Встречи с авторами Подбор подарка

Дина Рубина: «Я сочиняю человеческие судьбы, а не исторические романы»

Интервью со знаменитой писательницей
19 сентября, 2018

Недавно вышла книга Дины Рубиной «Рябиновый клин», первая часть нового трехтомного романа «Наполеонов обоз». В произведении о великой любви, пронесенной через десятилетия разлуки, переплелись эпохи и страны, но внимание автора все равно сосредоточено на одной прекрасной и грустной истории.

Мы поговорили с Диной Ильиничной о географии ее произведения, особенностях исторического повествования и «долге» писателя.

 

У меня самый тривиальный вопрос: роман сразу задумывался как трехтомник? Или история разрасталась во время работы над ней?

Поначалу мне казалось, что я уложусь в два тома, потому что я представляла себе эту историю, знала героев, намечала их пути и перипетии, которые выпадут на их долю. Но уже к концу первого тома этот мир разросся так, что мне стало очевидно – это история на три тома.

Есть литературная байка о том, что Толстой на вопрос, почему Анна Каренина бросилась под поезд, отвечал, что она сама взяла и легла. Ваши герои могут зажить собственной жизнью и «подсказывать» вам сюжетные ходы?

Наполеонов обоз. Книга 1: Рябиновый клин Наполеонов обоз. Книга 1: Рябиновый клин Дина Рубина Твердый переплет 654 1307 -50% В корзину Контент 18+

Я не помню этого высказывания Толстого, скорее всего это анекдот, а вот Пушкин, тот действительно писал: «Что натворила моя Татьяна! Она выскочила замуж» — или что-то вроде этого. Толстой был прозаик, то есть очень серьезно продумывал малейшие ходы в сюжете. Для того, чтобы Анна бросилась под поезд в конце романа, в начале его она видит сон, где мужичок стучит по железу, так что, с Толстым не проходит это «самоуправство героев».

Что касается писательского замысла, его объёма и «рукавов», в которые уходит действие, то это другое дело. Рукава, ответвления могут быть, но оттуда мы возвращаемся и опять выходим на центральную дорогу основного сюжета. Возможно эти «рукава» дают некий объем воздуха. Ну хорошо, я хочу рассказать о героине, но как не поговорить о ее детстве? И вот, в романе появляется детство в белорусской деревне. Я хочу рассказать о своем герое, который вырос на станции «Вязники». Ну и как тут не вспомнить о каких-то сопутствующих персонажах, о каком-нибудь краснодеревце Илье Ефимовиче, например. Это воздух романа. И он разросся в процессе работы...

Основное действие «Наполеонова обоза» происходит в русской глубинке. Вам приходилось специально приезжать в те места, о которых вы пишете?

Знаете, у меня бывает так, что я специально езжу, но не для того, чтобы почувствовать фактуру. Сейчас, хорошо это или плохо, «прощупать и разведать материал» очень просто, ведь на всё есть интернет, и, кроме запахов, мы можем ощутить практически все. А для описания запахов есть какие-нибудь люди, которые прожили в деревне пятьдесят лет и могут рассказать, чем пахнет в апреле, когда зацветает сирень. Но дело не в том. Если я поехала в Прагу или в Париж искать место обитания моих героев, то только для того, чтобы посмотреть на зимнюю Прагу их глазами и найти ту подворотню, куда герой будет заходить, возвращаясь к себе домой вечером. Что касается русской глубинки, то я все-таки много лет прожила в России и всякую её глубинку видала. Кроме того, я работала в Москве с 2000 по 2003 год и разъезжала по всей стране. Об этом написано в романе «Синдикат», там и Брянск, и Серпухов, и Курск, и Нижний Новгород... да всё, что угодно. Россия мне известна не понаслышке.

Я знаю, что в романе фигурирует деревня под Боровском и деревни Нижегородской области, на этом география романа заканчивается?

Я не могу описывать все губернии России, в дальнейшем действие будет разворачиваться и в других странах... не будем пересказывать сюжет.


Помимо обширной географии, в романе довольно серьезный исторический контекст. Можно ли назвать «Наполеонов обоз» произведением об истории страны?

Ни в коем случае! Вся история с наполеоновым обозом — это декорации для той единственной любви, для той жизни моих героев, которую я описываю. Я всегда сочиняю человеческие судьбы, терпеть не могу исторические романы и не умею их писать. В «Наполеоновом обозе» есть отсылки к некоторым историческим реалиям, которые я не описываю подробно, я просто упоминаю о них на уровне прямой речи героев, на уровне семейных легенд, каких-то давних слухов: «Говорят, этот человек и был твоим предком, появился в селе под Боровском, в карты, говорят, хорошо играл». Это не описание жизни данного «предка» и не отрезок истории страны. Я была бы удивлена и потрясена, если бы какому-нибудь писателю удалось воссоздать в романе историю страны. Разве что Карамзину, но то уже не художественное произведение.

