В прокат вышла драма «История одного назначения» о первом и единственном выступлении Льва Толстого в суде в роли адвоката. Картина приурочена к юбилею писателя, со дня рождения которого прошло уже 190 лет, однако фильм о XIX веке почти единогласно признан критиками рецепцией дня сегодняшнего.
Строго говоря, главный герой «Истории...» отнюдь не Толстой, а юный поручик Григорий Аполлонович Колокольцев (Алексей Смирнов) — генеральский сын, «золотой мальчик» и идеалист, придерживающийся либеральных взглядов, который со временем понимает, что жизнь — далеко не сказка. Типичный герой позднего Толстого. В Тульскую губернию Гриша прибывает после личного прошения о переводе, надеясь доказать отцу, что он уже не ребенок, а попутно приучить солдат к «осмысленному труду» и дать им хотя бы начальное образование. На дворе 60-е годы XIX века, в самом разгаре эпоха реформ, еще можно сделать много хорошего, но ни терпения, ни сил, ни житейской мудрости у поручика нет. На его фоне фигура молодого Льва Николаевича (Евгений Харитонов) выходит на первый план.
Сюжет фильма основан на реальных событиях и заимствован из книги Павла Басинского «Святой против Льва», где рассказано о попытке Толстого спасти военного писаря Василия Шабунина, приговоренного к смертной казни. Позже Лев Николаевич утверждал, что этот случай повлиял на него сильнее, «чем все кажущиеся более важными события жизни». Так ли было в самом деле, мы никогда не узнаем, но режиссер картины, Авдотья (Дуня) Смирнова, подталкивает зрителей именно к такому выводу.
Ее тридцативосьмилетний Толстой только пишет «Войну и мир», пока не думает всерьез об «Анне Карениной» и тем более о «Воскресении». Он выращивает японских свинок, покупает заграничные удобрения и надеется поднять на том свое яснополянское хозяйство. Однако писатель уже высказывает революционные по тем временам идеи равенства и уважения к представителям низших сословий, да и публика знает о герое гораздо больше, чем видит на экране. Дуня Смирнова умело манипулирует этим знанием, то и дело подсовывая «ключи» к уже написанным и «будущим» произведениям автора.
Фильм не похож на юбилейный панегирик гению, автор иронизирует над своими героями и их окружением, заступается за Софью Андреевну и усиливает напряжение в конце, не жалея не только Колокольцева, но и Толстого. Досталось и «народу», который не только с легкостью может заморить голодом животных, но и забить до полусмерти беззащитного. В итоге легкая и веселая картина оборачивается драмой. И в странном суде, достойном Кафки, вы наверняка увидите процессы Кирилла Серебренникова и Олега Сенцова, а в словах о России, окруженной внешними и раздираемой внутренними врагами, узнаете нынешний телевизионный дискурс. Легко, ой легко верят люди в «полячишек» и «жидов», стремящихся погубить страну.
Весь ужас происходящего в его будничности, в том, как непринужденно лучшие намерения могут навредить, как мало, на самом деле, младшее поколение учится на ошибках старших и как быстро каменеют прогрессивные взгляды.
В своих интервью Дуня Смирнова много раз подчеркивала, что совпадение фильма и политического контекста случайно. Но она намеренно старалась осовременить «Историю одного назначения». Так, музыку к фильму написал Василий Вакуленко, более известный как Баста, а роль Софьи Толстой досталась одной из самых популярных сегодня актрис — талантливой Ирине Горбачевой. Правда идея снимать Горбачеву в образе жены великого писателя пришла к Смирновой даже раньше, чем начались съемки «Аритмии», принесшей актрисе всенародную славу. Режиссер вообще часто подстраивает своих персонажей под конкретных актеров.
Дуня Смирнова создала уютный фильм для всех, кто ценит русскую литературу, и вместе с тем — страшную историю для тех, кто хоть изредка читает новости.