26 октября, 2021

«Дописался до чертиков»: нечисть в романах Достоевского

Рассказываем о бесах, ведьмах и колдунах в книгах автора

Автор материала: Раиса Ханукаева
«Дописался до чертиков»: нечисть в романах Достоевского

Федора Достоевского знают как христианского автора. Именно религиозные мотивы чаще всего привлекают внимание и филологов, и читателей. Но в противовес ангельским образам в его произведениях часто появляется нечистая сила, прячущаяся за масками двойников. Мы решили поймать и рассмотреть чертей и бесенят, населяющих произведения великого писателя.

Достоевский Федор Михайлович Федор Достоевский Смотреть книги

Договор с дьяволом

О двойничестве, свойственном героям Достоевского, говорили философ Николай Бердяев, литературовед Борис Энгельгардт и многие другие исследователи творчества знаменитого писателя. Как правило, «черт» Раскольникова, который «тащит» его на преступление, «бес» Ставрогина, «двойник» Версилова и Черт Ивана Карамазова трактуются как отражение «подсознательного» — это темная сторона личности одних и тех же героев, живущих в «переходном времени цивилизации». «Двойник», по мнению многих исследователей, оказывается маркером духовных метаний. Так, «бесы» Достоевского — образ вполне политизированный, и эпиграф, взятый из XVIII главы Евангелия от Луки, ясно дает понять, какой судьбы для них желает автор:

«Тут на горе паслось большое стадо свиней, и они просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, вышедши из человека, вошли в свиней; и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло».

Разумеется, речь идет не о людях, а о революционных идеях, бывших в большой моде в XIX веке. Молодой Достоевский и сам состоял в кружке Петрашевцев, за что и был арестован. Несколько месяцев заключения, лишение всех прав и смертный приговор, который был отменен в последний момент, сделали свое дело. Писатель навсегда отказался от своих революционных воззрений и видел в людях, жаждущих перемен, только врагов.

Но в его текстах за политическими аллегориями некоторые достоевсковеды видят мотив сделки с самим дьяволом. Филолог Валентина Габдуллина вспоминает о том, что в Средневековье договор человека с Сатаной скреплялся «богоотметным писанием» — особым документом, который создавал богоотступник. Такие тексты были и у героев Достоевского.

Преступление и наказание -10% Преступление и наказание Федор Достоевский Твердый переплет460 ₽511 ₽ В корзину В корзину

Родион Раскольников перед убийством написал статью «О преступлении», прочитанную Порфирием Петровичем. Со временем этот текст начинает жить своей жизнью. Отданный в одно издательство, он публикуется в другом, становится уликой для следователя, а затем попадает к матери героя. Она-то и показывает статью ничего не подозревающему о ее выходе сыну. Для Пульхерии Александровны опус Родиона служит доказательством его гениальности, для самого Раскольникова — отправной точкой, после которой ему начал помогать черт:

«Прочитав несколько строк, он нахмурился, и страшная тоска сжала его сердце. Вся его душевная борьба последних месяцев напомнилась ему разом. С отвращением и досадой отбросил он статью на стол».

Был свой документ и у Степана Верховенского. Поэма под его авторством представляется хроникеру «Бесов» едва ли не живым, мыслящим существом:

«В Петербурге было отыскано какое-то громадное противоестественное и противогосударственное общество, человек в тринадцать, и чуть не потрясшее здание. <...> Как нарочно, в то же самое время в Москве схвачена была и поэма Степана Трофимовича...»

Без ведома автора произведение было напечатано за границей и еще долго не давало покоя Степану Трофимовичу, опасавшемуся разоблачения. Внимательные читатели вспомнят и текст «признания» Ставрогина, который, судя по главе «У Тихона», тоже начал существовать в списках и вот-вот должен был попасть в чужие руки.

Бесы -10% Бесы Федор Достоевский Твердый переплет202 ₽224 ₽ В корзину В корзину

Еще одним «богоотметным» документом Габдуллина называет статью о церковном суде Ивана Карамазова, «идею о двух концах», которую карьерист Ракитин расценил как расчетливый ход («Иван теперь богословские статейки пока в шутку по какому-то глупейше­му неизвестному расчету печатает, будучи сам атеистом...»), а старец Зосима — как атеистический текст («По всей вероятности, не веруете сами ни в бессмертие вашей души, ни даже в то, что написали о церкви и церковном вопросе»).

Статья Карамазова сама попадает в руки и церковников, и атеистов. Ее отличие от документов Раскольникова и Верховенского в том, что это только «частичный» договор: помимо написанного текста, существуют еще устные поэмы, одну из которых — о Великом инквизиторе — Иван рассказал Алеше. Средний из братьев Карамазовых не решился доверить бумаге все свои мысли и тем самым символически не переступил границу, однако Черт все-таки начал к нему захаживать.

Средневековый мотив сделки с дьяволом — явление для русской литературы не новое. До Достоевского он был обыгран Гоголем в «Вечерах на хуторе близ Диканьки».

