – во все это девушка влюбляется всем сердцем. Но на ее долю выпадают множество испытаний, интриг со стороны персонала, каждый из которого стремится занять место в магазине достойнее, нежели обычной обслуги. А также столкнуться с несправедливыми обвинениями, завистью и унижениями, прежде чем фортуна подарит Дениз возможность реализовать себя в любимом деле. Благодаря легкому нраву и доброму сердцу, трудолюбию и терпеливости, девушка преодолеет сомнения и решит бороться с несправедливым к себе отношением. И совершенно неожиданно встретит свою любовь. Но девушка без приданного – кто она? Ее избранником выступит хозяин великолепнейшего здания - господин Муре, владеющий магазином, созданном во славу женской красоты и утонченности. Будучи убежденным холостяком, но поглощенный процветанием своего детища, он внезапно для самого себя проникается симпатией к продавщице, и между ними зреет семя зарождающихся глубоких и серьезных чувств. Персонажи второго плана привносят свои условия в сюжет и неразбериху в жизнь влюбленной пары. Братья Дениз поглощают большую часть времени и средств сестры, которая вынуждена о них заботиться. Помимо них девушка также вынуждена позаботиться об их дяде Бодю - единственном родственнике в Париже, который имеет свой небольшой бизнес, но из-за конкуренции с «Дамским счастьем» находится на грани разорения. Дениз, чувствуя обязанность помочь, устраивается в магазин к дяде и ведет торговлю с теми своими нововведениями, которые диктуют новые модные тенденции и дарят интерес местных дам к скромному конкуренту роскошного дома мод напротив. Что же до господина Муре, то он состоит в связи с некоей госпожой Дефордж. Эти отношения себя исчерпывают после встречи с прекрасной Дениз и осознания, что без нее магазин потерял для него всякую ценность. Он просит Дениз вернуться и признается ей в своих чувствах. Но обиженная Дефордж не намерена выносить осуждения и принимать отказ, что толкает ее на вероломный путь козней, сплетенных вокруг Дениз и Муре. А посему у наших героев будут и расставания и разговоры по душам, и радостное воссоединение, признание в любви и предложение руки и сердца. Истинно женская классическая литература. Не понимаю, почему девушки во многом остаются равнодушными. Книга актуальна и на фоне современного быта, когда женщины строят карьеры, влюбляются в «босса», выходят замуж и становятся владелицами семейного бизнеса, при этом претерпевая трудности и даже поражения. В те времена, а именно под конец 18 века, ситуация у женщин была несколько иной, да и любовь приравнивали к расчету. В книге гармонично сплетаются характеры героев, их поступки, само действо, как только что связанный платок, по ниточке подводит читателя к логичному исходу невероятной и местами немного наивной истории любви и верности своему делу. Читать далее
Анна
31 августа 20:16
Огромный торговый центр со стеклянной отделкой и зеркалами, украшенный скульптурами, со множеством этажей, отделов, маленьких бутиков, где можно найти абсолютно все, начиная от торжественного платья на выход и заканчивая стиральным порошком, а также снабженный зоной отдыха и развлечений. Вы думаете, что подобный торговый город – это прерогатива и детище современности? Как же сильно, должно быть, многие удивятся, когда узнают о том, что его прообраз возник еще в конце 19 столетия. Тогда это произвело настоящий фурор и революцию в индустрии торговли, перевернув представление о ней в сознании и в мироощущении покупателей. Именно об истории колоссального успеха одного из первых торговых гигантов – универсального магазина женских товаров «Дамское счастье» -повествует одноименный роман Э. Золя. Хозяин магазина, преуспевающий делец Октав Мурэ действует как тонкий психолог, ловко и умело используя множество приемов для привлечения своих покупательниц. Это и первое применение громкой навязчивой рекламы, и определенное расположение товаров, и система скидок, возврата товара, снижения цен, проведение распродаж, и маленькие приятные презенты для покупательниц, и наличие зоны отдыха с библиотекой и комнатой для детей. Вырисовывается