26 октября не стало Николая Караченцова — актера, одинаково любимого и поклонниками советского кино, и зрителями, воспитанными на боевиках 90-х.
О пропасти между советским игровым искусством и тем, что пришло на смену в лихое десятилетие, не говорил, пожалуй, только ленивый. Всего за несколько лет кино и театр изменились до неузнаваемости. В новой эпохе на сцене «задержались» только лучшие постановки. Среди них — те, в которых играл Караченцов.
Впервые перед зрителями молодой актер, тогда студент Школы-студии МХАТ, появился в начале 60-х, а его самые яркие, революционные роли пришлись на невозможное для них время — эпоху застоя.
Караченцов попал в театр Ленком по распределению, после ухода режиссера Анатолия Эфроса и группы его актеров. Среди спектаклей, в которых он играл, были «104 страницы про любовь», «Мой бедный Марат» и «Прощай, оружие!». Но настоящую славу артисту принесла роль Тиля Уленшпигеля в постановке Марка Захарова «Тиль». Эту вещь не принято называть рок-оперой, но именно благодаря ей первые аккорды электрогитар прозвучали со сцены отечественного театра. Главный герой, великолепно сыгранный Караченцовым, — шут, паяц и бунтарь — стал кумиром молодежи. «Тиль» был настолько популярным, что продержался в репертуаре почти 20 лет.
Следующей знаковой работой Николая Караченцова стала рок-опера Алексея Рыбникова «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (по мотивам поэтической драмы Пабло Неруды), где он сыграл сразу две роли — Главу рейнджеров и Смерть. Чиновники из Управления культуры пытались запретить спектакль 11 раз, но в мае 1976 года премьера все-таки состоялась. Само появление этой рок-оперы было похоже на культурный взрыв, и ее создатели, окрыленные успехом, принялись за работу над «Юноной и Авось», где Караченцову предложили главную роль.
С образом путешественника графа Николая Резанова артист не расставался почти четверть века, с 1981 года (премьера оперы) и до аварии, после которой он редко появлялся на публике. О «Юноне и Авось» можно говорить долго, поочередно разбирая и музыку Алексея Рыбникова, и приемы Марка Захарова, и игру других актеров. Спектакль стал визитной карточкой Ленкома, а лицом самой оперы был и остается Николай Петрович (да простит нас не менее талантливый Дмитрий Певцов).
Караченцову одинаково хорошо удавались и трагические образы, такие как Резанов, и комические персонажи, например — маркиз Рикардо в «Собаке на сене» или Билли Кинг из «Человека с бульвара Капуцинов». В кино актер исполнил около сотни ролей, и среди них — элегический образ Владимира Бусыгина в драме «Старший сын». Уже став знаменитым, он не уставал работать над собой и восхищал своей игрой людей разных возрастов. Можно сколько угодно говорить о культурных предпочтениях поколений, но всегда находятся вещи, которые их объединяют. Роли Николая Караченцова — одно из таких явлений.