Колдуны, бесы и черти

Грамоты, статьи и другие письменные документы — не единственное, что роднит Гоголя и Достоевского. В 1847 году еще малоизвестный писатель опубликовал повесть «Хозяйка» о любви «художника в науке» Василия Ордынова к загадочной женщине, у которой тот снимает «угол». Катерина живет со старым мужем, задушившим ее родителей. Он же извел и Алешу — ее первую любовь. Но и это еще не все: купец Мурин, похоже, является настоящим отцом Катерины и держит ее подле себя с помощью ему одному известной силы. В повести он прямо называет себя колдуном:

«Давай ручку, красавица! давай загадаю, всю правду скажу. Я и впрямь колдун; знать, не ошиблась ты, Катерина! знать, правду сказало сердечко твое золотое, что один я ему колдун и правды не потаю от него, простого, нехитрого!»

Сюжет «Хозяйки» кажется талантливым перифразом гоголевской «Страшной мести», где также силен мотив инцеста и необычного потустороннего влияния отца на дочь. Катерину Гоголя не спасли ни замужество, ни заступничество законного мужа. А Катерина Достоевского не способна избавиться от Мурина ни с помощью Алеши, ни с помощью Ордынова. В конце повести Мурин невесть куда увозит свою юную дочь-жену.

Двойник. Повести -10% Двойник. Повести Федор Достоевский Твердый переплет277 ₽308 ₽ В корзину В корзину

Впоследствии нечистая сила не так ярко проявлялась в романах Достоевского. В «Бесах» с нечистью ассоциируются сами герои, в первую очередь Ставрогин, отличающийся «чрезвычайною физическою силою» и инфернальной красотой:

«Он был... удивительно скромен и в то же время смел и самоуверен, как у нас никто... Поразило меня тоже его лицо: волосы его были что-то уж очень черны, светлые глаза его что-то уж очень спокойны и ясны, цвет лица что-то уж очень нежен и бел, румянец что-то уж слишком ярок и чист, зубы как жемчужины, губы как коралловые, — казалось бы, писаный красавец, а в то же время как будто и отвратителен. Говорили, что лицо его напоминает маску... Он прожил у нас с полгода — вяло, тихо, довольно угрюмо... Но прошло несколько месяцев, и вдруг зверь показал свои когти».

Черт, приходящий к Ивану Карамазову, уже вполне цивилизованный человек, полностью попадающий под будущую теорию Фрейда о бессознательном. Достоевский дает подробное описание ночного привидения:

«Это был какой-то господин или, лучше сказать, известного сорта русский джентльмен, лет уже не молодых, „qui frisait la cinquantaine“ [фр. „под пятьдесят“], как говорят французы <...>. Одет он был в какой-то коричневый пиджак, очевидно от лучшего портного, но уже поношенный, сшитый примерно еще третьего года и совершенно уже вышедший из моды, так что из светских достаточных людей таких уже два года никто не носил. <...> Похоже было на то, что джентльмен принадлежит к разряду бывших белоручек-помещиков <...>, но мало-помалу <...> обратившийся вроде как бы в приживальщика хорошего тона. <...> Часов на нем не было, но был черепаховый лорнет на черной ленте. На среднем пальце правой руки красовался массивный золотой перстень с недорогим опалом».

Это описание напоминает сразу двух персонажей: предыдущего героя Достоевского — Степана Верховенского, бывшего приживалой у Варвары Петровны Ставрогиной, — и отчасти булгаковского Воланда, который имеет такой же презентабельный вид и отчего-то носит перстень с «черным камнем», подаренный Пилатом Афранию. Опал, как мы знаем, тоже бывает черным.

Братья Карамазовы -10% Братья Карамазовы Федор Достоевский Твердый переплет396 ₽440 ₽ В корзину В корзину

Сам Достоевский придавал сцене встречи Ивана с Чертом колоссальное значение. И писал врачу А. Ф. Благонравову из Юрьева-Польского, который увидел в этой сцене психологический подтекст:

«За ту главу „Карамазовых“ (о галлюсинации), которою Вы, врач, так довольны, меня пробовали уже было обозвать ретроградом и изувером, дописавшимся „до чертиков“. Они наивно воображают, что все так и воскликнут: „Как? Достоевский про черта стал писать? Ах, какой он пошляк, ах, как он неразвит!“ Но, кажется, им не удалось! Вас, особенно как врача, благодарю за сообщение Ваше о верности изображенной мною психической болезни этого человека. Мнение эксперта меня поддержит, и согласитесь, что этот человек (Ив. Карамазов) при данных обстоятельствах никакой иной галлюсинации не мог видеть, кроме этой. Я эту главу хочу впоследствии, в будущем „Дневнике“, разъяснить сам критически».

Ведьмы

Если уж вылавливать всю нечисть в текстах Достоевского, то выяснится, что женщинам от писателя досталось не меньше, чем мужчинам. Хотя ведьмой автор называет только процентщицу Алену Ивановну. Как предполагает философ и литературовед Владимир Кантор, мы не можем считать это определение простым ругательством, и для этого достаточно вспомнить описание героини, которая встречает на пороге Раскольникова:

«Старуха стояла перед ним молча и вопросительно на него глядела. Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка».

