Кадр из фильма «Пролетая над гнездом кукушки», 1975
Представитель битников и хиппи, любитель экспериментов и запрещенных препаратов Кен Кизи написал один из самых популярных и знаковых романов прошлого века — «Над кукушкиным гнездом». Выпущенная в 1962 году, книга стала настоящей сенсацией в американском обществе. История об обитателях психиатрической лечебницы раз и навсегда изменила подход к людям, страдающим ментальными заболеваниями.
Над кукушкиным гнездом Твердый переплет ₽
Сегодня Кизи называют предвестником антипсихиатрической революции середины 60-х в США. После нее пациентам перестали грозить бессрочное заточение в клинике, изуверские методы лечения и клеймо изгоя. Кизи и впрямь, хоть и косвенно, поспособствовал таким переменам, ведь в романе он без прикрас показал, как трагична судьба каждого оказавшегося за стенами больницы.
Его главный герой Макмерфи — едва ли не единственный, кто осознает ужасающую реальность. Он не готов мириться с бесправным положением, быть «экспонатом» в образцово-показательной лечебнице и уж тем более не согласен терпеть унижения и издевательства от деспотичной старшей медсестры. Он вносит сумятицу в давно устаявшийся уклад, заражает своих соседей желанием свободы, в корне меняет их взгляды на жизнь и демонстрирует и им самим, и читателю, что подчас обзываемый «психом» человек оказывается куда нормальнее тех, кто обитает за стенами мрачного учреждения.
Впрочем, сложно утверждать, одержал Макмерфи победу в своей борьбе или нет, ведь в конце концов он становится жертвой безжалостной системы. Но плоды его дел и убеждений вышли за границы книги, так что и его война, и бесславная кончина выглядят вполне оправданными.
К слову, Кизи хорошо знал жизнь больницы изнутри: в молодости ему довелось поработать санитаром в госпитале ветеранов Menlo Park. Интересно, что на необычную должность писатель устроился ради того, чтобы принять участие в тестировании сильнодействующих препаратов. Под воздействием психотропных веществ и была придумана книга.
В своих подопечных Кизи видел не больных, а узников, наказанных за нежелание следовать общепринятым нормам. Такой взгляд вполне коррелировал с идеями бит-культуры. Вечные изгнанники, отрицающие правила большого мира во имя свободы, готовые на все, чтобы доказать обществу, что закон и нормы поведения — это лишь условности, калечащие истинную личность.
И в наши дни этот роман остается любимым читателями, кинематографистами, театральными режиссерами. Но есть ли произведения, похожие на него? Мы выбрали для вас две книги, напоминающие произведение Кизи.
Вниз по кроличьей норе. Марк Биллингхэм
Что получится, если объединить драму Кена Кизи и детективный сюжет с совершенно непредсказуемыми поворотами? В отличие от Макмерфи, Алиса Армитидж, офицер полиции из романа «Вниз по кроличьей норе», очевидно больна, и к тому же она не планирует бороться с несовершенной системой. Но за расследование преступления берется с энтузиазмом.
Вниз по кроличьей норе Твердый переплет 662 ₽ 849 ₽ -22% В корзину
После гибели коллеги и долгих дней, наполненных алкоголем и запрещенными веществами, она попадает в психиатрическое отделение больницы. Здесь одно за другим происходят убийства, и Алиса решает отыскать злодея. Вот только в силу своего недуга она плохо различает фантазию и реальность, так что подозреваемым может стать кто угодно, даже она сама.
Марк Биллингхэм приглашает вас в пугающий мир человека с ментальными проблемами. Как и Кизи, он с удовольствием проводит для читателя экскурсию не только по неуютным коридорам психиатрической лечебницы, но и по чертогам человеческого разума, оставляя аудитории выбор: верить происходящему или нет.
Интересно, что поиск убийцы в конце концов становится не основной задачей романа. Биллингхэм как будто стремится сказать: в той или иной мере больны все люди. Именно поэтому автору удается так легко убедить читателя, будто расследование и есть главная составляющая сюжета, и мы с легкостью покупаемся на эту уловку. На деле же оказывается, что в приоритете — повествование о пугающих метаморфозах, на которые способен человеческий мозг в момент опасности, недуга или при других экстремальных обстоятельствах. Видя поначалу в Алисе профессионала, к финалу читатель невольно задается вопросами: а действительно ли она полицейский и были ли преступления на самом деле?
Отдельного внимания заслуживают второстепенные персонажи Биллингхэма. Как и у Кизи, каждый из пациентов отделения детально выписан, наделен характером, особенностями, достоинствами и недостатками, так что читатель проникнется судьбой каждого.
В краю молочных рек. Сергей Вересков
Действие этого романа разворачивается в недалеком будущем в России.
В краю молочных рек Твердый переплет 620 ₽ 795 ₽ -22% В корзину Контент 18+
Произведение Сергея Верескова — яркий и наглядный пример того, о чем так мечтал Макмерфи. Царит чарующая и манящая свобода во всей красе: власть в стране номинальная, процветает подобие 90-х, все прежние правила и порядки — теперь не более, чем неприятные воспоминания. А в центре этого безумного нового мира — секта.
«Пришествие» — община, которая, как и психиатрическая лечебница у Кизи, принимает всех, кого отвергло общество. Вот только здесь изгоям, травмированным судьбой, тяжелыми отношениями и неудачами в профессии, предлагаются настоящее счастье и покой. И бывшая артистка Екатерина, и журналистка Лиза, и гомосексуал Дима, и даже сам лидер секты Яков неуловимо напоминают беспечных хиппи, так любимых Кизи. Они толерантны к любым формам любви, милосердны, помогают благотворительным фондам и бродягам на улицах и, казалось бы, абсолютно чисты сердцем. Но, как и в любой истории, здесь не обходится без некоторых «но».
Так ли безопасен мир, где царит вседозволенность? И так ли прекрасна свобода, какой она рисуется ее адептами? В стремлении подчинить жизнь собственным установкам герои книги Верескова решаются на отчаянные поступки. Ради установления своих правил они готовы пойти даже на кровавое преступление. И вот толерантность начинает напоминать дискриминацию, а мягкая власть в лице Якова — так ненавидимый персонажами режим. Вересков стирает грань между добром и злом, правильным и неправильным , плохое начинает вызывать сочувствие, хорошее — сомнения.
Вместе с тем писателю удается поднять в своем произведении множество социальных проблем, которые традиционно считаются в обществе «неудобными»: домашнее насилие, тирания родителей, нетерпимость. А соглашаться ли с методами борьбы, предложенными «Пришествием», — дело вкуса.