Встречи с авторами Подбор подарка

«Я советую идти в творческие вузы, чтобы в них разочароваться»

Валерий Печейкин — о «Злом мальчике», современной драме и классических текстах

25 октября, 2021

Фото: Артем Фирсанов

Драматург и куратор «Гоголь-центра», автор книги «Злой мальчик» Валерий Печейкин убежден, что опубликованное в соцсетях со временем может превратиться в литературу, писатель должен страдать, а чтобы улучшить текст, его надо неоднократно переписать.

Валерий рассказал нам о спектаклях в «Гоголь-центре», о самой необычной постановке за время его работы и о том, как ему помогают отзывы зрителей и читателей.

Печейкин Валерий Валерьевич Валерий Печейкин Смотреть книги

Ты экономист по образованию. Как получилось, что ты стал драматургом?

Да, я экономист в сфере промышленности. Оптику экономики я применяю к драматургии или к тому, что хочу сказать новым языком. У меня нет специального образования, наверное, поэтому я до сих пор с удовольствием занимаюсь драматургией.

Когда ты разговариваешь с другими людьми о современном театре, они знают, что в нем происходит? Или считают, что в «Гоголь-центре» только классические постановки?

8 лет назад, когда мы только начинали формировать репертуар, Кирилл Серебренников поставил мне интересную задачу: сделать спектакль, на который можно было бы привести свою тетю. Накануне мы поставили «Идиотов», где есть все, что можно представить, когда мы говорим о современной драме. Но привести на такой спектакль тетю было бы сложновато, поэтому мы сделали спектакль «Девять» по мотивам фильма «Девять дней одного года». Я привел свою тетю на эту постановку, ей понравилось. Тогда я понял, что новая драма — это не только то, что представляют себе зрители. Актуально и агрессивно. Это может быть актуальной лирикой. Нужно уметь делать текст одновременно и новым, и таким, чтобы спектакль досмотрели. Я уверен, что автор не может существовать без своей аудитории, поэтому очень благодарен тем, кто ходит в «Гоголь-центр» и читает мою книгу.

Фото: Артем Фирсанов

Сравнивают ли тебя с кем-то из известных драматургов?

Меня сравнивают с традицией, которая пошла от Гоголя. Я неслучайно работаю в «Гоголь-центре», этот писатель правда мне близок. Гоголь очень хорошо показал мне, что такое высококалорийный абсурд и что абсурд и бред — это разные вещи. Написать абсурдистский текст невероятно трудно, это высший уровень ремесла.

Был ли у тебя спектакль, отличающийся от остальных твоих постановок?

Это был спектакль по моей пьесе «Соколы». В тот день было очень душно, пришлось открыть окна. Вскоре моя коллега-драматург пошла к выходу — и вдруг упала в обморок. Я и еще один зритель вынесли ее на улицу. В этот момент другой мой коллега там же курил. К нему подошли двое мужчин, показали удостоверения и начали спрашивать, что он курит, кто такой и так далее. Разговор перешел в перепалку, мне под ноги что-то прилетело. Ко мне подбежал один из тех мужчин и начал задавать вопрос: кто я такой, что за девушка, что происходит. Второй мужчина подошел к открытому окну театра и увидел сцену конфликта между персонажами Татьяны Ивановой и Дмитрия Уросова. Мужчина не понял, что это спектакль, и бросился в театр. Я побежал следом и схватил его за плечи. Мужчина повернулся, а я начал кричать в попытках объяснить, что перед ним — театр. Мужчина выдохнул: «Ну, [блин], и... театр». И ушел.

Ты считаешь, что твоя публика тебя направляет?

И направляет, и поправляет, и подсказывает забытое. Публика — это источник опыта и информации: я внимательно читаю отзывы и комментарии. Мне нужно понимать, насколько хорошо или плохо я делаю свою работу. Вместе мы сходимся в мысли, что в целом неплохо. Но можно лучше.

Как реагируют люди, которые видят себя в твоих пьесах?

В моей пьесе «Боженька» зрители и критики разглядели такие политические подтексты, о каких я не мог и подумать. Один человек даже пытался узнать, о ком я на самом деле писал и с кого я списал противного Мышонка. Я ответил, что писал о своем ближнем круге и что этот противный Мышонок — я сам. В конце концов, каждая семья повторяет модель государства и мира. В центре мира автора, конечно, стоит он сам. В себе самом проще отыскать все то, что хуже видно в других людях. Жестокость, наивность и надежду.

Как выстраивается твоя работа с книгой?

Писать легко, если вы пишете часто. Кроме того, чтобы улучшать свои тексты, нужно их редактировать, переписывать. Например, у пьесы «Девять» было девять редакций. А лучше всего не просто переписать, но и прочесть свой текст вслух. Звук очень хорошо проверяет качество текста. Заметьте, что все великие писатели хорошо звучат. Я могу об этом только мечтать. Когда я перечитываю — буквально вслух — свои тексты, мне кажется, что они звучат как консервные банки, привязанные к свадебному кортежу. Но иногда получается написать что-нибудь соловьиное. Хотелось бы чаще!

Как родилась идея выпустить книгу «Злой мальчик»?