Очевидно, что избушки на курьих ножках мы здесь не найдем, но шея все-таки куриная, да и сам образ Алены Ивановны очень напоминает Бабу-ягу из русских сказок, зависшую между жизнью и смертью. Еще один абсолютно ведьминский жест процентщицы — укус живой человеческой плоти: «Она намедни Лизавете палец со зла укусила; чуть-чуть не отрезали!»

Идиот -10% Идиот Федор Достоевский Твердый переплет210 ₽233 ₽ В корзину В корзину

В дальнейшем у Достоевского появился целый ряд «демонических» героинь. Достаточно вспомнить Настасью Филипповну из «Идиота», образ которой, возможно, списан с первой жены писателя Марьи. Автор отмечает «бесовскую гордость» и красоту героини, близкую к ставрогинской: «Бледная, как платок; но большие черные глаза ее сверкали <...> как раскаленные угли». И отсутствие сострадания: «Ах, кабы добра! Все было бы спасено!», — восклицает Мышкин.

Грушенька, при всей своей мягкости, округлости, внешней детскости, тоже не так проста, как кажется:

«Говорили, впрочем, что хотя Грушенька и действительно была взята своим стариком из нищеты, но что семейства была честного и происходила как-то из духовного звания, была дочь какого-то заштатного диакона или что-то в этом роде. И вот в четыре года из чувствительной, обиженной и жалкой сироточки вышла румяная, полнотелая русская красавица, женщина с характером смелым и решительным, гордая и наглая, понимавшая толк в деньгах, приобретательница, скупая и осторожная, правдами иль неправдами, но уже успевшая, как говорили про нее, сколотить свой собственный капиталец...»

Иван Карамазов называет ее «зверем», что в русской традиции всегда было синонимом дьявола. Интересно, что именно она оказалась одной из совратительниц Алеши. В ненаписанном втором томе она должна была разрушить его брак с Лизой и стать любовницей будущего «великого грешника».

Азаренко Н.А. Роман Ф.М. Достоевского «Бесы» как метафора преисподней // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. No 6 (36): в 2-х ч. Ч. 1. С. 16-18.

Бем. А.М. Драматизация бреда («Хозяйка» Достоевского«)// О Достоевском. Избранные работы 14-е изд. М.: Издательство Юрайт. 2018. С. 122 — 162

Бердникова М.А. Романы Ф.М. Достоевского «Бесы» и «Братья Карамазовы»: к вопросу о сопоставлении. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2017. — Вып. — С. 69-92.

Габдуллина В.И. Архетипический мотив «договора с дьяволом» в романах Ф.М. Достоевского: «богоотметное писание» // Проблемы исторической поэтики / Петрозаводский государственный университет ; [редкол.: В. Н. Захаров (отв. ред.) и др.]. — Петрозаводск, 2012. — Вып. 10 : Евангельский текст в русской литературе ХVIII-XX веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр : сборник научных трудов, вып. 7. — С. 134-143.

Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах / АН СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом); [редкол.: В.Г. Базанов (гл. ред.), Г. М. Фридлендер (зам. гл. ред.), В. В. Виноградов и др.] — Наука. Ленинградское отделение, 1972-1990.

Кантор В.К. Инферно: две ипостаси («Отец Горио» и «Преступление и наказание»). Гефтер. 2014. № 17. — С. 1-32

Черт. Федор Достоевский. Антология жизни и творчества [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://fedordostoevsky.ru/works/characters/karamazov/devil/


Книги по теме
Поделиться с друзьями
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту, и мы отправим вам книгу на выбор
Мы уже подарили 52258  книг
Яндекс Дзен
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту, и мы отправим вам книгу на выбор
Мы уже подарили 52256  книг

Читайте также

Как Федор Достоевский изменил мир Познавательно
Как Федор Достоевский изменил мир
Рассказываем, как русский классик повлиял на произведения писателей в разных странах
5 романов Достоевского, которые следует прочесть каждому Познавательно
5 романов Достоевского, которые следует прочесть каждому
«Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы» и другие книги классика
Достоевский в воспоминаниях своей супруги Мнения
Достоевский в воспоминаниях своей супруги
Анна Григорьевна о Федоре Михайловиче
Тренды
Жизнь на кон: поклонники азартных игр в литературе
Что заставляет героев Гофмана, Пушкина и других рисковать
Жизнь на кон: поклонники азартных игр в литературе
Достоевский и искусство: любимые авторы, художники и музыканты писателя Познавательно
Достоевский и искусство: любимые авторы, художники и музыканты писателя
Рассказываем об эстетических вкусах мастера
Казнить нельзя помиловать: кто такой Родион Раскольников Познавательно
Казнить нельзя помиловать: кто такой Родион Раскольников
Рассказываем о самом известном герое Достоевского
Тест: Кто вы из героев Достоевского? Тесты
Тест: Кто вы из героев Достоевского?
Раскольников, Настасья Филипповна или Порфирий Петрович?
Познавательно
Чистые душой: юродивые в русской литературе
Рассказываем о блаженных из современных и классических произведений
Чистые душой: юродивые в русской литературе