Марафонский забег Харуки Мураками
В книге 9 глав, предисловие и послесловие, написанные по словам автора «в основном между летом
Меняется погода, направление ветра, дислокация — от острова Кауай на Гавайах, до г. Мураками префектуры Ниигата в Японии, неизменно одно — немолодой уже Мураками надевает на ноги беговые кроссовки, втыкает в уши наушники от хотя и устаревшего, но горячо любимого md-плеера и бежит, бежит, бежит.
Из книги читатель узнает, что к бегу писатель пришёл не сразу, а лишь после того, как, учитывая успех своих дебютных повестей, решил закрыть бар, которым управлял, и профессионально заняться литературой.
«Моё решение заниматься только литературным трудом породило проблему другого свойства, а именно: как поддерживать хорошую физическую форму? Я склонен к полноте и без движения сразу набираю лишний вес».
Марафонцы — люди, которые могут пробежать дистанцию не много не мало в 42 километра 195 метров. Это, понятно, совсем непросто, организм следует ежедневно готовить, тренироваться. Мураками занимается этим с упорством самурая, да ещё и получает от этого настоящее наслаждение.
«Ежедневный бег, — пишет он, — это не роскошь, а образ жизни. И я не могу от него отказаться только потому, что занят по горло другими делами. Если бы другие дела являлись для меня достаточным основанием, я бы уже давным-давно не бегал. Причин, побуждающих меня бегать, — раз-два и обчёлся, а вот причин покончить с этим занятием — вагон и маленькая тележка. Единственное, что мне остаётся в такой ситуации, — это продолжать холить и лелеять те, которых «раз-два и обчёлся».
Книга адресована широкому кругу читателей, в ней много размышлений не только о беге, но и о таланте и писательстве, о достижении поставленных в жизни целей. Рассказывается и история написания некоторых произведений автора.
Мураками призывает к трудолюбию, сосредоточенному возделыванию выбранного участка.
«Даже самый лучший в мире автомобиль не сдвинется с места без горючего», — приводит он яркую метафору. Это к тому, что даже самый яркий талант не удастся реализовать без последовательного ежедневного труда.
«Писать книги я во многом научился благодаря ежедневным пробежкам... Как долго я выдержу? Насколько жёстко смогу себя подгонять?.. Я знаю, что если бы тогда, когда я стал писателем, я не стал ещё и бегуном, мои книги были бы совсем другими. В чём именно? Не могу сказать. Но разница была бы заметная, поверьте», — пишет он о взаимосвязи бега и писательства.
Или вот ещё: «Писать роман — всё равно что карабкаться на скалистую гору, преодолевая утёс за утёсом, и оказаться на вершине можно только после долгой и напряжённой работы. Ты либо преодолеваешь себя, либо нет. Одно из двух. Трудясь над романом, я всегда помню об этой метафоре».
Судя по упомянутому в начале рецензии роману, Мураками снова удалось себя преодолеть. И бег сыграл в этом далеко не последнюю роль.