Подбор подарка
22 июня, 2022

Что значит быть писателем: интервью с Машей Трауб к выходу ее новой книги «Невозвратный билет»

Что значит быть писателем: интервью с Машей Трауб к выходу ее новой книги «Невозвратный билет»

Маша Трауб — удивительный российский автор. Она пишет искренне, благодаря таланту журналиста наблюдает за жизнью, которая в ее книгах отражается, как в зеркале. Любая бытовая история становится в ее описании захватывающей.

Совсем недавно в издательстве «Эксмо» вышла новая книга Маши Трауб «Невозвратный билет». Это сборник из четырех жизненных историй о судьбе и о том, как ее переиграть. Порой кажется, что обстоятельства сильнее нас. Хочется им сопротивляться, будто бы таким образом выиграешь битву с судьбой, призовешь волшебную удачу. Но иногда лучше поддаться и плыть по течению. Быть может, неприятное обстоятельство кардинально изменит жизнь — так и происходит в книге Трауб.

Невозвратный билет -18% Невозвратный билет Маша Трауб Твердый переплет 538 ₽ 659 ₽ -18% Добавить в корзину В корзину

Мы встретились и поговорили с Машей о ее новом произведении, творчестве и о том, что значит быть писателем.

Маша, поздравляем с выходом новой книги! Что вы чувствуете после публикации нового текста?

Конечно, чувствую радость. Несмотря на то, что у меня вышло уже, кажется, больше сорока книг прозы, выход новинки все равно остается важным событием. Я счастлива, что мои тексты увидят читатели. Те, которые меня уже давно знают, и новые. И волнение тоже остается. Как примут книгу? Смогла ли я снова пробудить чувства, вызвать эмоции? Хорошо ли сделала свою работу?

Расскажите, как вам пришла идея объединить четыре разные истории в книгу «Невозвратный билет»?

Все началось с рассказа «Зал ожидания», точнее с реальной ситуации, в которой я оказалась. Летела в командировку и действительно рейс задержали почти на семь часов. Замкнутое пространство, разные люди, оказавшиеся запертыми в салоне самолета — идеальная сюжетная и драматургическая конструкция. Мне оставалось лишь наблюдать. Так что в этом рассказе у всех персонажей были прототипы. И потом мне захотелось рассказать истории, в той или иной степени объединенные темой дороги. Таких рассказов я еще не писала, а мне всегда хочется пробовать что-то новое — в подаче текста, в теме. Да и рассказы — мой любимый жанр.

Почему вы выбрали название для книги в честь четвертой истории?

Потому что каждая поездка, каждый путь — это своего рода невозвратный билет. Полученный опыт, эмоции, счастливые моменты, пережитые за короткий срок трагедии — все это остается в памяти. Невозможно просто сдать билет и забыть об этом.

Как вообще вы работаете над названиями своих произведений? Что помогает их придумывать?

Раньше в газете нужно было предложить редактору как минимум пять заголовков для статьи. И все они могли быть «зарублены». Иной раз даже самый лучший заголовок уже на верстке требовалось срочно изменить или сократить. Так что я предлагаю редактору несколько заголовков на выбор. И спокойно отношусь к тому, что ни один не подойдет. Я придумаю еще пять, десять, сколько потребуется. Рабочий процесс, только и всего.

Несмотря на множество обескураживающих событий, ваши истории дышат теплотой, чувствуется, что вы любите своих персонажей. А кто из них самый любимый?

Нет любимых и нелюбимых. Все — исключительно персонажи. Мне важно выстроить общую картину повествования. За что я люблю рассказы — в короткий объем нужно поместить целую жизнь. Одной фразой дать понять, что у того или иного героя за душой. Рассказ — это паззл. В одном кусочке может храниться самое ценное. И без него картина не будет закончена. Моя задача — показать читателю этот самый паззл.

Вы так детально и подробно описываете своих персонажей, их поведение и поступки, что кажется: что-то из описанного происходило на самом деле. У всех ли историй из книги есть реальная основа?

Да, реальная основа есть всегда. В виде интерьеров — чашек, ложек, поварешек. Я списываю с реальности именно шкафы, стулья, предметы быта, а уже потом населяю их персонажами. Мне проще отталкиваться от осязаемого, то, что я могу увидеть и потрогать. Правда, иногда идеей для рассказа может стать случайно услышанная фраза или даже одно слово. Да, у меня репортерский взгляд, но жизнь намного талантливее писательского воображения. Так что списать «подчистую» с реальности все равно не получится. В это просто не поверят читатели. Ко мне на встрече подошла женщина и сказала, что она разругалась с младшей сестрой. Они прочли мою книгу «Лишние дети», где главный сюжет развивался в детском саду. Эта женщина утверждала, что я как могла пригладила реальность, за что меня осуждала, ей бы хотелось, чтобы я рассказала всю правду. А ее сестра говорила, что я все выдумала и такого не могло быть в жизни. Так что у каждого своя реальность, свои ужасы и представления о возможном и невозможном в жизни. То, что я придумала, принимается за абсолютную правду, и наоборот, — в реальные, почти документальные ситуации читателям просто не хочется верить.

В сборнике есть рассказ или, лучше сказать, повесть «Родные люди». А что значит для вас близость? Что значит быть родным человеком кому-то?

