Генеральный директор издательства «Эксмо» О. Е. Новиков выступил 2 сентября с докладом на прошедшей в рамках 23 ММКВЯ конференции «Книжный рынок 2010: стагнация или стабилизация».
Сравнивая текущее состояние книжного рынка России с прошлогодним, генеральный директор издательства «Эксмо» Олег Евгеньевич Новиков отметил, что в сравнении с 2008 годом, книжный рынок потерял 20% в натуральном выражении. Cегодня показатели продолжают снижаться (в первом квартале 2010 года на 5%, во втором, по причине аномальной жары и снижения спроса эта цифра дошла до 10%), и к концу года суммарный показатель по книжному рынку составит пятипроцентное падение. Однако, несмотря на это сегодня можно констатировать: ситуация начала стабилизироваться, и книжная отрасль в целом выходит из кризиса.
Несмотря на наметившуюся стабилизацию коммерческих показателей, общесоциальный прогноз популярности чтения в мире трудно назвать оптимистическим.
«Социальные исследования последних лет свидетельствуют - чтение больше не играет исключительной роли в жизни общества и теряет статус престижного занятия во всех индустриально развитых странах. В связи с этим стала распространяться вторичная неграмотность (синдром, когда люди умеют читать, но не понимают смысла прочитанного), которую также называют кризисом чтения. Например, в США сегодня насчитывается около 40–50 млн. вторично неграмотных, в Германии их примерно 3 – 4 млн. В России же, по данным ВЦИОМ, число людей, вообще не берущих книгу в руки, возросло с 20% в 1996 году до 35% в 2009 году. Активно читают в нашей стране всего 23% жителей», – отметил Олег Новиков.
В этой связи, во избежание стагнации книжной отрасли в глобальном понимании, все более актуальными становятся широкомасштабные социальные программы популяризации чтения.
«Масштабные программы поддержки чтения проводятся в большинстве европейских стран с конца 80-х годов. В некоторых из них, например во Франции, решение этой проблемы взяло на себя Министерство культуры и правительство», – сообщил гендиректор «Эксмо», упомянув также о таких европейских акциях, как «Евросоюз читает», «Reading Stars» и других.
«Один из залогов успешной пропаганды чтения – совместные, согласованные усилия государства и частного бизнеса, – уверен Новиков. – В этом случае удается не только замедлить или остановить процесс падения интереса к чтению, но и направить читательский интерес в положительную сторону».