Роман — это совсем иное сооружение, но даже огромный роман «Война и мир» — еще не история страны. Это история многих героев, которая разворачивается в определенный временной промежуток, не так уж далеко отстоящий от эпохи Льва Николаевича Толстого. Время действия моего романа занимает отрезок с 60-х годов прошлого века по наши дни, но и это не история страны. Меня никогда не интересовали эти напыщенные категории: «история страны», «история эпохи», «наша цивилизация»... Ерунда! Человек, его любовь, его смерть, его страсть — вот, что главное в литературе, и плевать на эпоху.

Критики часто сетуют на то, что современные писатели постоянно работают с историческим материалом, забывая о настоящем времени, видите ли вы в этом какую-то проблему?

Какая в этом может быть проблема? Проблему я вижу только одну — в критиках. Та же самая проблема, которую видел и Бродский, и Максим Горький, назвавший их евнухами, которые учат здорового мужчину, как делать детей, — вот что такое критики. Они не умеют читать, они просматривают книжки, потом что-то такое рассказывают о том, как надо писать. В наше время живет достаточно талантливых писателей, каждый из которых создает свой собственный мир, и ничего не должен ни критикам, ни философии, ни политической проблематике, ни истории страны, потому что мир героев писателя — это его собственный мир, его памяти, его вдохновения, его воображения. Чем аутентичнее и чем более насыщен этот мир, тем драгоценнее этот текст.

То есть «учить» и нести публике какие-то новые идеи писатель тоже не обязан?

Если он талантливый человек, то его книги хочется читать, в них хочется остаться и побыть, с его героями не хочется расставаться. Он может написать о своем детстве, про свой огромный двор, в котором было много квартир, поочередно описывая и дядю Петю, и тетю Машу, и это будет захватывающая история! И вот в этих нескольких жизнях и будет «история страны».

Мы выпускаем антологию «Живые поэты», авторы которой позиционируют себя как люди, свободные от многих условностей. В аннотации к книге читаем: «Настоящему поэту можно все: игнорировать правила языка, поднимать больные и неудобные темы, писать о них, используя любую лексику». А для прозаиков, как вы считаете, есть ли рамки?

Рамки должны существовать только художественные, только те, которые держат искусство на надлежащей высоте. Если мне в изображении героя требуется ряд грубых слов, характеризующих лексику этого человека, я, даже не задумываясь, их употреблю. Но для того, чтобы просто эпатировать читателя, я никогда этого не сделаю. Я вообще мало думаю о читателе. О читателе я вспоминаю тогда, когда он на презентации подносит подписывать книгу и я спрашиваю, как его или ее зовут. И вот тогда я ставлю подпись, благодарная, конечно, что человек читает мой роман Но и только. Писатель не должен зависеть от читателя, он зависит от законов литературной органики и, конечно же, языка.

И последний вопрос: расскажите, когда выйдут следующие тома «Наполеонова обоза»?

Вообще-то я человек суеверный. Для того, чтобы эти книги вышли, все должно быть хорошо, и я должна писать. Это сложный вопрос, но по договору вторую книгу я должна сдать весной, а третью осенью 2019 года. И я надеюсь успеть — при условии напряженной работы.

Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 80475 книг
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 80475 книг

Комментарии

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь и заполните информацию в разделе «Личные данные»
Написать комментарий
Написать комментарий
Спасибо!
Ваш комментарий отправлен на проверку и будет опубликован в течение 5 дней при условии успешной модерации

Читайте также

Прочти первым: «Наполеонов обоз. Книга 1: Рябиновый клин» Дины Рубиной

Прочти первым: «Наполеонов обоз. Книга 1: Рябиновый клин» Дины Рубиной

Отрывок из нового романа популярного автора

15 цитат из книг Дины Рубиной

15 цитат из книг Дины Рубиной

Под интеллигентностью я понимаю, главным образом, редчайшее врожденное умение — не обременять собою окружающих

Дина Рубина: «Существую, пока мыслю и пишу по-русски»

Дина Рубина: «Существую, пока мыслю и пишу по-русски»

Интервью с писательницей

ММКВЯ-2018. Как это было

ММКВЯ-2018. Как это было

Фоторепортаж со знаменитой выставки-ярмарки

Самые ожидаемые книги 2025 года от «Эксмо»

Самые ожидаемые книги 2025 года от «Эксмо»

Яркие новинки от детективов и романтики до китайских новелл

Святые преступники, одинокие ангелы и молодые старухи: гид по романам Кати Качур

Святые преступники, одинокие ангелы и молодые старухи: гид по романам Кати Качур

Рассказываем о книгах писательницы

Топ-20 новинок и переизданий интеллектуальной прозы 2024 года

Топ-20 новинок и переизданий интеллектуальной прозы 2024 года

Книги, которые заставят вас иначе взглянуть на литературу

Что почитать, если вам нравятся «Чисто английские убийства»

Что почитать, если вам нравятся «Чисто английские убийства»

Больше уюта и тайн для ваших будней