Встречи с авторами Подбор подарка
11 апреля, 2023

Классика русского театра: Александр Островский и его пьесы

От «Свои люди — сочтемся!» до «Грозы»

Саша Болейнингер
Редактор сайта eksmo.ru
Классика русского театра: Александр Островский и его пьесы

Имя русского драматурга Александра Островского знакомо каждому со школьной скамьи: десятки раз его пьесы были воплощены на крупнейших сценических площадках и экранизированы известными режиссерами. А Малый театр и вовсе негласно называют Домом Островского.

Гроза Гроза Александр Островский

Так чем же запоминаются произведения драматурга? Почему они остаются актуальными на протяжении стольких лет? И какое влияние они оказали на русский драматический театр? Разбираемся в нашей статье.

Выбрал театр вопреки желанию отца

Место действия большинства пьес Александра Островского — Замоскворечье. Именно там будущий классик родился весной 1823 года, там же прошло его детство под неустанным контролем строгого отца. Тот едва ли не с первых лет спланировал жизнь и карьеру сына: Островскому суждено было стать судебным служащим. Сам Николай Федорович, выходец из духовного сословия, своим трудом и упорством добился больших высот в судебном деле, получил дворянство и желал сыну такой же богатой, сытной и успешной жизни.

Александр, однако, не спешил исполнять волю отца. Он так и не окончил юридический факультет, увлекшись театром. Проработав несколько лет канцеляристом в суде по настоянию отца, он оставил и это занятие. Островский точно знал, что его дорога — в искусство.

Спектакль Малого театра «Свои люди — сочтемся!», 1996

Первая пьеса «Свои люди — сочтемся!» была опубликована в 1850 году. Она обличала московское купечество, так хорошо знакомое Островскому, который критиковал все его пороки и дурные пристрастия. Напечатанный в журнале «Москвитянин» текст имел огромный успех у читателей, но вызвал гнев у всего московского «бомонда». Помещики не на шутку разобиделись на молодого автора, критика была жестокой.

«Все действующие лица: купец, его дочь, стряпчий, приказчик и сваха, отъявленные мерзавцы. Разговоры грязны, вся пьеса обидна для русского купечества», — писал цензор Михаил Гедеонов.

Позже к критикам присоединился и сам царь Николай I. Он указал, что пьеса была напечатана решительно зря и ее следует немедленно запретить к показу и переизданию. После этого Островский не только моментально попал в негласный черный список, но и был отдан под надзор полиции по личному распоряжению императора.

Гроза. Пьесы -17% Гроза. Пьесы Александр Островский 499 ₽ 599 ₽ -17% В корзину

История о жадном до денег Самсоне Силыче, которого отправили в долговую тюрьму родная дочь и зять, могла стать последней в карьере драматурга. Впрочем, скандал быстро забылся. В тот же год Островского пригласили на службу в тот самый журнал «Москвитянин». Для него классик написал несколько пьес, в числе которых были «Утро молодого человека» (1850) и «Бедная невеста» (1851). Затем последовали и постановки в театрах: Малом, Александринском, а позже и в Мариинском.

«Ни до, ни после него ни один драматург России не входил в такие тесные контакты с миром сцены. Островский был прежде всего театральным писателем, он писал не абстрактно, а конкретно. Многие его знаменитые пьесы писались под определенных актеров, словно оперные партии.

Он сознавал свою роль театрального деятеля, считал своей обязанностью служить русскому драматическому искусству и правомерно писал о себе: „Я — хозяин русской сцены. Я — все: и академия, и меценат, и защита“».

Алла Шевелёва, театральный критик, театровед

Островский — основоположник русского театра

Русская театральная традиция берет свое начало задолго до рождения великого драматурга, но ее новую историю принято отсчитывать именно с Островского. В поздравительном письме в честь тридцатипятилетия творческой деятельности классика Иван Гончаров писал:

«Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены соз­дали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Го­голь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью ска­зать: «У нас есть свой русский, национальный театр. Он по справедливости должен называться „Театр Островского“».

Драматург одним из первых создал в своих пьесах образ простого русского человека. Он красочно, ярко и в то же время предельно правдиво показывал те стороны национального характера, которые прежде не хотели или не решались демонстрировать другие. Жадность и мещанство состоятельных дельцов, страсть к обману и мотовству, а вместе с тем — простота и честность бедняков, которые на поверку оказываются лучше, чище и порядочнее богатеев.

Кадр из фильма «Снегурочка», 1968

«Недаром актеры Малого театра называли Островского уважительно-ласкательно „наш боженька“. Гений словесности, он решительно занял в становлении русского национального театра не менее существенную роль, чем Мольер для французского, а Шекспир для английского. Он не просто сочинял пьесы, а создавал национальный репертуар, который требует разнообразия. Он оставил нам корпус из полусотни пьес всех жанров: комедии, мелодрамы, высокие драмы, исторические сочинения. А главное — сотни блестящих ролей, в которых отразил черты русского национального характера».

Алла Шевелёва, театральный критик, театровед

Интересно, что, выбрав довольно острую тему для своего творчества — обличение купечества и чиновников, Александр Островский вовсе не был революционером. Ему не было интересно свержение строя — напротив, он с любопытством исследовал его, выдергивая на всеобщее обозрение комичные, нелепые, самые неприглядные и мерзкие детали.

