Встречи с авторами Подбор подарка
31 октября, 2017

Прочти первым: «Uber»

Отрывок из книги Адама Лашински

Прочти первым: «Uber»

В этой книге рассказывается история компании Uber. Появившаяся в 2010 году, она буквально за несколько лет стала одним из мировых лидеров рынка пассажирских перевозок. Благодаря инновационному подходу и упору на компьютерные технологии, она оказала влияние на все сферы глобального бизнеса. Ее разработками уже пользуются такие гиганты, как Airbnb и Alibaba Group.

О том, как небольшому амбициозному стартапу удалось стать международной корпорацией, рассказал в своей книге известный американский журналист Адам Лашински. Мы публикуем отрывок из его работы «Uber. Инсайдерская история мирового господства».

 

Трэвис садится за руль

Компания, которую Каланик решил захватить осенью 2010 года, всё ещё была довольно мелкой. На протяжении четырёх месяцев она вела деятельность в пределах одного города. В сентябре, когда Каланик вёл переговоры по вступлению в должность директора, компания UberCab обслужила всего 427 пассажиров. В следующем году, когда компания уже покинула пределы Сан-Франциско и распространилась на множество других городов, в молодой компании начали отчётливо вырисовываться два свойства: использование преобразующих технологий и преимущественно интуитивный подход к делу. В Uber царила бизнес-атмосфера переработки и трудовой этики в духе «опробовать всё». Через некоторое время Каланик придумает выражение «биты и атомы» для описания уникального объединения виртуального и физического миров, отличающего его компанию от многих предшественниц.

Такие фразы, правда, были излишне громкими. Со временем Каланик понял, что Uber — это математическая задача, требующая решения (он очень любил сравнивать сложные проблемы с математическими задачами).

Если Каланик витал в облаках, где он, подобно персонажу Рассела Кроу Джону Нэшу в фильме «Игры разума», визуализировал всякие уравнения, то первые сотрудники Uber на протяжении первых месяцев существования компании, ещё до того, как Каланик полностью переключил на неё своё внимание, были заняты куда более приземлёнными проблемами, связанными с созданием нового предприятия. Остин Гейдт была одним из первых сотрудников компании Uber, устроившимся в работать в качестве офисного стажёра летом 2010 года. Гейдт, выпускнице кафедры английской филологии, было всего 25 лет, когда она пришла в Uber, — карьера её развивалась не самыми быстрыми темпами. Через 5 лет, когда она уже была одним из главных сотрудников Uber, она рассказала свою историю борьбы с наркозависимостью, которую она вела до начала работы в Uber. Напряжённость работы в быстрорастущей компании и постоянное пребывание в центре внимания, как она говорила, были ерундой в сравнении с тем, через что она уже прошла к тому моменту. Как и многие другие, она узнала об Uber в твиттере. «Я искала работу, положение было не из лучших, — вспоминает она. — Я была подписана в твиттере на всяких людей, связанных с технологиями, и я увидела твиты про Uber, мне они показались интересными. Я узнала, что они ищут стажёра, и связалась с Райаном Грейвсом, занимавшим тогда должность директора. Я сказала ему: „Вы должны дать мне шанс“. Он дал».

Как один из немногих участников команды, не являвшийся инженером, Гейдт стала главным распорядителем по логистическим вопросам разной сложности. Она была одновременно офисным менеджером, исследователем рынка и специалистом клиентской службы. Гейдт обзванивала водителей лимузинов, которых выискивала на сайте потребительских рекомендаций под названием Yelp, и предлагала им работу в Uber. Она раздавала листовки, «которые никто никогда не читает», в конференц-центре Йерба Буена. Единственный телефонный номер на сайте Uber и в их приложении был её собственный. «Случалось, что мне звонили в 3 утра и жаловались на то, что не могут заказать машину, или заказывали машину на Форт-стрит или ещё бог знает, что говорили. Я отвечала: „Вам нужно воспользоваться приложением“. В конце концов мы убрали мой номер». Гейдт узнала мельчайшие подробности превратностей жизни стартапера. «Я тогда даже не знала, как правильно оформить электронное письмо, — говорит она. — Я быстро поняла: а, ясно, все импровизируют, никто на самом деле не понимает, что он делает».

Этот стартап наломал дров. В первые месяцы деятельности в Сан-Франциско — в середине 2010 года — он управлялся первым CEO в его истории, Райаном Грейвсом, в то время как Кэмп и Каланик занимались своими делами где-то ещё. Эта постоянная неразбериха и обучение на собственных ошибках легли в основу того, что впоследствии стало «схемой игры» Uber. Например, в свой первый Хэллоуин молодая компания предоставила всем пассажирам скидки на поездки, чтобы как-то расшевелить бизнес. Скидки сработали слишком хорошо — настолько, что в итоге привели к массовому возмущению клиентов. «Никто не мог заказать машину, — говорит Гейдт, указывая на резко возросший спрос, которому предложение никак не могло соответствовать. — Так мы поняли, что ни в коем случае нельзя объявлять распродажу в дни наивысшего спроса. Но тогда мы об этом просто не знали». Действительно, со временем Uber начала практиковать противоположный подход: в загруженные дни она прибегала к ненавистной и вызывающей споры тактике под названием всплеск цен, которая, тем не менее, приносила желаемый результат и увеличивала количество водителей.


Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 80500 книг
Сонеты Шекспира
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 80500 книг

Комментарии

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь и заполните информацию в разделе «Личные данные»
Написать комментарий
Написать комментарий
Спасибо!
Ваш комментарий отправлен на проверку и будет опубликован в течение 5 дней при условии успешной модерации

Читайте также

«Новая поведенческая экономика» Ричарда Талера

«Новая поведенческая экономика» Ричарда Талера

Отрывок из книги лауреата Нобелевской премии по экономике 2017 года

Прочти первым: «Законы большой прибыли»

Прочти первым: «Законы большой прибыли»

Отрывок из книги Адриана Сливотски, Боба Андельмана и Дэвида Дж. Моррисона

Прочти первым: «HR как он есть»

Прочти первым: «HR как он есть»

Отрывок из книги директора по управлению персоналом FIFA World Cup Russia

Книги по интернет-маркетингу

Книги по интернет-маркетингу

7 пособий, которые научат вас зарабатывать в Сети

«Планета свалок»: как мусор снова превращается в товар

«Планета свалок»: как мусор снова превращается в товар

Почему Китай завозит к себе металлолом из-за океана

Как это устроено: книги о том, по каким законам живет крупный бизнес

Как это устроено: книги о том, по каким законам живет крупный бизнес

Рассказываем о пищевой промышленности, мусорном рынке и многом другом

Кремниевая долина: от удобных сайтов к слежке за пользователями

Кремниевая долина: от удобных сайтов к слежке за пользователями

Чем занимаются специалисты по программному обеспечению

Как не прогореть в кризис

Как не прогореть в кризис

5 правил, которые помогут вам сохранить бизнес