очень знакомая картина, не правда ли? Так закладывается фундамент новой религии и культа - религии массового потребления, на алтарь которой приносят в качестве жертвы привычный уклад жизни, семейные ценности и социальные установки. Модель старой торговли терпит крах и постепенно вымирает от сокрушительного удара этого торгового исполина, и вместе с ней вдребезги разбиваются судьбы мелких торговцев и их семей. Но значит ли это, что вместе с этим вымирают старые жизненные устои и нравственные ценности? Неужели меркантильные и честолюбивые помыслы способны погубить нравственную чистоту и природную порядочность? Ответ на этот вопрос кроется во втором сюжетном плане романа, а именно в образе Денизы Бодю, молодой девушки, приехавшей после смерти отца с двумя младшими братьями искать счастье в Париже в дом к своему дяде, владельцу небольшой торговой лавки. Волей случая Дениза поступает на службу в качестве продавщицы в магазин «Дамское счастье», блеск, роскошь, богатое убранство и грандиозность замысла которого с первого взгляда очаровывают и покоряют героиню. Там она встречает новых друзей и врагов, а главное, свою любовь… . Однако оказавшись по ту сторону витрины и увидев изнанку этого прекрасного мира, Дениза становится невольной свидетельницей и жертвой многочисленных интриг, пороков, предательства, ожесточенной борьбы за власть, деньги и положение, царящими в этом рае и торжестве материальных наслаждений, за внешнем богатством и красотой которых зачастую скрывается внутренняя пустота и бедность. Сможет ли эта хрупкая девушка, обладающая однако терпением, стойкостью, гордостью, острым умом и рассудительностью, силой воли, внутренним достоинством и силой характера, противостоять этой бездушной машине, для которой люди – это всего лишь маленькие винтики, обеспечивающие постоянную бесперебойную работу ее механизма? Сможет ли Дениза постепенно завоевать всеобщее уважение и любовь, найдет ли она свое дамское счастье? Ответы на эти вопросы составляют сюжетную канву романа. В стилистическом плане Э. Золя – мастер описания деталей, которым отводится значительное место в его произведении. Благодаря этому перед нашим взором как на картине оживают парижские улицы, атмосфера и интерьер богатых домов и обветшалых лавочек, и, конечно же, внутреннее устройство самого «Дамского счастья» передано в мельчайших подробностях. Мы становимся свидетелями тонких внутренних переживаний и размышлений главных героев. Однако очень правдоподобно и ярко выписаны также и образы второстепенных персонажей, в которых наверняка многие узнали себя или своих знакомых. Это и расточительная г-жа Марти, которая никак не может побороть свою страсть к покупкам, приобретая все подряд, не в силах остановиться а потом сокрушаясь от непомерных трат, и рассудительная и практичная г-жа Бурделе, которая умело пользуется преимуществами больших магазинов для экономии своих средств, и элегантная Анриетта Дефорж, ценящая неповторимость, тонкую работу, уникальность каждой вещи. Одна из ключевых тем произведения – это, безусловно, тема счастья, заявленная уже в самом заглавии, но приобретающая самый широкий контекст значения. Что же такое счастье? Каковы его составляющие: это занятие любимым делом, материальный достаток и независимость, власть, свобода, привилегированное положение в обществе, любовь или забота о близких? Особую важность приобретает вопрос о соотношении материального достатка и духовного благосостояния, удовлетворения и гармонии. Могут ли деньги непременно принести счастье их обладателю? Ответ на этот извечный вопрос воплощен в фигуре Мурэ. В этом храме, воздвигнутом в честь новой веры, не возможно не поддаться искушению под действием всех хитроумных уловок. Будучи хозяином целой торговой империи, он ощущает силу своей власти над тысячами женщин, которые не в силах устоять перед этим «дворцом соблазнов», сокровищницей роскоши и красоты, которая кажется такой доступной, и вырваться из плена своих желаний и страсти приобретения, что делает его все богаче, а магазин все больше и более процветающим. После