— После новостей о возможном слиянии «Эксмо» и АСТ, можно было ожидать, что у вас будет общий стенд. Но вы пока по отдельности?
— Сделки пока нет. У АСТ есть сегодня серьезные проблемы, связанные с «обременениями», ни один инвестор на такую сделку не пойдет, в том числе и я. Но мы начали сотрудничать, проводим переговоры. Мы не планируем интегрировать издательство «Эксмо» и издательство АСТ, а планируем, что каждое издательство будет работать самостоятельно. У каждого есть свои сильные стороны, свои творческие наработки, свои сотрудники. Какие-то вопросы мы будем обсуждать более тесно.
— Но сделка все же возможна?
— Жизнь меняется, все может быть.
— Противостояние крупных и небольших издательств продолжается. Что бы вы могли посоветовать «небольшим» в лице «Независимого альянса», что называется, с позиции силы?
— Я пытался им подсказывать, но они меня не слушают. Они видят проблемы в крупных издательствах, но не видят проблемы в себе.
— Очень интересно, а в чем их проблемы?
— В том, что они не хотят работать профессионально, они считают, что крупные издатели должны уступить им место, отойти в сторону. Магазины должны продавать их книги, а читатели должны если не читать, то, по крайней мере, покупать их книги. И вот это слово «должен» очень серьезно мешает.
Все-таки это профессиональный бизнес. Если они этим занимаются, то пусть думают, как представить книгу, как выстроить отношения. Книга должна себя как-то оправдывать. Книги вынуждены конкурировать с другими товарами. Можно, конечно, говорить, что издание книг это определенная социальная миссия. Но нельзя заставить людей читать то, что нравится только нам с вами.
— Вообще-то у «Независимого Альянса» новый подход, а все, что сейчас привычно, когда-то раздражало новизной.
— Да, это тоже новая маркетинговая технология, но надо искать и находить, но не стоять на месте, «заняв позицию». Это вряд ли поможет и им, и в целом рынку. Не врагов надо искать, а союзников.
— С вашей стороны возможно союзничество?
— Мы с ними общаемся. Вот, например, презентовали акцию с правительством Москвы, которую Российский Книжный Союз подготовил. Называется «Читающий город» — о том, как наполнить городскую среду и книгами, и чтением. Но Борис Куприянов (директор магазина «Фаланстер» — «Известия»), насколько я знаю, сказал: «Если там будут крупные издательства, мы участвовать не будем». Эта позиция на пользу не идет.
— Для такого крупного издательства у вас не так много новых имен, если не считать, конечно, популярного чтения вроде фантастики и детективов. Тут что-нибудь изменится в ближайшее время?
— У «Эксмо» появляется порядка 10 авторов в год. Конечно, не все они становятся известными и популярными, но тем не менее. Мы стараемся расширять свое сотрудничество с ведущими авторами: сейчас у нас вышла новая книга Дмитрия Быкова (роман «Икс» — «Известия»). Количество «не фантастики» и «не детективов» растет. Более того, и продажи этой, так называемой внежанровой литературы довольно стабильны, именно бумажных книг. Основные проблемы сегодня как раз испытывает жанровая художественная литература.
— В блогосфере, да и в общественно-политической жизни, сейчас появляются новые «персонажи». Кажется, что многие из них «придуманы» политтехнологами. Почему бы издателям не создавать писателей, которые будут отвечать за важные социальные темы?
— Нет пока такой идеи нет. А вот как придумать легенду для автора, как делать из него интересную личность — такой вопрос при продвижении литературы возникает.
— Какой вы представляете аудиторию вашего издательства?
— Мы универсальное издательство, работаем на разные аудитории. Опять приведу в пример АСТ: создавая бренды, они имеют ввиду именно определенную читательскую аудиторию. Понятен, например, образ читателя, на который ориентируется Варвара Горностаева, главный редактор издательства «Corpus». Это, условно, говоря, образованный читатель. Хочется пожелать им успеха.
— На молодежь вы рассчитываете?
— Мы надеемся, что электронное чтение вернет молодое поколение к чтению, это в чем-то даже модно. В сентябре мы будем запускать новый подписной сервис mybook.ru. Есть опасность пиратства, но пока этот сервис можно рассматривать неким маркетингом чтения как такового.
— Сейчас авторы получили возможность прямого общения с читателями. Они сами, в обход издателей, публикуют в интернете свои книги. Не отменит ли это в долговременном итоге книгоиздание?
— Даже при популярности писателя в он-лайн пространстве, популярность бумажной книги никто не отменял. К тому же художественная литература — это не все книгоиздание. На Западе ей отводится порядка 25 % рынка, у нас — порядка 40 %. Все остальное — нехудожественная литература.
И вы знаете, работу редактора отменить нельзя. Для многих наших авторов редактор является первым критиком, и первым помощником. Вместе с ним генерируются идеи, происходит стимулирование труда. Издательству сегодня важно быть надежным мостом между писателем и читателем. Реку можно переплыть и в лодке, но все-таки основной поток идет через мост.
Источник: газета «Известия»