Мифы Древней Греции до сих пор служат источником вдохновения для поэтов и писателей разных стран. Литераторы — от классиков до молодых авторов — по-своему трактуют знаменитые сюжеты, находят в них новые смыслы, адаптируют истории о всемогущих богах под современные реалии. Так делали в том числе Нил Гейман, Рик Риордан и Дэн Симмонс. А недавно к этой компании примкнул и сценарист Алекс Михаэлидес.
На днях в продажу поступил его новый роман — «Девы». Речь в этом напряженном и очень запутанном триллере пойдет о девушках, помешанных на образе древнегреческой богини Персефоны. Эта увлеченность оборачивается для них смертельным приговором. Отыскать убийцу юных красавиц и наказать его предстоит психотерапевту Мариане — женщине с собственными травмами и фобиями.
К слову, Михаэлидес не впервые обращается к мифологии. В его предыдущем романе «Безмолвный пациент» в основу сюжета легла история об Алкесте. И также разобраться с убийством пытался психотерапевт.
Не случайно Михаэлидес так сосредоточен в своих книгах на психологии и мифах. И то и другое всегда интересовало писателя. Так, например, в молодости он несколько лет проработал в психоневрологическом диспансере для подростков, и многие эпизоды, увиденные им в реальности, позже так или иначе нашли свое отражение в романах. А вот с культурой Древней Греции Михаэлидеса связывают еще более долгие и глубокие отношения. Благодаря киприотскому происхождению этой темой он заинтересовался еще в старшей школе.
В одном из интервью Алекс признался, что психотерапия и греческая мифология неразрывны в его сознании, поскольку только благодаря первой можно переосмыслить классические сюжеты и заново исследовать вечные темы любви, смерти и предательства. Попробуем разобраться, как писателю удается так гармонично сочетать мифы и современность.
Алкеста и обет молчания
Миф о царице Алкесте очень выделяется в древнегреческом фольклоре благодаря неожиданно романтическому сюжету. Среди бесконечных боев, жестоких выходок богов и кровавых убийств эта история выглядит настоящей сказкой: чтобы спасти своего мужа от смерти, Алкестида соглашается пожертвовать собой. Царь Адмет сохраняет жизнь, а царица благодаря Гераклу получает второй шанс на земное существование.
Безмолвный пациент Твердый переплет 679 ₽ 871 ₽ -22% В корзину
Фигура Алкесты интересовала Михаэлидеса много лет, к истории о ней писатель возвращался снова и снова, даже брался за написание киносценария и театральной пьесы. Однако наиболее полно ему удалось раскрыть ее образ через современную женщину — героиню дебютного романа Алисию. Правда, автор полностью пересмотрел известный сюжет. В его версии Алкеста выступила жертвой, ведь Адмет, хоть и оплакивал супругу, все-таки был не прочь, чтобы та отправилась в Царство мертвых вместо него.
Знаменитая художница Алисия Беренсон, как и ее древнегреческий прототип, фактически отказалась от жизни. Много лет она находилась в тюремной психиатрической лечебнице якобы за убийство горячо любимого мужа и молчала, не произнося ни слова в свое оправдание. Единственное ее послание миру было заключено в картине, написанной сразу после расправы: на ней художница изобразила, как она рисует на холсте собственной кровью, и подписала в углу одно слово — «Алкеста». Так неужели она преступница? А может быть, точно так же, как и греческая царица, она хотела уберечь возлюбленного от гибели, но не справилась с задачей? Что таит в себе многолетнее молчание молодой женщины?
Разговорить Алисию во что бы то ни стало решает тюремный психотерапевт Тео Фабер. Решение непростой задачки становится для замкнутого и покалеченного жизнью врача делом чести. Но будьте готовы к тому, что миф об Алкестиде станет лишь намеком на развязку. А сам финал будет совершенно непредсказуемым, вполне достойным древнегреческой мифологии с ее беспощадными персонажами и закрученными сюжетами.
Персефона и одержимость
Самым распространенным мифом о Персефоне можно назвать сюжет о похищении прекрасной девы Аидом. В нем рассказывается о том, как властитель подземного царства умчал девушку в свои владения на золотой колеснице. Богиня Деметра тщетно пыталась вернуть дочь, а результатом ее скорби стали бури и неурожай на земле. Зевс был вынужден вмешаться и приказать Аиду вывести Персефону на свет. Но перед уходом пленницы тот дал ей съесть зернышки граната, которые вновь и вновь заставляли красавицу возвращаться к нему. Именно этот сюжет отчасти лег в основу нового триллера Михаэлидеса — «Девы».
Девы Твердый переплет 637 ₽ 816 ₽ -22% В корзину
Героини романа — студентки престижного Кембриджского университета, участницы тайного клуба под предводительством обаятельного и одновременно с тем пугающего Эдварда Фоски. Одна за другой девушки становятся жертвами неизвестного маньяка. Все улики указывают на то, что с ними расправляется сам Фоска, но, будто вкусив отравленный гранат, оставшиеся в живых студентки продолжают безоговорочно верить своему наставнику.
Психотерапевт со сложной судьбой, молодая вдова Мариана не может остаться в стороне от этого дела, ведь одна из погибших — подруга ее родственницы. Женщина пытается доказать причастность Фоски к содеянному, так что расследование постепенно становится для нее навязчивой идеей. И нет сомнений в том, что, обладай она властью Деметры, всем участникам происходящего не удалось бы избежать страшной кары. Финал обещает быть как всегда непредсказуемым.
К слову, сам Алекс Михаэлидес утверждает, что греческий миф хоть и играет значительную роль в новом произведении, но своей главной задачей писатель ставил рассказ о собственной альма-матер. Еще будучи студентом Кембриджа, он нередко размышлял о культуре закрытых учебных заведений. Недоступность для простых смертных, по мнению литератора, делает такие университеты своеобразным Олимпом, где действуют свои законы и правила. Подчас откровенно бесчеловечные и жестокие.
Понять, прав автор или нет, а также разгадать вместе с Марианой тайну убийств юных студенток вам удастся, прочитав роман «Девы». Уверены, он окажется не менее захватывающим, чем «Безмолвный пациент».