Вот и отгремели столь горячие для издательского сообщества деньки Национальной выставки-ярмарки «Книги России 2009». Если сравнивать с осенней, международной, которая проходит в этом же павильоне, – безусловно, людей было меньше, да и количество самих стендов убавилось. Особенно это бросалось в глаза в первый день работы выставки, давая желающим дополнительный повод порассуждать о кризисе и его влиянии на… (тут должен бы следовать пассаж от имени рассуждающего, но мы ограничимся лишь намеком). Но уже второй день опроверг это впечатление, а в выходные никто уже и не вспоминал о малолюдье. Так, охранникам на нашем стенде приходилось пропускать желающих в магазин «порциями» – иначе была бы давка.
А читатели на выставку все прибывали и прибывали. Сергей Литвинов даже отметил, что, наверное, впервые в жизни порадовался автомобильным пробкам – видел, куда одновременно спешило такое количество народа.
И все это – во времена финансового кризиса, когда у людей есть другие заботы, кроме как читать и тем более приобретать книги.
Приятно, что в течение всей выставки посетители ориентировались на стенд «Эксмо». Можно было услышать в толпе: «…Давай минут через двадцать подходи к «Эксмо», тут Астахов будет…» или: «Встречаемся у «Эксмо» на Крамер, я автограф хочу взять…», «Будь у «Эксмо», я сейчас подойду…».
И причиной этому – не только традиционное расположение стенда в павильоне, но и традиционно насыщенная (причем в течение всех пяти дней) программа встреч с авторами издательства. Разные писатели, разнообразные форматы встреч собирали аудитории, пусть и разные по составу, но единые в искреннем интересе.
Столпотворение возникало во время автограф-сессии – порой в не без труда сформированной очереди слышались почти забытые упреки в том, что «я занимала тут с самого начала», и «что же он набрал по восемь книг…» – Но, ей-ей, это святое!
Цитируя Наталью Глебко, руководителя BTL-группы издательства «Эксмо», хочется подчеркнуть: «Выставка – уникальная возможность живого общения между читателем и писателем. И мосты, объединяющие эти два берега Литературы, – стенды издательств. Очень важно, чтобы читатель, – независимо от кризиса и прочих внешних факторов, – мог приобрести книгу любимого автора, получить автограф и задать свои вопросы. Важно и то, чтобы автору было комфортно на встрече с дорогими его сердцу читателями».
Жаль только, что, за исключением «Эксмо», никто в первые дни работы выставки не предложил читателю никакой программы. А ведь нам, издателям, особенно сегодня, очень важно помнить: все мы работаем для читателя и свое впечатление о том, «жив курилка, издательский рынок», или нет, читатель составляет, в том числе, и после посещения наших выставок. Так что, дорогие издатели, присоединяйтесь к нам в Ваших активностях! Впереди Санкт-Петербургский международный книжный салон и ММКВЯ!
За дополнительной информацией обращайтесь в пресс-службу издательства «Эксмо» по телефону: (495) 411-68-97 или по e-mail: pr@eksmo.ru.