Романы Чарльза Диккенса дают широкий простор для творчества. Тут и социальные проблемы, и необычные герои, и визуальный контраст между нищетой и богатством, добродетелью и пороком. Снимать фильмы по мотивам его произведений начали еще на заре кинематографа, так что история экранизаций некоторых романов насчитывает более столетия. Мы же решили посмотреть, как работают современные режиссеры, и выбрали 5 фильмов и сериалов, снятых за последние двадцать лет.
«Оливер Твист»
На сегодняшний день существует около десятка экранизаций «Оливера Твиста». В свое время снять фильм по мотивам диккенсовского романа мечтал даже советский режиссер Яков Протазанов. К сожалению, этот проект остановился на этапе подбора актеров. Зато в мировом кино у «Оливера Твиста» есть множество разных вариаций. Так, в одной из первых экранизаций романа герой — ребенок-непоседа, доставляющий множество неприятностей взрослым, но очаровывающий их. В фильме-мюзикле «Оливер!» Кэрола Рида он — юный романтик, попадающий в сказочный Лондон, а Роман Полански превратил мальчика в отстраненного созерцателя, приблизив его тем самым к диккенсовской идее.
Полански не романтизировал среду воров, в которую попадает Оливер, как это сделано в мюзиклах, нагрузил фильм сильными метафорами и образами и немного изменил сюжет, ничего не рассказав о тайне рождения главного героя. На протяжении всей картины режиссер избегал ярких красок и поэтических деталей, сконцентрировавшись на быте и трудной жизни лондонских низов.
«Большие надежды»
Первый фильм, снятый по мотивам «Больших надежд», появился на экранах в 1917 году. В нем режиссер Роберт Виньола обратил внимание только на первые главы романа. Остальное, то ли из-за нежелания продолжать работу, то ли из-за недешевых съемок, он сильно сократил.
Классическая и, как утверждают киноведы, эталонная экранизация книги вышла в 1946 году. Фильм Дэвида Лина был включен Британским институтом кино в пятерку лучших картин в истории страны. Ленту тепло приняли зрители по обе стороны Атлантики, и именно после ее появления инициативу в экранизациях Диккенса перехватили англичане.
Однако сегодня одной из самых известных лент по мотивам романа «Большие надежды» стала картина Майка Ньюэла. Положа руку на сердце, признаемся, что особенных художественных находок в ней нет, зато эстетам совершенно точно понравятся панорамные съемки и удивительной красоты костюмы. Да и лишний раз посмотреть на игру Хелены Бонэм Картер и Рэйфа Файнса всегда приятно.
«Рождественская песнь в прозе: святочный рассказ с привидениями»
Еще в период немого кино «Рождественскую песнь» экранизировали пять раз! Затем последовали как классические полнометражные адаптации, так и пародии. В 1983 году, например, студия Уолта Диснея выпустила мультфильм, где история скряги Скруджа была разыграна мультяшками. В роли главного героя выступил, естественно, Дядюшка Скрудж из «Утиных историй».
Российским же зрителям знакома другая анимационная лента — «Рождественская история» Роберта Земекиса, в которой жизнь в призраков и Скруджа вдохнул Джим Керри. Актер действительно серьезно подошел к роли: много отрабатывал движения, мимику персонажа и экспериментировал с акцентами. Керри признавался, что мечтал о прокате фильма в Великобритании.
В итоге «Рождественская история» была переведена на десятки языков и появилась в кинотеатрах 66 стран.
«Крошка Доррит»
«Крошка Доррит» — один из самых сложных для Диккенса романов. Исследователи до сих пор дивятся количеству черновиков этого текста. Но по стилистике эта книга не уступает остальным произведениям писателя, а может быть, даже превосходит их.
Режиссеры относятся к «Доррит» с осторожностью, отсюда и 5 экранизаций за всю историю романа. Но главное не количество, а качество, не так ли? Историю о несчастной Эми Доррит снимали в Великобритании, Германии, США, а затем снова в Великобритании.
Самая поздняя адаптация на сегодняшний день — британско-американский сериал 2008 года с Клэр Фой и Мэтью Макфэдиеном в главных ролях. Фильм получил целых семь премий «Эмми», в том числе и в номинации «Выдающийся мини-сериал».
«Дэвид Копперфильд»
Один из самых популярных романов Чарльза Диккенса, причем не только в Великобритании, но и за рубежом. В России перевод появился практически сразу после оригинальной публикации. Напечатали его ни много ни мало два главных русских толстых журнала XIX века — «Современник» и «Отечественные записки».
Первая экранизация «Копперфильда» вышла в 1911 году, а классическая, снятая Джорджем Дьюи Кьюкором, в 1935-м. Этот фильм стал одной из немногих голливудских адаптаций Диккенса, которую признают эталонной на родине классика. Но, пожалуй, самая известная на сегодня картина увидела свет в конце XX века (в 1999 году) и своей славой она обязана фильмам о Гарри Поттере, которые подогрели интерес ко всем работам Дэниэла Рэдклиффа.
Дело в том, что роль несчастного Копперфильда стала первой в фильмографии будущего киноволшебника. И когда режиссера «Философского камня» спросили, кого он хочет видеть в образе Гарри, он показал коллегам именно трейлер фильма Саймона Кертиса 1999 года. Кстати, в этой же картине снялась и Мэгги Смит — будущая профессор Макгонагалл.