Таро, метафорические карты и оракулы прочно обосновались в повседневной жизни. За советом к ним обращаются даже те, кто верит только в логику и сухие факты. Так что неудивительно, что Таро все чаще появляются на страницах художественных книг. Они могут добавить шарма одному из героев, стать ключом к сюжету и существенно повлиять на него.
Рассказываем, как в руках современных авторов колода тасуется в захватывающую историю, загадки и тайны, а метафорические карты подсказывают сюжетные повороты.
Детективы: логика против мистики
Если в детективе или триллере появляется таролог, значит, его либо разоблачат, либо убьют.
-19% Тринадцатая карта (формат клатчбук) 430 ₽ 529 ₽ -19% В корзину
Так, в новом романе Майка Омера «Тринадцатая карта» гадалку, экстрасенса и торговку снадобьями Жаклин Мьюн застрелил неизвестный. Детективы Ханна Шор и Бернард Глэдвин уверены, что причины преступления связаны с ее профессиональной деятельностью.
Таролог — человек, которому доверяют тайны и который знает больше, чем остальные. Его предсказания могут привести к роковым последствиям, и кто-то, возможно, захочет отомстить за них. Такой персонаж становится связующим звеном между прошлым, настоящим и даже будущим и может подтолкнуть следователя к разгадке.
А еще карты добавляют истории долю мистики и новые тайны, которым сыщик обязательно найдет свое объяснение. Этот прием срабатывает очень хорошо как в детективах, выстроенных по классической формуле, так и в триллерах.
Таро как готовый сюжет
Самое интересное начинается, когда автор вникает в систему Таро и на ее основе выстраивает повествование. Ведь карты — готовая шпаргалка по сторителлингу.
«Колода карт Таро — это очень подробный и полный сборник самых разных ситуаций и жизненных историй. Можно взять абсолютно любой сюжет и найти в колоде подходящий аркан-иллюстрацию. Поэтому неудивительно, что многие писатели использовали Таро для вдохновения», — говорит таролог и книжный блогер Наталья Шелагурова.
Так, приводит пример Наталья, американская художница Йоши Йошитани проанализировала мифы, сказки и легенды и сопоставила их сюжеты и архетипы с разными арканами. В образе Русалочки Андерсена она увидела Шута, а в Шахерезаде — Жрицу.
«Важно сказать, что колода Таро — это вовсе не набор случайных карт, а система. Я люблю сравнивать ее с книгой: каждая карта — это как глава, как новый виток развития сюжета, который логично продолжает предыдущую часть. Например, 22 Старших аркана еще называют путешествием Шута. Это история из „22 глав“, где есть и завязка, и кульминация, и финал.
Ею вдохновился Милорад Павич. „Последняя любовь в Константинополе“ — книга из 22 глав, каждая из которых названа в честь соответствующего Старшего аркана. Главы идут в том же порядке, что и арканы Таро. Поэтому Павич не только опирался на смысл карт, но и сохранил структуру колоды», — говорит Наталья.
-50% Последняя ставка 425 ₽ 849 ₽ -50% В корзину
Роман Тима Пауэрса «Последняя ставка», написанный в 1992 году, называют потерянным старшим братом «Американских богов» Геймана. Динамичная, непредсказуемая и многослойная книга так же виртуозно играет с темой мифов и легенд, а еще опирается на систему Таро.
Это городское фэнтези о Скотте Крейне — некогда профессиональном игроке в покер, который вынужден вернуться в Лас-Вегас. Его отец пытался достичь бессмертия, используя магию карт Таро, и отцовская одержимость аукнулась Скотту спустя много лет. У книги, удостоенной «Локуса» и «Всемирной премии фэнтези», захватывающий сюжет, так что понравится она самой широкой аудитории, но те, кто хорошо знаком со Старшими арканами Таро и легендами о короле Артуре, смогут оценить его в полной мере.
Таро как инструмент самопознания героев
В «Волхве» Джона Фаулза наблюдательный читатель обнаружит отсылки к знаменитой колоде. В книге 78 частей — по количеству карт в ней, а название романа сопоставимо с одним из Старших арканов.
Можно считать это совпадением, но сюжет истории тесно переплетен с оккультизмом и идеями Юнга. Швейцарский психолог упоминал Таро в некоторых своих лекциях и письмах и полагал, что они могут быть полезны в изучении бессознательного.
Таро как инструмент самопознания все чаще фигурируют в современной литературе. Даже если речь идет о фэнтези, где карты наделены магической силой, они чаще помогают героям найти путь к себе и осознать скрытые желания.
«Глядя на зарубежный рынок, я могу сказать, что сюжетов, основанных на картах, появляется все больше. Меня безусловно радует эта тенденция, во-первых, ведь благодаря этому гораздо проще и увлекательнее изучать карты, а во-вторых, такая дружба литературы и Таро помогает „демистифицировать“ этот инструмент и показать, что карты — это не про „бабкины гадания“», — говорит Наталья Шелагурова.
