Харуки Мураками не из тех писателей, которые выпускают книги ежегодно. Новый сборник рассказов поклонникам пришлось ждать несколько лет. Так что публикацию «От первого лица» по праву можно назвать литературным событием.
Мы решили выяснить, что говорят о книге критики.
-85% От первого лица Твердый переплет 127 ₽ 849 ₽ -85% Добавить в корзину
Дэвид Минс, The Guardian
[Сборник] «От первого лица» — о том, что, нами владеет память. Воспоминания в рассказах Мураками связаны не столько с фактами, сколько с чувствами. Так, автор говорит о девушке, которую помнит хорошо, но имени которой не знает. Его память подсказывает, что ей нравилась The Beatles. И перед его глазами всплывает образ из 1964 года, когда она в развевающейся юбке мчится по тускло освещенному школьному коридору, прижимая к груди альбом Битлов.
«Кроме этого, я ничего о ней не знаю», — резюмирует Мураками.
И хотя он никогда больше ее не видел, это воспоминание захватывает его: «Как будто все звуки исчезли, как будто я опустился на дно бассейна».
Смысл и значение этого сообщения утеряны, и содержащееся в нем послание, «как значение всех снов, исчезло». Сборник — это память о тех чувствах, которые рассказчик сохраняет и к которым возвращается как «к одному из самых ценных инструментов, как к способу выживания».
Леланд Чеук, The Washington Post
В новом сборнике рассказов Харуки Мураками «От первого лица» один из его вымышленных обывателей отмечает: «Мир может перевернуться с ног на голову, в зависимости от того, как мы на него смотрим. Солнечный луч, в зависимости от угла падения, может превратить тень в свет или свет в тень. Положительное становится отрицательным, отрицательное — положительным». Этот пассаж отражает обманчивую простоту сюрреализма, благодаря которому работы Мураками полюбились миллионам читателей по всему миру. «От первого лица» понравится его поклонникам и послужит прекрасным введением для неофитов, перекликаясь со многими сверхъестественными сценариями его более ранних работ. <...>
Кафкианский рассказ «От первого лица», ставший заглавным, пожалуй, самое сильное и самое актуальное произведение в книге. Его главный герой — мужчина, всегда одевающийся небрежно, — решает надеть костюм. Когда он смотрит в зеркало, то испытывает необъяснимое чувство вины, как человек, «идущий по жизни, приукрасив резюме... Вы знаете, что это неправильно... но ты не можешь помочь себе». Он идет в бар, где к нему подходит женщина и говорит, что она «подруга подруги», что она знает об «отвратительной, ужасной вещи», которую он сотворил с ней, и что ему должно быть стыдно за себя. Рассказчик не узнает женщину и не помнит, что он мог сделать. А читатель не может не думать о движении #MeToo и обо всех влиятельных людях, кто, кажется, с трудом помнит свои проступки.
Андрей Мягков, «Год литературы»
В России Харуки Мураками — по-настоящему народный писатель. Мне его впервые подсунула на границе средней и старшей школы учительница по литературе. <...>
Помню, какое необычное впечатление оставила «Охота на овец». Ничего оглушительного, Мураками враз не стал моим любимым писателем — но было странно, что можно писать настолько нездешне. Дело, конечно, не в фактуре, хотя сюжет романа действительно странный (следуя китайской легенде, душа Овцы переселяется в людей, вытесняет их личность и жаждет создать Империю Абсолютной Анархии). Дело было в самой ткани текста: написанный максимально просто, в духе чуть ли не американских минималистов <...> текст убаюкивал своей печальной меланхолией, окутывал туманом загадочных недомолвок. А под покровом этого тумана привычный мир расползался на лоскутки, явь путалась со сном, да и в зеркале кто-то копошился. Затем этот мир снова — простейшими словами и бытовыми ритуалами — собирался обратно, а на следующей странице снова так же просто расползался.
Сейчас, когда отсмотрены фильмы Дэвида Линча и прочитан не один магический реалист, это уже не кажется чем-то из ряда вон. Прекрасно понимаешь, почему многие обвиняют японца в «попсовости» и прочих грехах. А все-таки берешь новый сборник рассказов Мураками «От первого лица» и видишь — он делает это как-то по-своему. В его «городских легендах» усталая повседневность и анемичные герои насквозь пропитаны той самой нездешностью, когда все вроде бы привычно, а вроде бы и нет, но какая, в сущности, разница. Уникальной нездешностью Мураками, которую можно не любить, но которую ни с чем не спутаешь.
Редакция портала «Фонтанка.ру»
Сборник рассказов Харуки Мураками «От первого лица» (дословно — «Первое лицо единственное число») вышел на родине писателя в прошлом году. Его составили восемь историй в модном ныне жанре «автофикшен» <...> Книга, естественно, отсылает к предыдущим произведениям Мураками, например к сборнику «Джазовые портреты», куда вошли очерки о 55 любимых исполнителях автора. Своеобразным продолжением этой книги является рассказ «Чарли Паркер играет босанову», где музыкально-критическая мистификация, выдуманная история настигает рассказчика спустя много десятилетий.