каждой удачно проведенной схватки со своими противниками-конкурентами в ожесточенной борьбе за покупательниц Мурэ упивается своим торжеством. Постепенно лишь одно начинает омрачать сладкий вкус этих побед - лишь расположения одной единственной по-настоящему любимой им женщины он не в силах добиться никакими привычными ему средствами. И чем больше увеличивается его капитал и растет сам магазин, тем больше он осознает тщетность и бесполезность этих достижений. Их значимость меркнет для него перед единственным желанием, захватившим все его существо, - добиться взаимности и любви от женщины, которую он искренне полюбил. И на пути к своему счастью ему предстоит сделать непростой для себя выбор… . Как верно однажды заметила американская писательница и лауреат Нобелевской премии по литературе Перл Бак, «если бы счастье продавалось за деньги, все покупали бы его на размер больше». «Дамское счастье» - это как раз история о том, что свое счастье нельзя купить ни властью, ни деньгами, ни положением. Этот бесценный дар можно заслужить только ценой искренних чувств, благодаря большому и открытому сердцу, преисполненному внутренней красотой и светом, озаряющим мир и людей вокруг; тогда Вы найдете свое счастье, и оно придется Вам впору. Читать далее
6 июня 19:1
Читать роман Э.Золя «Доктор Паскаль» интересно, хотя он и написан в 19 веке. Три основных темы прослеживаются в нем – тема рода Ругон – Маккаров (одного из представителей его – доктора Паскаля Ругон), тема его научных разработок ( тема наследственности с изучением своего генеалогического древа) и тема выбора. Конечно, как всегда, любовная история описана в совершенстве, все переживания героев, вся их жизнь, как на ладони. Автор нашел такие слова, такие выражения, так описал любовь между молодой девушкой и уже немолодым ученым, что вызывает только восхищение, если бы не одно «но», которое «взрывает мозг»- такого не должно быть. Опять, уже в который раз, Э.Золя предлагает ситуацию в непривычном для читателя ракурсе, а от этого возникают совершенно другие эмоции. Если бы Клотильда не была племянницей, а просто обычной девушкой, было бы все по-другому, но написано так, как написано. Обстрагировавшись от родства, все встает на свои места, любви Паскаля и Клотильды можно только позавидовать. Другая тема - тема научных разработок доктора Паскаля. Сколько надо перелопатить научной литературы того времени, чтоб разработать достаточно стройную теорию, о которой написано в романе. На сегодня выводы Паскаля кажутся примитивными и устаревшими, но есть в них и рациональное зерно. Конечно наука и, в том числе, генетика ушла далеко вперед и мы уже не удивляемся тестам ДНК, можем определить пол ребенка во время беременности, все сбылось, как предсказывал Э.Золя. Скоро наука сможет « создать прекрасное и счастливое будущее, вмешавшись в жизнь и обеспечив здоровье всех», например провести замену дефектных генов, отвечающих за врожденное заболевание, что сможет привести к выздоровлению человека. Не об этом ли мечтал доктор Паскаль, вместе с ним и Э.Золя? И третья тема – это тема выбора – выбора линии жизни, с кем общаться, а с кем нет, любить и быть любимым или прожить жизнь одиноким эгоистом, трудиться или быть прожигателем жизни, быть искренним человеком или убийцей. Всегда есть выбор. Роман читать интересно, он никого не оставит равнодушным, так как неоднозначны герои и мысли, которые возникают после его прочтения. Читать далее
Все отзывы

Задайте вопрос автору

Голосование за переиздание книги

Добыча. Чрево Парижа: романы
Добыча. Чрево Парижа: романы
"Звон золота, шуршание миллионов, шумные оргии плоти" — в романе "Добыча" французского писателя, основоположника натурализма Эмиля Золя. В то время, как биржевой игрок Аристид Саккар занимается финансовыми махинациями, его молодая жена влюбляется в пасынка. Центральный парижский рынок – "Чрево Парижа" сталкивает разных персонажей – художника, беглого каторжника, колбасника, торговок. Буйство запахов, красок и звуков потрясает.
Хотите, чтобы книгу переиздали?
Да, хочу
Хотите, чтобы книгу переиздали?
