Экранизация романа Фрэнка Герберта «Дюна» была лишь вопросом времени. Книга прямо-таки просилась на большой экран. Но первая попытка оказалась неудачной. Ее предпринял Алехандро Ходоровски. Картина могла бы получиться культовой, ведь на роль императора Шаддама IV был приглашен Сальвадор Дали, музыкальное сопровождение заказали группе Pink Floyd, а декорации — известному художнику Руди Гигеру. Но проект не выгорел. Ходоровски лишился финансирования в 1975 году, а заготовки, сделанные Гигером, позднее были использованы в фильме «Чужой» Ридли Скотта (за них он был удостоен «Оскара»).
И вот спустя почти десять лет за экранизацию взялся другой знаменитый режиссер — Дэвид Линч. Он решил не уступать Ходоровски в плане звездного состава, в фильме сыграли: Стинг, Патрик Стюарт, Дин Стоквелл, Макс фон Сюдов, Шон Янг, Сильвана Мангано, Юрген Прохнов. Главную же роль блестяще исполнил тогда еще начинающий актер Кайл Маклахлен. Декорации, костюмы и спецэффекты также оказались на должном уровне, спустя десятилетия лента производит сильное впечатление.
Но, увы, несмотря на все потуги Дэвида Линча, картина провалилась в прокате. Она повторила судьбу другой культовой экранизации восьмидесятых — «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта (киноадаптация романа Филипа К. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?»).
Обе ленты опередили свое время и, возможно, не были поняты тогдашними зрителями (да и критиками тоже). Сейчас же их приводят в пример в качестве лучших образцов научно-фантастического кино XX века, эталонов, недостижимых вершин (особенно если сравнивать их с современными блокбастерами, в которых компьютерная графика и спецэффекты заменяют сюжет и затмевают подчас хорошо написанный сценарий).
«Дюна» Дэвида Линча — это та картина, которую хочется пересматривать. Настоящая классика по классике.