Близость, мне кажется, может быть с ребенком. Такая настоящая, утробная. Когда не нужно слов, ты все чувствуешь сердцем. Только ребенок может заставить мать подскочить среди ночи и бежать к кроватке. Еще ничего не произошло, но она чувствует — сейчас начнет плакать или поднимется температура. Моему сыну уже двадцать один год, он взрослый, абсолютно самостоятельный человек. Но я все еще его чувствую. Он заходит на кухню, и я понимаю — ему плохо, я ему нужна. Дать таблетки, принести чай, посидеть рядом, подержать за руку, обнять. Дочь я вообще с трудом отпускаю от себя. Мне нужно ее целовать, чувствовать. Пусть хоть пять минут полежит рядом, позволит себя обнять. Я расчесываю ей волосы по вечерам, утром плету косу, мы вместе что-то готовим, обсуждаем, смеемся. Вот это — близость абсолютная. А родной человек — это, скорее, забота, ответственность, взаимные обязательства. Общие интересы, конечно же. Мой муж — родной мне человек. Не потому, что нас связывает штамп в паспорте и мы скоро отметим серебряную свадьбу. Он родной, потому что у нас одинаковое восприятие того, что хорошо, а что плохо, что дозволено, а что нет. Мы тоже понимаем друг друга без слов. Родной человек — это прежде всего уважение и поддержка. Знать, что у тебя есть кто-то, кто всегда подставит плечо, защитит, не предаст. Родные люди — это не кровь, а те, кто смотрит с тобой в одну сторону.

Что объединяет все четыре истории из сборника? О чем они прежде всего написаны?

О базовых человеческих качествах — любви, поддержке, взаимовыручке, сочувствии, умении сострадать. О том, что заставляет персонажей выживать в стрессовых ситуациях, оставаться прежде всего людьми. О том, что нужно заботиться о пожилых людях и детях. О том, что нельзя предавать. Ни себя, ни других. А еще о том, что человек, которому вы уже поставили «диагноз», показавшийся вам неприятным или злым, на самом деле вдруг оказывается лучшим из всех людей, которых вы встречали в своей жизни. Эти истории обо всех нас. Мы не всегда ведем себя прилично, принимаем правильные решения, делаем больно самым близким людям. Но важно то, с чем мы потом будем жить. Сможем ли быть честными хотя бы самими с собой?

Есть ли в ваших историях герой, который больше всего похож на вас? С кем вы сильнее всего себя ассоциируете?

С девочкой из рассказа «Север». Это реальная история из моего детства. Мы с мамой впервые оказались на Севере — она приняла предложение по работе. Из аэропорта до места назначения, только что построенного поселка, мы добирались в машине, где стоял гроб и лежали два ящика с прахом умерших. Поверьте, это очень веселый рассказ. Мама своей бурной жизнью действительно обеспечила мне писательскую карьеру — иногда мне достаточно только вспомнить...

Как вы думаете, какими качествами должен обладать писатель? И что значит быть писателем?

Я не знаю, честно. Я всегда считала себя журналистом — это моя профессия, работа, которой я занималась много лет. И если это мое ремесло, я должна уметь делать все — писать стихи, колонки, эссе, рассказы, повести. Просто складывать слова в предложения, владеть всеми жанрами. Я думала, что в дипломах тех, кто окончил Литературный институт так и написано в графе «специальность» — «писатель, поэт». Нет, там написано «литературный работник». Так вот я — литературный работник, лучше и не скажешь. А качества, как и в каждой профессии, одни — уважение к чужому труду и времени, умение работать в команде, ведь книга — это огромный труд целого коллектива, не подводить коллег по издательству, соблюдать банальные правила приличия и этики. Я не могу позволить себе задержать сдачу рукописи или опоздать на встречу с читателями. Это не просто не вежливо, а неприлично. Я не имею права сдать грязный текст редактору или не выполнить другие рабочие обязательства. К счастью, мне комфортно работать именно так — с дедлайнами, сроками и расписанным на месяцы вперед графиком. Десять лет в ежедневных газетах и еженедельных журналах не прошли даром.

Поделитесь своими писательскими привычками. Как удается всё успевать, совмещать семейную жизнь и писательство?

Не удается. Я ведь живой человек, обычная мама, жена. У меня нет рабочего кабинета, я пишу на кухне. Никто не ходит на цыпочках. Наоборот — едва я сажусь работать, как всем срочно требуется чай, что-нибудь вкусное, поговорить. Поэтому я работаю по вечерам, с десяти вечера. Когда уже все, наконец, полюбовались внутренностями холодильника, а дочь легла спать. Утром я обычная домохозяйка — завтрак, приготовить обед и ужин. Мои родные привыкли, что я готовлю, а не покупаю готовую еду. Пока варится суп, отвечаю на рабочие письма и занимаюсь скорее технической работой. Пишу только по вечерам. Единственная привычка — я работаю каждый день. Без выходных, праздников и отпусков.

Что такое для вас писательский успех? Как вы его для себя определяете?

Когда тобой гордятся твои дети. Когда дети подруг гордятся тем, что они знакомы с тетей Машей. Когда ты понимаешь, что твоя работа кому-то помогла справиться с проблемами, отдохнуть, переключиться. Самый огромный успех — благодарность читателей. Если хотя бы один человек на встрече скажет, что я смогла его развеселить, провести с удовольствием час или полтора, или передаст благодарность от мамы, сестры, подруги, которым моя книга попала в руки в нужный момент, это и есть настоящее писательское счастье. С успехом у меня вообще сложные отношения. Вчера — успех, а сегодня начинай все заново, с нуля. Так что я больше верю в эмоции — счастье, разочарование, надежду. Успех — это конечный результат, а я еще хочу развиваться и верить в то, что свою лучшую книгу мне еще предстоит написать.

Книги по теме
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 76148  книг
Дюна
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 76148  книг

Комментарии

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь и заполните информацию в разделе «Личные данные»
Написать комментарий
Написать комментарий
Спасибо!
Ваш комментарий отправлен на проверку и будет опубликован в течение 5 дней при условии успешной модерации