    Голос принят
1 человек хочет, чтобы книгу переиздали
Лучшие отзывы
Похожие авторы
Лучшие отзывы
5 июня 17:16
145 лет прошло с тех пор, когда был написан роман Э.Золя «Проступок аббата Муре», а мысли, которые высказал автор, актуальны до сих пор – вера в бога, любовь и предательство, долг, ответственность за тех, кого мы приручили. Содержание книги тоже обычное для нашего времени (если очень кратко – полюбил девушку и бросил). Подобные любовные перипетии часто присутствуют не только в современной прозе, но и в жизни. Священник служит в сельской церкви, искренне с детства веруя в бога, заболевает «мозговой горячкой», дядя доктор для реабилитации определяет его к жителям старого замка, за ним ухаживает девушка, в которую влюбляется главный герой, но, выздоровев, он понимает, что согрешил и что его сан не позволяет ему продолжать отношения, все заканчивается трагически. В то время во Франции, в отличие от русской церкви, сан священника не позволял ему жениться, это было категорически запрещено, за это было серьезное наказание. Надо иметь большую смелость, а автору это удалось, выбрать такую тему в то время и сделать главного героя аббатом, ведь выбора у Муре никакого не оставалось, как продолжать служить церкви, горячо молясь о прощении и отрекшись от своей любимой. Сейчас другие времена и, может быть, он бы поступил по-другому и был не проступок, а поступок. Да, что говорить, вернемся к роману. Поразило описание церковной атрибутики, очень подробное, последовательное, правильное, такое, вероятно, как должно быть. Не сталкиваясь с этим ранее, задумываешься о вечном. Описание сада Параду выше всяких похвал, такое ощущение, что Эмиль Золя был еще и прекрасным цветоводом, такими познаниями в мире растений и в наше то время не каждый может похвастаться. Понимая, что описание парка необходимо для раскрытия темы любви и грехопадения (как Эдем, Адам и Ева), все таки вторая книга кажется несколько затянутой. А вот мысли, переживания главного героя, его отношение к богу, деве Марии, сформировавшие его характер, описаны виртуозно, да и остальные герои не покачали, так и видишь ворчливую экономку Тэзу, Дезиру(сестру Муре), лежащую на сене в окружении своих воспитанников – зверушек на скотном дворе, служку мальчугана Венсана, помогающего в службе аббату , философа Жанберна, отрицающего бога, Альбину, которая не смогла жить без любви, монаха Арканжиа, злобного поборника добродетели и всех жителей этой, богом забытой деревеньки Арто, которые в бога особо и не веруют, а просто живут, как умеют. Из любопытства, набрала в Гугл деревеньку Арто во Франции и, не поверите, она нашлась, к моему большому удивлению, и проживает в ней 151 человек, может быть, потомки тех самых Брише? Роман написан давно, а кажется, что написан современником и, это, думаю, могло быть самой высокой похвалой.
Анжелика
28 мая 17:39
Прекрасное оформление серии и не менее чудесная книга. История рассказывает о юной Дениз, родом из провинции, решившей попытать счастье в Париже. Девушка из бедной семьи и без перспектив на будущее, что представляется ей туманным. Но счастливый перст судьбы приводит ее в известный в городе магазин тканей и не только - «Дамское счастье». Посуда, дамские украшения, всевозможные кружева, туфельки с атласной вышивкой и роскошная атрибутика – во все это девушка влюбляется всем сердцем. Но на ее долю выпадают множество испытаний, интриг со стороны персонала, каждый из которого стремится занять место в магазине достойнее, нежели обычной обслуги. А также столкнуться с несправедливыми обвинениями, завистью и унижениями, прежде чем фортуна подарит Дениз возможность реализовать себя в любимом деле. Благодаря легкому нраву и доброму сердцу, трудолюбию и терпеливости, девушка преодолеет сомнения и решит бороться с несправедливым к себе отношением. И совершенно неожиданно встретит свою любовь. Но девушка без приданного – кто она? Ее избранником выступит хозяин великолепнейшего здания - господин Муре, владеющий магазином, созданном во славу женской красоты и утонченности. Будучи убежденным холостяком, но поглощенный процветанием своего детища, он внезапно для самого себя проникается симпатией к продавщице, и между ними зреет семя зарождающихся глубоких и серьезных чувств. Персонажи второго плана привносят свои условия в сюжет и неразбериху в жизнь влюбленной пары. Братья Дениз поглощают большую часть времени и средств сестры, которая вынуждена о них заботиться. Помимо них девушка также вынуждена позаботиться об их дяде Бодю - единственном родственнике в Париже, который имеет свой небольшой бизнес, но из-за конкуренции с «Дамским счастьем» находится на грани разорения. Дениз, чувствуя обязанность помочь, устраивается в магазин к дяде и ведет торговлю с теми своими нововведениями, которые диктуют новые модные тенденции и дарят интерес местных дам к скромному конкуренту роскошного дома мод напротив. Что же до господина Муре, то он состоит в связи с некоей госпожой Дефордж. Эти отношения себя исчерпывают после встречи с прекрасной Дениз и осознания, что без нее магазин потерял для него всякую ценность. Он просит Дениз вернуться и признается ей в своих чувствах. Но обиженная Дефордж не намерена выносить осуждения и принимать отказ, что толкает ее на вероломный путь козней, сплетенных вокруг Дениз и Муре. А посему у наших героев будут и расставания и разговоры по душам, и радостное воссоединение, признание в любви и предложение руки и сердца. Истинно женская классическая литература. Не понимаю, почему девушки во многом остаются равнодушными. Книга актуальна и на фоне современного быта, когда женщины строят карьеры, влюбляются в «босса», выходят замуж и становятся владелицами семейного бизнеса, при этом претерпевая трудности и даже поражения. В те времена, а именно под конец 18 века, ситуация у женщин была несколько иной, да и любовь приравнивали к расчету. В книге гармонично сплетаются характеры героев, их поступки, само действо, как только что связанный платок, по ниточке подводит читателя к логичному исходу невероятной и местами немного наивной истории любви и верности своему делу.