Мой редактор Юлия Селиванова предложила собрать все мои короткие тексты из соцсетей в одном файле и сделать из них книгу под названием «Злой мальчик». Название — в честь одноименного рассказа Антона Павловича Чехова. Благодаря своему «Злому мальчику» я даже начал ответственнее относиться к тому, что делаю в соцсетях. Теперь я убежден, что если мы относимся осмысленно к тому, что публикуем в соцсетях, — это вполне может стать литературой. В конце концов, в книге можно перечитать свои тексты, если Facebook в очередной раз отключат.

Злой мальчик -50% Злой мальчик Валерий Печейкин Твердый переплет 398 ₽ 795 ₽ -50% Добавить в корзину Контент 18+ В корзину

В своей книге ты сказал, что смешить людей проще, а довести до слез — дольше. Ты больше любишь заставлять смеяться или доводить до слез?

Чтобы довести до слез, нужно рассмешить. И наоборот. В хорошей литературе всегда так. Слезы — лучший итог смеха, и если у тебя получилось заставить зрителя смеяться до слез, он посоветует другому зрителю прийти на твой спектакль.

Можно ли научиться писать в специальных вузах?

Я полтора года учился на Высших сценарных курсах в Литинституте, но ушел из-за идеологических разногласий с мастером. В театральном вузе я никогда не учился и не собираюсь. Но учиться творчеству иногда нужно, чтобы получить собственный уникальный опыт, из которого получится уникальное творчество. Странно звучит, но я советую идти в творческие вузы, чтобы в них разочароваться. Или очароваться — очень хочу найти такого человека, но пока ни одного не встречал.

Кто первым читает твои книги?

Как правило, это тот человек, для которого книга написана: тот, кому я этот текст посвящаю, либо тот, кому с ним работать. Те, кто будет работать с моим текстом, обычно жестче подходят к его разбору. Актеры скажут все быстрее и жестче, чем любой критик.

Стеклянный человек -50% Стеклянный человек Валерий Печейкин Твердый переплет 398 ₽ 795 ₽ -50% Добавить в корзину Контент 18+ В корзину

Откуда ты черпаешь вдохновение?

Я очень люблю новости. Как многие абсурдисты, я тоже питаюсь новостями. Кажется, Луис Бунюэль говорил, что хотел бы раз в десять лет вставать из могилы, идти к киоску печати, покупать газету и читать новости. Потом, говорил он, можно вернуться и лечь под могильный камень с собственным именем. Я бы тоже хотел просыпаться и листать сториз с мемами.

Как ты борешься с плохим настроением?

Из книги «Очаровательный кишечник» я узнал, что питание очень сильно влияет на эмоциональное состояние. Я ем что-то вкусное. Иногда — много вкусного. Как большой любитель сладкого, я знаю, что такое ломка, потому что регулярно ее испытываю. А вообще наши переживания делают нас живыми. Если бы все известные писатели пошли к психологу, который помог бы им разобраться в себе, — от них ничего бы не осталось. Поэтому я ценю плохое настроение как деликатес.

Значит, настоящий писатель должен страдать?

По-хорошему, да. Он на самом деле страдает за читателя и делает свое страдание осмысленным. Человеческий мозг считает бессмысленность страдания самым страшным. Писатель показывает читателю, что все это было не зря: зубная боль или душевная.

На каких книгах ты вырос, а какие читаешь сейчас?

Я вырос на русской классике. Ответственно читал всю школьную программу. Даже «Войну и мир» прочитал, пока мои одноклассники открывали для себя взрослую жизнь. В старших классах я перешел на Кафку, Сартра, Камю. Сейчас читаю «Магию отчаяния» Валери Кивельсон — книгу про колдовство на Руси. Невероятная книга! Если коротко, то на Западе магию использовали для решения метафизических проблем, а в России — для бытовых. Магию использовали от отчаяния, когда уже ничего не помогало. В каком-то смысле так в России до сих пор используют литературу.

Книги по теме
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 80458 книг
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 80458 книг

Читайте также

Маньяки, этикет и комиксы: книжная полка Валерия Печейкина

Маньяки, этикет и комиксы: книжная полка Валерия Печейкина

Какой книге драматург поставил «три перчика»?

Самые смешные книги: кого почитать из современных авторов

Самые смешные книги: кого почитать из современных авторов

Истории, которые помогают понимать и принимать мир вокруг нас

Какой злой мальчик!

Какой злой мальчик!

Рассказ Чехова с комментариями Валерия Печейкина

5 представителей современной русской прозы, о которых вы могли не знать

5 представителей современной русской прозы, о которых вы могли не знать

От ярких дебютантов до лауреатов престижных премий

Святые преступники, одинокие ангелы и молодые старухи: гид по романам Кати Качур

Святые преступники, одинокие ангелы и молодые старухи: гид по романам Кати Качур

Рассказываем о книгах писательницы

Топ-20 новинок и переизданий интеллектуальной прозы 2024 года

Топ-20 новинок и переизданий интеллектуальной прозы 2024 года

Книги, которые заставят вас иначе взглянуть на литературу

Что почитать, если вам нравятся «Чисто английские убийства»

Что почитать, если вам нравятся «Чисто английские убийства»

Больше уюта и тайн для ваших будней

Топ главных бестселлеров ноября

Топ главных бестселлеров ноября

Рассказываем о самых продаваемых новинках месяца