Олег Новиков, генеральный директор издательства «Эксмо»
Книга. Без малого тысячу лет в русской письменности слово «книги» встречается впервые в Остромировом Евангелии, которое датируется 1056—1057годами), для нас это понятие было единым и неделимым. Более того, исторически сложилось так, что во многих языках Европы и Азии содержание этого термина, его смысл — одинаковы. Греческое слово «библио», латинское «либер», семитическое «сефер», арабское «китаб», славяно-балтийское «книга» — значит в зависимости от контекста как предмет (сшитые листы бумаги с текстом), так и само произведение или его часть.
В третьем тысячелетии корректный ответ на вопрос «какая книга?» все чаще и чаще требует уточнения: электронная или бумажная?
Можно назвать множество отличий между электронной и бумажной книгами, однако ключевое различие — идеологическое.
Идея бумажной книги в том, чтобы зафиксировать текст (или ограниченное количество текстов) на материальном объекте, относительно удобном для использования и транспортировки. Бумажную книгу нельзя поместить в другое устройство, объект или механизм — она всегда останется бумажной книгой.
Идея электронной книги в том, чтобы как можно большее количество текстов (в идеале — неограниченно большое количество) поместить в максимально комфортный для чтения объем. При этом она может быть интегрирована в компьютер, мобильный телефон. Но и собственно букридер — устройство для чтения электронных текстов — крайне портативная вещь.
Путь, который бумажная книга проходила веками, электронная одолевает за несколько лет или десятилетий. Первые электронные книги были выпущены в 1998 году. Сегодня в США электронные книги уже занимают три процента книжного рынка, в Европе — полтора, в России — всего 0,5 %. Эти цифры кажутся ничтожно малыми, но уже через пять лет книжный рынок будет сильно отличаться от сегодняшнего, в первую очередь благодаря электронным книгам, которые могут занять от 30 до 40% рынка.
Такой рост обуславливается как появлением новых устройств, которые делают чтение электронных книг по степени комфорта сопоставимыми, а в перспективе и превосходящими чтение книг бумажных, так и появлением, помимо специализированных, смежных устройств, содержащих в себе функцию букридера. Пока что все они достаточно дороги, но снижение цены — это вопрос времени.
Также одним из факторов, определяющих развитие электронных книг в России, является то, что сегодня бумажная книга доступна далеко не везде. Причем это определяется не ценой, а наличием надежной товаропроводящей цепочки. Книги доступны в Москве, Санкт-Петербурге, отдельных крупных региональных центрах. Но собственно в регионах - районные центры и далее — доступность бумажных книг крайне низка, а библиотеки, в их нынешнем состоянии, этой проблемы также не решают. И Интернет и мобильная связь, через которую также можно скачивать текст, доберутся в глубинку быстрее, чем книжные магазины с широким ассортиментом.
Электронные устройства сделают книжный рынок еще более массовым. На рынок попадет большее количество текстов, которые сегодня на уровне издательства отсекаются как непригодные — но завтра любой может разместить свою рукопись в Сети и создать вокруг себя круг читателей и почитателей. С одной стороны, это снижает степень издательской ошибки, с другой — безусловно, еще сильнее девальвирует ценность книги и статус писателя. И это объективное явление, с которым можно соглашаться или не соглашаться, - его рано или поздно придется принять.
Так, профессии автор, редактор — одни из ключевых на сегодняшний день - могут сильно измениться в течение ближайших лет. Писателю, например, может стать просто невыгодно создавать литературный контент, и причиной этому станет пиратство: если в сфере бумажного книгоиздательства вопрос с пиратами решен полностью, то здесь решить его будет значительно тяжелее - примером может служить сфера аудио и видеоконтента. Профессия редактора в его привычном амплуа — помощь писателям, повышение качества контента — также может уйти; к сожалению, тенденция к размыванию этой функции наблюдается уже в течение последних двух десятилетий.
При этом хочется отметить: сам книжный рынок будет развиваться, однако возможны серьезные перестановки среди игроков рынка. Сегодня агрегацией контента занимается издательство, завтра на их место может прийти тот же Google, или Amazon, или даже новая ГГ-компания, у которой есть система аккумулирования контента и грамотно работает маркетинговая составляющая.
Изменится потребление художественной литературы, а также литературы в профессиональной и учебной сфере: например, в школу удобнее ходить не с ранцем, забитым книгами, а с ридером — и в Юго-Восгочной Азии уже реализованы подобные успешные примеры.
Также может непоправимо измениться привычный формат книжных магазинов. Их чисто утилитарная функция будет замещаться социокультурной: люди пойдут в книжные магазины не только за книгой, но в первую очередь за атмосферой, общением с единомышленниками, которого нет в он-лайне.
Однако и у бумажной книги — даже при самых оптимистических прогнозах на развитие рынка электронной — есть свои ресурсы для конкурентной борьбы. Альбом, детская книга — в том числе и книги-игрушки, кулинарные книги — словом, везде, где важна не только информационная, но и эстетическая сторона потребления, будут изготавливаться из бумаги. Даже в долгосрочной перспективе этим отраслям ничего не угрожает — электроника, при всем развитии технологий, не может заменить человеку тактильные ощущения и эстетическое удовольствие.
В конце XXI века могут возникнуть совершенно новые носители информации, которые будут вне того поля, в котором находятся книги - как бумажные, так и электронные. Но если опираться на возможности существующих технологий, можно говорить о том, что в течение ближайших 15 лет электронная книга займет до 30—40 % рынка, который не только не исчезнет, а будет развиваться.
Электронные книги популяризируют чтение, делая его более массовым и повышая уровень доступности книг - возможность знакомства с большим ассортиментом книг по меньшей цене. Стимулирование чтения развивает и сам книжный рынок. В этой ситуации главная задача для участников рынка — найти свое место и встроиться в этот изменяющийся процесс, не оказавшись при этом на обочине со старыми технологиями, не адаптировавшись к изменениям в ситуации, когда один из самых консервативных рынков вдруг оказался одним из лидеров технического прогресса.
Источник: «Книжное обозрение» (Москва) №2 от 25.01-31.01.2009.