Анна
31 августа 20:16
Огромный торговый центр со стеклянной отделкой и зеркалами, украшенный скульптурами, со множеством этажей, отделов, маленьких бутиков, где можно найти абсолютно все, начиная от торжественного платья на выход и заканчивая стиральным порошком, а также снабженный зоной отдыха и развлечений. Вы думаете, что подобный торговый город – это прерогатива и детище современности? Как же сильно, должно быть, многие удивятся, когда узнают о том, что его прообраз возник еще в конце 19 столетия. Тогда это произвело настоящий фурор и революцию в индустрии торговли, перевернув представление о ней в сознании и в мироощущении покупателей. Именно об истории колоссального успеха одного из первых торговых гигантов – универсального магазина женских товаров «Дамское счастье» -повествует одноименный роман Э. Золя. Хозяин магазина, преуспевающий делец Октав Мурэ действует как тонкий психолог, ловко и умело используя множество приемов для привлечения своих покупательниц. Это и первое применение громкой навязчивой рекламы, и определенное расположение товаров, и система скидок, возврата товара, снижения цен, проведение распродаж, и маленькие приятные презенты для покупательниц, и наличие зоны отдыха с библиотекой и комнатой для детей. Вырисовывается очень знакомая картина, не правда ли? Так закладывается фундамент новой религии и культа - религии массового потребления, на алтарь которой приносят в качестве жертвы привычный уклад жизни, семейные ценности и социальные установки. Модель старой торговли терпит крах и постепенно вымирает от сокрушительного удара этого торгового исполина, и вместе с ней вдребезги разбиваются судьбы мелких торговцев и их семей. Но значит ли это, что вместе с этим вымирают старые жизненные устои и нравственные ценности? Неужели меркантильные и честолюбивые помыслы способны погубить нравственную чистоту и природную порядочность? Ответ на этот вопрос кроется во втором сюжетном плане романа, а именно в образе Денизы Бодю, молодой девушки, приехавшей после смерти отца с двумя младшими братьями искать счастье в Париже в дом к своему дяде, владельцу небольшой торговой лавки. Волей случая Дениза поступает на службу в качестве продавщицы в магазин «Дамское счастье», блеск, роскошь, богатое убранство и грандиозность замысла которого с первого взгляда очаровывают и покоряют героиню. Там она встречает новых друзей и врагов, а главное, свою любовь… . Однако оказавшись по ту сторону витрины и увидев изнанку этого прекрасного мира, Дениза становится невольной свидетельницей и жертвой многочисленных интриг, пороков, предательства, ожесточенной борьбы за власть, деньги и положение, царящими в этом рае и торжестве материальных наслаждений, за внешнем богатством и красотой которых зачастую скрывается внутренняя пустота и бедность. Сможет ли эта хрупкая девушка, обладающая однако терпением, стойкостью, гордостью, острым умом и рассудительностью, силой воли, внутренним достоинством и силой характера, противостоять этой бездушной машине, для которой люди – это всего лишь маленькие винтики, обеспечивающие постоянную бесперебойную работу ее механизма? Сможет ли Дениза постепенно завоевать всеобщее уважение и любовь, найдет ли она свое дамское счастье? Ответы на эти вопросы составляют сюжетную канву романа. В стилистическом плане Э. Золя – мастер описания деталей, которым отводится значительное место в его произведении. Благодаря этому перед нашим взором как на картине оживают парижские улицы, атмосфера и интерьер богатых домов и обветшалых лавочек, и, конечно же, внутреннее устройство самого «Дамского счастья» передано в мельчайших подробностях. Мы становимся свидетелями тонких внутренних переживаний и размышлений главных героев. Однако очень правдоподобно и ярко выписаны также и образы второстепенных персонажей, в которых наверняка многие узнали себя или своих знакомых. Это и расточительная г-жа Марти, которая никак не может побороть свою страсть к покупкам, приобретая все подряд, не в силах остановиться а потом сокрушаясь от непомерных трат, и рассудительная и практичная г-жа Бурделе, которая умело пользуется преимуществами больших магазинов для экономии своих средств, и элегантная Анриетта Дефорж, ценящая неповторимость, тонкую работу, уникальность каждой вещи. Одна из ключевых тем произведения – это, безусловно, тема счастья, заявленная уже в самом заглавии, но приобретающая