Федеральное агентство печати и массовых коммуникаций оценило объем российского книжного рынка в 1,75 млрд евро в 2009 году. По итогам нынешнего года отрасль может похудеть еще на 20% — столько же рынок потерял с начала экономического кризиса. Читатели чаще стали одалживать книги у знакомых, скачивать их в Интернете и записываться в библиотеки. Рынку это принесло задержки платежей издателям со стороны книжных сетей и падение продаж даже некогда рентабельных изданий.
«Многие уже поставили крест на книжном бизнесе; очень устойчивым оказался миф, будто люди перестали читать, — говорит директор Ассоциации предприятий книжной торговли Петербурга Евгений Суханов. — Но не стоит забывать, что наша отрасль не обременена крупными кредитами, не слишком зависит от валютных колебаний и ориентирована на конечного потребителя. Это обнадеживающие факторы, которые могут помочь выйти из тупика».
В нынешнем году Комитет по печати и взаимодействию со СМИ Петербурга провел первое за последние 15 лет масштабное исследование читающей аудитории (на вопросы отвечали более тысячи респондентов). Оказалось, что 37% петербуржцев вовсе не читают книг, а самые активные читатели — это люди в возрасте 45-55 лет, читающие 5-10 книг в месяц, в основном библиотечных. Один книжный магазин приходится на 20 тысяч петербуржцев. Это в 3-4 раза меньше по сравнению с Парижем или Берлином, но в Петербурге 67% отметили, что предложений слишком много и в них сложно ориентироваться. Поэтому большинство горожан при выборе книг ориентируются на подсказки друзей и отзывы в Сети.
«Когда говорят о книжном бизнесе, часто подразумевают только художественную литературу, — говорит главный редактор издательства «Астрель-СПб» Александр Прокопович. — Однако огромный потенциал содержит техническая, историческая, юридическая литература. В этом смысле наш рынок постепенно становится похожим на западный. При этом в США и Европе 90% издаваемых книг составляют "покеты", а книга в твердом переплете — это обычно подарочный вариант, который выпускается в случае успешной продажи "покетов"».
Опросы показывают, что большинство петербуржцев считают цену за новую книгу в 300 рублей чрезмерной, но лишь 23% из них согласны на более дешевый мягкий переплет.
Еще пять лет назад 53% покупавшихся в России книг составляли сериалы. Сегодня их доля упала вдвое, но все еще очень значительна. А значит, издательствам приходится поощрять плодовитость своих авторов, что не всегда удачно сказывается на качестве их произведений. Тем более что гонорар в 40 тысяч рублей за роман, на написание которого уходит несколько месяцев, считается очень неплохим. Должны пройти годы, прежде чем начинающий писатель сможет зарабатывать крупные суммы на переизданиях и процентах с тиража.
«Некоторые издательства специализируются на состоятельных авторах, которые желают оплачивать издание собственных произведений, — говорит адвокат Николай Артамонов, специализирующийся на защите авторских прав. — Это могут быть школьные стихи или не самый лучший роман. Тем не менее издательство берется его раскручивать, потому что в противном случае автору никто не мешает напрямую обратиться в типографию. Другое дело, что он не сможет ее продать. С такими авторами работают небольшие издательства, которым по-другому не выжить».
Сегодня в Петербурге зарегистрировано около 300 издательств, из которых реально работают не больше 70. Причем «активным» считается издательство, издающее 20 книг в год. А 80% книг выпускается 5-6 крупнейшими издательствами, имеющими собственные типографии и розничные сети. Например, сеть магазинов «Буквоед» имеет непосредственное отношение к столичному монстру «Эксмо», а сеть «Лас-Книгас» контролируется «Топ-книгой», которая, свою очередь, входит в групп АСТ.
«Схема работы четко ориентируется на спрос, — рассказывает сотрудник одного из крупнейших петербургских издательств. — Кто-то диагностирует рынок: ага, нужна книга про драгоценные камни. Тут же идет заказ автору: написать и сдать через полтора месяца. А после успеха трех фильмов «Пираты Карибского моря» книги о флибустьерах требовались буквально завтра, поэтому заказ давался группе авторов. А в это время уже шел поиск оформления, привлекались художники. У вас может быть общественно важная книга про бездомных детей, но ее никто не издаст при отсутствии спроса».
Городские и федеральные программы популяризации чтения пока не могут внести перелом в состояние рынка.
«Это тенденция: сегодня взрослеют дети поколения девяностых, которое первым перестало читать, — говорит историк и писатель Сергей Ачильдиев. — И заставлять их скоро будет бесполезным. В конце концов, цель ведь не в том, чтобы люди стали читать больше. Важно качество текста».