Гроза. Пьесы -21% Гроза. Пьесы Александр Островский 243 ₽ 309 ₽ -21% В корзину

Впрочем, делал это с таким упоением и такой одаренностью, что мерзавцы казались в его произведениях гомерически смешными, масочными, тогда как положительные персонажи — напротив, вполне себе реальными. Вспомните старуху Кабанову из «Грозы», Липочку из «Свои люди — сочтемся!», Гордея Торцова из пьесы «Бедность не порок» — все они представляются утрированными, значительно приукрашенными в своих недостатках и странных, а подчас и жутких взглядах на жизнь. И во всем этом читается насмешка над жадными купцами и помещиками, не знающими ни любви, ни милосердия.

«Все признали в Островском замечательный талант, и вследствие того всем критикам хотелось видеть в нем поборника и проводника тех убеждений, которыми сами они были проникнуты», — написал в своей статье «Луч света в темном царстве» критик Николай Добролюбов.

Все ужасы жизненных взглядов богачей — самодурство и деспотизм, мотовство и жадность — Александр Островский показывал в повседневных конфликтах, противопоставляя им честность, моральную стойкость и чистоту, внутреннее благородство интересов и побуждений.

«Островскому удалось уловить наше национальное сознание, наш юмор, горячность и страсть, умение жертвовать собой и неразрывную связь языческого и христианского взгляда на мир, который присущ русскому человеку».

Алла Шевелёва, театральный критик, театровед

Три секрета самых известных пьес

У Катерины из «Грозы» был прототип

«Все лучшие произведения мои писаны мною для какого-нибудь сильного таланта и под влиянием этого таланта», — писал Александр Островский в одной из своих статей. И пьеса «Гроза» в этом отношении не стала исключением.

Спектакль «Гроза», театр Сатирикон, 2022

Прообразом главной героини Катерины Кабановой стала муза классика — актриса Малого театра Любовь Никулина-Косицкая. Считается, будто автора знаменитых пьес связывали с талантливой красавицей не только платонические отношения. Островский сделал Косицкую настоящей звездой Малого театра, она была задействована во всех спектаклях по его произведениям и в большинстве из них исполняла главную роль.

Любовь была замужем за артистом того же Малого театра, который, к слову, терпеть не мог Островского еще задолго до адюльтера жены. Не был свободен и сам классик. Так что актрису он решил увековечить в пьесе. Косицкая же и сыграла потом Катерину. Роман драматурга и его вдохновительницы закончился весьма драматично, но, увы, предсказуемо: Косицкая полюбила другого.

«...Я горжусь любовью вашей, но должна ее потерять, потому что не могу платить вам тем же... простите меня, я не играла душой вашей...» — писала Любовь Павловна своему благодетелю.

«Бесприданница» основана на реальных событиях

«Бесприданница» стала сороковым по счету произведением Островского. Сюжет пьесы о бедной невесте Ларисе Огудаловой, ставшей жертвой хитрости и бессердечия обанкротившегося Паратова, согласно исследованиям литературоведов, был взят классиком из недолгой судебной практики.

Кадр из фильма «Жестокий романс», 1981

Одно из дел, которым ему пришлось заниматься на службе, было посвящено некоему мелкому чиновнику, самолично расправившемуся с молодой женой. Его-то, этого неизвестного убийцу, драматург и решил вывести на первый план в будущем произведении. По первоначальной задумке Карандышев был центральным персонажем пьесы. На протяжении всего действия ему приходилось терпеть унижения от Кнурова и Паратова лишь по причине своей бедности и незнатного происхождения.

Но в процессе работы Островский увлекся другой героиней — Ларисой, несчастной женой Юлия Капитоныча. Постепенно она стала примером искренней любви, чистоты помыслов, милосердия, а Карандышев, напротив, превратился в слабого и не слишком приятного человека.

«Женитьба Бальзаминова» не была допущена к показу на сцене

Герой, знакомый каждому благодаря советскому фильму с Георгием Вициным, на самом деле был собран из трех пьес Александра Островского. Трилогия о небогатом чиновнике включала в себя произведения «Праздничный сон — до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай» и «За чем пойдешь, то и найдешь», написанные в 1861 году.

Кадр из фильма «Жениться Бальзаминова», 1964

Эти пьесы высоко оценили коллеги драматурга по перу. Например, Федор Достоевский писал Островскому:

«Одно могу отвечать: прелесть. Уголок Москвы, на который Вы взглянули, передан так типично, что будто сам сидел и разговаривал с Белотеловой. Вообще, эта Белотелова, девица, сваха, маменька и, наконец, сам герой, — это до того живо и действительно, до того целая картина, что теперь, кажется, у меня она вовек не потускнеет в уме».

Критику же трилогия совсем не впечатлила, а литературно-театральный комитет и вовсе отказал Островскому в постановке. Классик, болезненно относившийся к любого рода негативным замечаниям, не на шутку обиделся:

«...Моя вещь не пропущена, а бездна вещей, совершенно никуда не годных, пропускается комитетом. ... Из всего этого при самом беспристрастном взгляде можно вывести только одно заключение, и именно явное недоброжелательство ко мне комитета».

История получила широкую огласку в прессе, которая яро осуждала комитет при дирекции императорских театров. И в конце концов Островский был отомщен: в 1863 году последняя часть трилогии вышла на сцене Александринского театра.

Книги по теме
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 79973 книги
Френдзона
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 79973 книги

Комментарии

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь и заполните информацию в разделе «Личные данные»
Написать комментарий
Написать комментарий
Спасибо!
Ваш комментарий отправлен на проверку и будет опубликован в течение 5 дней при условии успешной модерации