Термин «нарко-нуар» практически не встречается ни в русской литературной критике, ни в литературоведении. Отчасти потому, что называть «нуаром» детективы у нас не принято, а отчасти из-за новизны жанра. Но сегодня книги этого направления все чаще появляются на отечественном рынке, а значит, пора разобраться, что к чему.
Информация из первых рук
Обычно классические детективы сосредотачиваются на истории одного убийцы, обладающего кучей комплексов и психологических травм. Персонажи таких книг, их действия и мотивы безусловно отражают проблемы времени, в котором появились, но все-таки это выдуманные, скомпилированные сюжеты. Романы нарко-нуара рождаются из заголовков ежедневных газет: из мрачных историй о находке очередной партии кокаина или ликвидации банды наркоторговцев. Через призму художественной литературы поклонники жанра смотрят на реальные события и реальных людей, а авторы детективов в большинстве своем — бывшие полицейские, судьи или журналисты, работающие в криминальной сфере. Репутация инсайдеров помогла им завоевать доверие читателей.
Как видно из названия, сюжет книг этого жанра строится вокруг борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Даже их язык крепко связан с географией преступного бизнеса: крупнейшим рынком сбыта подобного товара являются США, а главными поставщиками — такие страны, как Мексика и Колумбия. В итоге большинство романов нарко-нуара написаны на английском с включением испанских слов — профессионального жаргона дилеров.
-50% Кари Мора Твердый переплет 425 ₽ 849 ₽ -50% Добавить в корзину
Антиромантизм
В отличие от «Крестного отца», «Карточного домика» и других криминальных саг, романы нарко-нуара не романтизируют преступления. Западные критики называют жанр новым проявлением маскулинности и отмечают крайнюю жестокость подобных книг. Авантюрный сюжет и очарование приключений здесь, конечно, присутствуют, но на первый план выходят подковерные игры криминальных боссов, бесконечные бойни, теракты, в которых гибнут сотни мирных людей, и тотальная коррупция власти.
Родоначальником жанра стал мексиканский писатель Элмер Мендоса. Он пришел в литературу в 1978 году с циклом коротких рассказов о криминальном мире, а в 90-х стал одним из первых авторов, кто, по мнению критиков, честно рассказывает о культуре наркоторговли в Мексике. В 2005-м традицию продолжил испанский романист Артуро Перес-Реверте. Его роман «Королева Юга» о легендарной наркоторговке Сандре Авиле Белтран наделал много шуму в литературной среде. Журналист с огромным стажем, Реверте снабдил книгу суровыми и очень точными подробностями.
Самым громким релизом последних нескольких месяцев стал роман Томаса Харриса «Кари Мора», в котором писатель собрал, пожалуй, все ужасы криминального мира: от использования детей на войне до торговли наркотиками и борьбы за гигантское наследство наркобаронов.
Читайте также: О чем новый роман Томаса Харриса?
Нарко-нурар и документальная литература
Как мы уже говорили, сам жанр родился благодаря журналистике. Литература стала своеобразным убежищем разоблачителей. Многие авторы-документалисты, не пожелавшие скрыть имен своих героев и открыто публиковавшие репортажи и книги о преступной деятельности, либо погибли, либо вынуждены скрываться.
Так, журналистка Mexico City Анабель Эрнандес, разоблачавшая коррупцию в Мексике, сбежала из страны из-за угроз, регулярно поступавших в ее адрес. Но, как показывает практика, далеко не всегда художественная переработка истории может спасти жизнь. Например, в сентябре 2017 года был убит ассистент продюсера сериала «Нарко», повествующего о борьбе американских копов с мексиканской группировкой, прототипом которой стал картель Пабло Эскобара. Это преступление прокомментировал старший брат и бывший сообщник Пабло Роберто Эскобар Гавирия, заявив, что не желает видеть съемочную группу «в своей стране».
Любить Пабло, ненавидеть Эскобара Твердый переплет
Однако удачные примеры нон-фикшна в жанре нарко-нуара все-таки существуют, среди них мемуары Вирхинии Вальехо «Любить Пабло, ненавидеть Эскобара» и переживающее очередную волну популярности документальное расследование «Я слышал, что ты красишь дома» Чарльза Брандта, которое экранизировал Мартин Скорсезе.
Популярность
Жанр нарко-нуара сегодня стал ярким и весомым явлением в литературе. Несмотря на сознательный отказ от романтизма, он привлекает все больше и больше читателей. С чем связан этот растущий интерес, объяснить сложно. С одной стороны, описываемые в романах события документальны, но находятся так далеко от обычной жизни, что может восприниматься как вымысел. С другой — новости не дают нам забывать о том, что этот странный и страшный мир все-таки существует, а значит, антигерои романов — такие же обычные люди, и очень интересно узнать, что же творится в их закрытом обществе.