В романе Кэролайн О’Донохью «Все наши скрытые таланты» в руки шестнадцатилетней Мэйв Чэмберс — девочки из семьи гениев, которая учится в школе для отстающих, — попадает колода Таро. Эти карты не простые, а волшебные, и сама Мэйв чувствует с ними особую связь. Девушке достаточно посмотреть на аркан, чтобы сразу понять его тайный смысл (мечта начинающего таролога).
-50% Все наши скрытые таланты 440 ₽ 879 ₽ -50% В корзину Контент 18+
Новая суперспособность обеспечивает девочке популярность в школе, вот только ее подруга Лили, вытащив во время гадания незнакомую карту, на следующий день пропадает без вести. Решив с помощью Таро отыскать подругу, Мэйв ступает на путь непредсказуемого приключения. Книга и ее продолжение «Таланты, которые нас связывают» написаны в духе «Леденящих душу приключений Сабины» и «Очень странных дел», но основным ее мотивом становятся поиски себя.
Метафорические карты как генератор идей
Что будет, если автор во время работы начнет опираться на подсказки метафорических карт?
-16% Последняя из рода Мун: Семь свистунов. Неистовый гон 712 ₽ 849 ₽ -16% В корзину
Такой эксперимент со своим романом «Последняя из рода Мун» провела Ирина Фуллер — автор трилогии «Эксплеты». Все началось со встречи для авторов «Эксмо», где говорилось о популярности Таро и о том, как их можно использовать в сюжете. Но, по словам Ирины, ей куда ближе оказались метафорические карты. Они интересны тем, что использующий их человек не читает готовое описание, а сам трактует образы.
«Моя подруга любит метафорические карты, она рассказала мне о них, и мне понравилась концепция. Нравится, что это именно не гадание, а обращение к себе, своему подсознанию. У меня как раз была в работе книга „Семь свистунов“. Я стала размышлять: „Вот если бы героиня пользовалась метафорическими картами, чтобы сделать выбор, это было бы мне по душе...“ Потом я подумала: „А что, если писать так книгу? Пользоваться картами, чтоб решить, как развивать сюжет“.
И мне пришла в голову идея объединить оба подхода. Каждую главу героиня будет задавать себе вопрос „что делать?“: „Отправиться в путь или остаться дома?“, „Доверять ли этим людям?“ И я буду тянуть метафорическую карту и отвечать, как ответила бы Элейн. И в тексте она тоже тянет карту, карта описывается, и мы наблюдаем, как ее трактует героиня», — рассказывает Ирина Фуллер.
Общую канву сюжета и финал книги писательница оставила такими, как планировала, но отдельные его повороты диктовались именно картами.
«В ту же поездку в Москву я пошла в „Библио-Глобус“ и по какому-то невероятному стечению обстоятельств нашла идеальные карты, где разные сюжеты изображены в средневековом сеттинге. Это подходило просто прекрасно.
Я рассказала о своей задумке маме. Она спросила: „То есть героиня может сделать один выбор, а может — другой? Ты покажешь разные варианты развития сюжета?“
Тут мне просто снесло крышу! Конечно, было бы очень круто показать, как разная трактовка карт может привести к разным последствиям. Метафорические карты — не „судьба“, не единственно правильный вариант. Это всего лишь помощник в том, чтобы сделать выбор, чтобы понять, а чего ты хочешь на самом деле. Разные люди в одной и той же ситуации могут трактовать МАК совершенно по-разному!» — делится писательница.
Так и возникла идея показать, как в самом начале, на первой же карте, героиня Элейн приняла разные решения. Дописав «Семь свистунов», Ирина взялась за «Неистовый гон» с той же отправной точки.
По словам писательницы, в большинстве случаев карты помогали не только ей, но и ее героине находить нестандартные решения. Так что «Последняя из рода Мун» стала одной из самых ожидаемых новинок этого лета.«Карты были те же, что в „Свистунах“. Но чем дальше, тем сильнее отличались обстоятельства, и мы видим, насколько иначе героиня трактует изображения в „Гоне“. Вот так метафорические карты дали толчок всей концепции „Последней из рода Мун“ (общее название книги), привели меня к тому, чтобы сделать книгу-перевертыш. Кстати, в процессе написания я выкладывала карты в блоге, то есть у меня есть видео каждого момента, когда их тяну. Никакого жульничества, ни разу не было такого, чтобы я подумала: „Ой, эта карта не подходит“. Если мне нужен был определенный поворот сюжета, героиня просто видела его на карте. В этом и прелесть: найти объяснение, придумать нужную трактовку не так-то сложно», — объясняет Ирина Фуллер.
На художественные книги, вдохновленные Таро, действует скидка 20% по промокоду ЖУРНАЛ.