самый широкий контекст значения. Что же такое счастье? Каковы его составляющие: это занятие любимым делом, материальный достаток и независимость, власть, свобода, привилегированное положение в обществе, любовь или забота о близких? Особую важность приобретает вопрос о соотношении материального достатка и духовного благосостояния, удовлетворения и гармонии. Могут ли деньги непременно принести счастье их обладателю? Ответ на этот извечный вопрос воплощен в фигуре Мурэ. В этом храме, воздвигнутом в честь новой веры, не возможно не поддаться искушению под действием всех хитроумных уловок. Будучи хозяином целой торговой империи, он ощущает силу своей власти над тысячами женщин, которые не в силах устоять перед этим «дворцом соблазнов», сокровищницей роскоши и красоты, которая кажется такой доступной, и вырваться из плена своих желаний и страсти приобретения, что делает его все богаче, а магазин все больше и более процветающим. После каждой удачно проведенной схватки со своими противниками-конкурентами в ожесточенной борьбе за покупательниц Мурэ упивается своим торжеством. Постепенно лишь одно начинает омрачать сладкий вкус этих побед - лишь расположения одной единственной по-настоящему любимой им женщины он не в силах добиться никакими привычными ему средствами. И чем больше увеличивается его капитал и растет сам магазин, тем больше он осознает тщетность и бесполезность этих достижений. Их значимость меркнет для него перед единственным желанием, захватившим все его существо, - добиться взаимности и любви от женщины, которую он искренне полюбил. И на пути к своему счастью ему предстоит сделать непростой для себя выбор… . Как верно однажды заметила американская писательница и лауреат Нобелевской премии по литературе Перл Бак, «если бы счастье продавалось за деньги, все покупали бы его на размер больше». «Дамское счастье» - это как раз история о том, что свое счастье нельзя купить ни властью, ни деньгами, ни положением. Этот бесценный дар можно заслужить только ценой искренних чувств, благодаря большому и открытому сердцу, преисполненному внутренней красотой и светом, озаряющим мир и людей вокруг; тогда Вы найдете свое счастье, и оно придется Вам впору.
6 июня 19:1
Читать роман Э.Золя «Доктор Паскаль» интересно, хотя он и написан в 19 веке. Три основных темы прослеживаются в нем – тема рода Ругон – Маккаров (одного из представителей его – доктора Паскаля Ругон), тема его научных разработок ( тема наследственности с изучением своего генеалогического древа) и тема выбора. Конечно, как всегда, любовная история описана в совершенстве, все переживания героев, вся их жизнь, как на ладони. Автор нашел такие слова, такие выражения, так описал любовь между молодой девушкой и уже немолодым ученым, что вызывает только восхищение, если бы не одно «но», которое «взрывает мозг»- такого не должно быть. Опять, уже в который раз, Э.Золя предлагает ситуацию в непривычном для читателя ракурсе, а от этого возникают совершенно другие эмоции. Если бы Клотильда не была племянницей, а просто обычной девушкой, было бы все по-другому, но написано так, как написано. Обстрагировавшись от родства, все встает на свои места, любви Паскаля и Клотильды можно только позавидовать. Другая тема - тема научных разработок доктора Паскаля. Сколько надо перелопатить научной литературы того времени, чтоб разработать достаточно стройную теорию, о которой написано в романе. На сегодня выводы Паскаля кажутся примитивными и устаревшими, но есть в них и рациональное зерно. Конечно наука и, в том числе, генетика ушла далеко вперед и мы уже не удивляемся тестам ДНК, можем определить пол ребенка во время беременности, все сбылось, как предсказывал Э.Золя. Скоро наука сможет « создать прекрасное и счастливое будущее, вмешавшись в жизнь и обеспечив здоровье всех», например провести замену дефектных генов, отвечающих за врожденное заболевание, что сможет привести к выздоровлению человека. Не об этом ли мечтал доктор Паскаль, вместе с ним и Э.Золя? И третья тема – это тема выбора – выбора линии жизни, с кем общаться, а с кем нет, любить и быть любимым или прожить жизнь одиноким эгоистом, трудиться или быть прожигателем жизни, быть искренним человеком или убийцей. Всегда есть выбор. Роман читать интересно, он никого не оставит равнодушным, так как неоднозначны герои и мысли, которые возникают после его прочтения.
Все отзывы